Борьба противоположностей

Собор Василя Блаженного

Я всегда с любовью смотрю на фотографии детей воскресной школы имени Царственных страстотерпцев. Какие радостные дети! Как это важно, не пытаться с пелёнок растить ребёнка монахом, а показать ему все краски радужного Божьего мира, показывая, что центр всего живого – это Бог! Тот, кого Господь призовёт в монашество, всё равно от своей стези не уйдёт. Зато другие не покинут церковь, не снимут крест от того, что на него наложили бремена неудобоносимые.

Как это всё нужно нашим детям: творчество, музыка, собственный театр! Искусство – великая сила. И она должна служить Богу, служить миру и спокойствию в мире, а не нести хаос, мрак, ненависть к жизни.

Спасибо за исцеляющее воспитание будущих граждан России. Ведь худой гражданин земного государства, как мудро сказано, будет худым и для Царствия Небесного!

Гликеря Раневская


Это сложный философский вопрос. Это и сложный богословский вопрос!
Говоря о единстве противоположностей, поминают о главном: Троица – единая и нераздельная. Но есть и другие примеры единства противоположностей: Богочеловеческая природа Христа. Мы, принимая причастие, принимаем Христа внутрь себя, находясь внутри Христа Самого! Так же Богородица – вместила в Себе Бога, находясь внутри Бога. И ещё одна противоположность, о которой говорят не так часто… Аскетизм и радость… их единство.
Большей частью христианство представляют очень строгой религией. В народном мировоззрении бытует мнение, что всё, что касается радости и веселья – от лукавого. Монахи-аскеты иссушали плоть, проводили дни и ночи в молитвах и слезах покаяния. Прямая противоположность аскетизму – эпоха Ренессанса: обнажённая плоть, пышные формы, застолья с вином, удовольствия.
Человек постоянно был раздираем этими противоположностями: с одной стороны – хочется радостной и сладкой жизни. Но с другой стороны – церковь постоянно укоряет и напоминает о плаче и покаянии.
И вот в 17 веке православное мировоззрение вдруг объединило в себе радость жизни и аскетизм в удивительном стиле: русское узо́рочье.
Есть критики данного стиля. Многие называют его обмирщением церковной архитектуры. Кто-то считает его заимствованным от итальянского барокко. Но то, что похожий стиль был в Италии, говорит скорее не о заимствовании, а о том, что люди разных национальностей задумались над одним и тем же вопросом… Каков же вопрос? И каков ответ?
В Божьих селениях нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная! Сад , данный Адаму и Еве, имел название Эдем, что значит наслаждение. А о чём нам говорит Псалтирь? «Яко возвеселил мя еси Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся… Господь воцарися, в лепоту (красоту) облечеся… Возрадуюся заутра о милости Твоей… Возвеселится сердце моё… Приидите возрадуемся Господеви… Господь воцарися, да радуется земля… Да возвеселятся небеса… Возрадуются поля… Возрадуются вся древа дубравныя…
Примеров таких можно привести великое множество. К какой мысли подводят нас псалмопевцы? Господь сотворил человека для радости. Однако человек сказал: забудь меня, Бог, я и без Тебя обойдусь… С этого момента человек впал в пучину бедствий и вовлёк в бедствия весь сотворённый мир. Человек метался: от отчаяния, исступлённого раскаяния он бросался в противоположную бездну – вакханалии и оргии: а после меня хоть трава не расти. Человечество то изнуряло плоть, то откармливало её до пресыщения и поклонялось всем прихотям плоти. Но ничего общего с Божьими райскими садами не находило ни на той, ни на другой стороне.
И вот в мировоззрениии человека сформировалось совершенно иное понимание Божьего замысла о мире: да красота, да радость и веселие, да, буйство красок и восторг… но непременно в чистой душе, в чистом сердце, в чистом негордом разуме… Человек вдруг узрел всю удивительную красоту мира и воспел её, преклонившись пред Первоисточником и Первообразом красоты и радости – Богом. И храм стал обновлённым миром, миром, где торжествует сияние света, красок. Мир, исполнен Божьей райской благодатью. От этой благости – источника жизни, могут испивать все – люди, звери, дубравы, птицы и рыбы… Мир стал един! Мир наполнился не кровью людей и животных, не слезами, но ладом и гармонией, не безобразием, но лепотой, не жестокостью и хаосом, но добротой и порядком. Таким он был дан нам. Таким он будет – тот мир, который уже не поколеблется, не будет подвластен злу и болезни. Но таким он и … должен быть! Сейчас! Нашими человеческими стараниями. Несмотря на то, что человек пал и утратил свою силу, он много имеет внутри себя. И этот запас божьей благости, эта божья искра, это сокровенное в нас Божье дыхание должны стать нашим двигателем и двигать нас к усовершенствованию, исцелению испорченного мира. Уже сейчас. Сию минуту. Я живу – значит, я делаю так, что вокруг меня всем хорошо и красиво, всюду ладно и добротно. Я жив, значит, я утру несчастному человеку слезу и постараюсь его утешить ещё здесь, на временной земле, при временной земной жизни. В этом заключается наше Богоподобие.
И вот эта удивительная мысль, соединяющая в себе воедино противоположности: аскетизм (я поставлю стену между собою и грехом) с одной стороны, и радость и торжество жизни с другой стороны, ибо жизнь есть любовь, жизнь есть добро и веселие, — единство противоположностей и было воплощено в русском узорочье.
Примером этого, пропитанного глубокой жизнеутверждающей философией архитектурного стиля, могут служить уникальные храмы Руси.
Самый известный – собор Василия Блаженного, Покровский собор на Рву.

Сколько радости в этом обновлённом Богом мире! Вот наш идеал, к которому мы должны стремиться ещё при жизни на земле. На храме нет ни одного одинакового купола, стены расписаны орнаментом, купола внутри храма уносят молящегося в Голубые небеса. Храм наполнен светом. Так у Бога прекрасна всякая человеческая личность. Каждая человеческая личность изукрашена Дарами Духа Святаго, исполнена Света, неповторима и бесценна. Господь желает потому всякому человеку спастись. Чтобы никакая душа не погибла. Господу дорого каждое его дитя. Но спасутся ли все? Увы, нет. Тот, кто дозволил грехам поработить плоть и душу, стал несвободным и зависимым, — он тленен и смертен. Некрасивая душа – как ей бедной спастись? Красота человека внешняя мало что значит. Ею не откупиться на Том Свете. Ведь Тот СВЕТ – он СВЕТ! И в нём не останется ничего смрадного, тёмного, мрачного. Человек, пытайся спасти себя! А Господь всегда готов протянуть руку помощи для Своего чада.
Поистине уникальна церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Белоснежный храм с небесно-голубыми главами изукрашен дивной резьбой. Красота и чистота, совершенная законченность – главное отличие форм храма. Храм в своей архитектурной композиции закрыт и непроницаем для пошлости, греха, безобразия. Он удивительно целостен по композиции и замкнут в пространстве. Он сложен, но кажется прост, как проста мысль: будьте чистыми духом!
Церковь Покрова Богородицы в Филях.
Нежный злато-бело-розовый цвет. Внизу церковь широка и обымает весь мир: люди, придите под Покров Матери Божьей! Под благодатный исцеляющий Покров её Материнства… А верх церкви будто взлетает ввысь, унося за собою и нас – которые были грешны, но сумели стать праведными, которые были безобразны, но возродили в себе красоту Первообраза, которые были унылы, а стали радостны. Царский путь для каждого христианина, даже если он бедный крестьянин иль раб, томящийся в застенках: ни у кого из живущих на земле не отобран Богом Царский Путь! Путь – только это важно: мой путь к Богу. И этот Путь не закрыт для меня ни в богатых палатах, ни в бедной избушке, ни в застенках, ни на кресте… Я всегда имею возможность идти по нему и дойти до конца. Конечное устремление – дойти до Бога – есть самое важное в нашей земной жизни.
Иоанн Креститель известен всему христианскому миру своим аскетизмом. Он – первый аскет. Но посмотрите, как прекрасен храм в честь Иоанна Предтечи в Ярославле, как он наполнен духом жизни!


Крылатый Иоанн Креститель – символ аскетизма; того аскетизма, из которого произрастает жизнь во всём многообразии красок, радости и света. Таким, исполненным радости, Иоанн Предтеча спустился в ад, где укреплял всех узников словами о скором грядущем избавлении – о сошествии во ад Христа, о близком Рае. Его светоносная проповедь давала силы душам там, где все обессилены; давала радость там, где радости не может быть, но только плач и скрежет зубов; давала желание творить и совершать дело там, где бессмысленно существование. Ад не смог сопротивляться его жизнеутверждающей проповеди. С приходом Иоанна Крестителя во ад души ждали Спасителя.
Богу радуется всякая тварь. Бог даёт счастье всем. И потому вся сотворённая вселенная приникает к Богу. Об этом — икона «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Господь – истинное солнце мира. И каждая тварь хвалит Своего Творца и радуется ему. Всеобщее ликование Вселенной, исполненной благостного Божьего Света, жизнь бесконечная и добрая. Господи, Слава Тебе!

 

20 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.