Благообразный Иосиф

Иосиф Аримафейский, из города Аримафеи. Мало известно о его жизни. Более того, житие Иосифа Аримафейского обросло апокрифическими сказаниями, мистическими легендами.
Иосиф Аримафейский тайно разделял учение Христа. Он занимал высокое положение в обществе и был богат.

Наступила Пасха Распятия или Пасха Крестная – так называли ранее Страстную Пятницу. Христос распят на кресте вместе с разбойниками. Римляне охраняют Голгофу. Опасно особо проявлять жалость к распятым. Только самые верные остались у подножия Креста. И вот Иисус испустил дух. Он должен быть погребён в бесчестной могиле с разбойниками. Однако книга Исайи пророчествует о другом: Христу назначен гроб со злодеями, но Он погребён у богатого (53;9). Как же исполнится сие пророчество?

Пророчество исполнилось благодаря крепости духа Иосифа Аримафейского. Никто не мог пойти к Пилату. Во-первых, человека, бедного и незначимого в социальном статусе, туда попросту бы не пустили. Во-вторых, это означало навлечь на себя месть ненавистников Христа. Нужно было иметь дерзновение духа и богатое положение в обществе, чтобы просить у Понтия Пилата Тело Распятого. У Иосифа имелось и то, и другое.
И вот он предстоит перед Пилатом. Пилат не отказал члену синедриона. Иосиф снимает вместе с Никодимом Тело Христа с Распятия. Он покупает новую чистую плащаницу. Вместе с Никодимом мужчины омывают Тело Спасителя, заворачивают в плащаницу и кладут в гроб, который Иосиф приготовил для себя, как свою личную усыпальницу. Сбылось пророчество – погребён у богатого.

Николай Сербский через дошедшие до нас предания рассказывает нам о том, что римляне не простили Иосифу его дерзновение. Кроме того Иосиф сильно согрешил против иудаизма, «осквернив» усыпальницу богатого дома Телом снятого с голгофского Креста Иисуса. На кресте распинали тех, кого хотели предать смерти позорной. Как можно было, с точки зрения иудеев-ортодоксов, снять тело презренного «злодея» и положить в гроб, уготованный для достойного еврея?

Иосиф был закован в цепи и сброшен не то в глубокий ров, не то заточён в подземелье. И вот тут исполняется чудо: Воскресший Христос является Иосифу! Оковы спали, а сам он чудесным образом был перенесён к себе домой в Аримафеи. Потому Иосифа по праву включают в число апостолов от 70. Иосиф не мог умолчать о дарах Духа Святаго, о явлении воскресшего Спасителя. Иосиф выходит на проповедь. Он несёт миру благую весть о Воскресшем Спасителе.

Вместе с Марфой, Марией и Лазарем он уходит из родного города. Сестёр и брата он оставляет на территории нынешней Франции, а сам уходит проповедовать на Британские острова в Гластонбери.
Население Гластонбери очень недружелюбно встретило проповедника. Не раз Иосиф был побиваем камнями. Но хранимый Богом, продолжал проповедовать.

Однажды на Рождество он рассказывал, как родился Спаситель в Доме Хлеба – Вифлееме. Немирные слушатели потребовали чуда – дескать, подтверди свою правду каким-нибудь знамением. Иосиф услышал Глас свыше – ему велено было взойти на кельтский холм Вириал и воткнуть свой посох в землю. Посох Иосиф себе вырезал из того самого дерева, из ветвей которого сплели римляне венец на Главу Спасителя. Иосиф исполнил, как ему было сказано. Случилось чудо: в несколько минут посох ожил, пустил почки, цветы и листья.

Такова история Гастонбергского терновника. Впрочем, некоторые учёные относят это дерево к семейству боярышника. Дерево дважды пытались уничтожить: в 17 веке и уже в наше время. Но терновник выживал. Цветёт он два раза в год: в мае и точно на Рождество. Его не касаются смены календаря – он цветёт именно на наше Рождество.

Иосиф построил в Гластонбери первую церковь Богородицы. По повелению ангела он сам написал Гластонберийскую икону Матери Божией. На иконе Дева Мария держит в руках цветущую веточку того самого терновника.

Иосифу Аримафейскому дарована от Бога мирная кончина в Англии. А мощи Иосифа и Никодима хранятся в пещерных склепах под полом в храме Воскресения – Гроба Господня.

С именем Иосифа Аримафейского связана легенда о чаше Грааля. Существуют даже иконы, где Иосиф изображён с веткой терновника, а рядом с ним под землёй закопана чаша. Что можно сказать с православной точки зрения об этих апокрифических преданиях?

Во-первых, что такое Чаша Грааля? По апокрифическому преданию: когда вонзили копьё в бок Спасителя, из него подалась кровь и вода, которые и собрал Иосиф в Чашу, из которой пил Спаситель на Тайной Вечере. Многие православные исследователи говорят, что это, увы, всего лишь предание, легенда – и ничего более. Никто из стражников не допустил бы, чтобы кто-то стоял подле Креста и собирал Кровь. Кроме того, нужно было точно знать момент удара копьём в ребро Спасителя, нужно было заранее подойти с Чашей… В конце концов, её нужно было заранее взять и специально принести на Голгофу, что тоже совершенно маловероятно.

Второе предание говорит более правдоподобную версию: Иосиф и Никодим, обмывая Тело Спасителя, сохранили воду и кровь. Но и здесь есть основательные возражения: Никодим, Иосиф и жены-мироносицы собрались обмазывать Тело Спасителя благовониями, предотвращающими быстрое тление. Следовательно, они не понимали Божественной природы Спасителя, не приписывали Ему никаких божественных свойств. Почему? Ведь многие знали, что Христос – Сын Божий. Знали при жизни. Но Христос умер. А все понимали, что Бог умереть не может. Потому всё, что было сделано для умершего Спасителя, было сделано женами, Иосифом и Никодимом исключительно из любви и глубокого человеческого уважения. И ни более того. В данном случае никто бы не стал собирать воду с тела умершего человека.

И наконец, самое веское возражение: по православному преданию Кровь Спасителя стекла по Кресту через щель в пещеру, которая находилась под Голгофой и обагрила череп и кости праотца Адама.

Тем не менее апокрифы повествуют о том, что Чаша Жервы (Грааля) была доставлена Иосифом в Англию, где в конце концов и вознеслась на Небо. Как спустилась Чаша во время моления в Гефсиманском саду, так и поднялась в Небеса. А Пасха стала праздником Небесным и празднуется не только на земле, но прежде всего на Небе – память Воскресения Спасителя.

Мистически настроенных искателей Чаши эти предания не удовлетворяли. Потому немало романов написано о поисках Чаши Грааля, которая несёт, якобы, бессмертие, молодость, здоровье, красоту… и прочие мирские временные земные блага. К сожалению, выше мирских земных благ сознание искателей Чаши Грааля не поднимается. Потому, не глядя в небеса, Чашу ищут по подземельям. А меж Тем Чаша Жизни присутствует в каждом православном храме и действительно дарует вечную жизнь, поправляет телесное здравие, врачует душу. Истинная Чаша с Истинной Кровью Христа – её выносит священник на каждой Литургии.

Мы знаем, что Ветхий Завет предсказывал человечеству о грядущем Спасителе. Но книга Исаии пророчествует нам и о простом человеке, душа которого была благообразна, Иосифе Аримофейском, который дал поруганному Телу Христа погребение как у богатого, отдав все земные почести дорогому Человеку, Богочеловеку Иисусу Христу.

Иосиф и в темнице перед Богом предстоял,
Теперь черед апостольства и для него настал.
Всем сердцем он уверовал в Христово воскресенье
И, людям возвещая чудесное явленье,
На островах британских семя веры насадил
И плод сторичный собственною жизнью возрастил
 (Николай Сербский, Велемирович)

Иосиф Аримафейский

10 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2008-2018 Редакция журнала "Уроки веры"
Издание Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска


Заметили опечатку? Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter