Царственное священство

Антон Рябикин

Миряне, кто вы? Вы – Тело Христово! Не только священники, певчие, пономари, но вы – простые миряне – есть Тело Христово. Задумались ли вы о своей ответственности и о своём великом призвании?





Разве пришли мы в храм, чтобы просто постоять, поставитьсвечу и уйти? Разве пришли мы в храм, чтобы просто положить на поднос деньги напобелку храма? Разве пришли мы, чтобы послушать церковный хор? Нет и ещё разнет! Мы приходим в храм, чтобы составить вместе с другими верующими ТелоХристово!

И вот в этой соборности — тайна.

Тело Христово, говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, не  из одного члена. «И вы – Тело Христово, а порознь – члены» (гл. 12; 27). В литургии св. Василия Великого после освящения Святых Даров есть такие слова: «Нас же всех причащающихся от единаго Хлеба и Чаши соедини друг ко другу, да ни един от нас не причастится недостойно». Таким образом, церковь – это собрание.  Собрание христиан в одно Тело Христово. Тело Христово не может состоять из одних епископов, монахов, священников и клира. Тело  Христово – это все мы.

В древности христиане собирались на трапезу. Трапеза должна быть общей. А уж после трапезы благодарили Господа и причащались. Но поесть ли пришли в храм верующие? Нет! Апостол Павел говорит, что кто хочет есть и пить – оставайтесь дома и там пейте и ешьте. Соборная трапеза верующих – это не просто еда, это трапеза любви, когда каждый человек, оставив свои человеческие жадность, амбиции, лень, заботится о ближнем. Апостол укоряет коринфян, что на этих трапезах богатые верующие коринфяне спешат поесть, а бедные остаются голодны. И вот после этого грешного равнодушия люди дерзали приступать к Чаше благодарения, то есть принять Причастие. Как можно столь недостойно причащаться? – восклицает апостол.  Виновен будет тот, кто недостойно причащается Чаши. В чём вина недостойного причащения? Вина в том, что у человека нет любви к ближнему. А раз нет любви, то кто он, по словам апостола? Медь звенящая, а не человек, а не образ Божий. Для достойного причащения христианин должен иметь в своём сердце любовь к ближнему. Тот, кто просто голоден, пусть ест дома (гл. 11; 34) Ведь Господь отдал себя за всех людей, а не за определённую касту. Потому его ученики, христиане — те, кто любит ближнего, кто проявляет к неимущему доброту и милосердие, кто заботится о каждом голодном.

Читая Первое послание к Коринфянам, можно сделать выводы… Первое: Тело Христово составляют все члены церкви. Второе: все члены церкви, принимавшие участие в вечери любви, в конце вечери причащались. Третье: недостойно причащался тот, кто не имел любви к ближнему.  Соборное объединение людей уничтожает личные грехи и позволяет причаститься неосужденно.

Таким образом, Евхаристия-благодарение — это действительно общее дело.  Слово “Литургия” — служба, которую совершают исключительно для освящения даров и причащения верных  — так же имеет значение «общее дело». В одиночку совершить Литургию нельзя. Литургия по своей природе соборна.

После смерти патриарха Адриана на Руси начался синодальный период, который провозгласил, как знамя, редкое причащение.  Регулярное причастие Тайн Христовых назвали недостойным. Но мы видим из текста Первого послания к Коринфянам, что апостол Павел говорит о ином недостоинстве: об отсутствии любви, о гордости и превозношении, о бездумном утолении житейских земных потребностей без всякой мысли о Христе и Его великой любви к каждому человеку.

Редкое причащение отлучило огромную массу людей от Тела Христова. Ведь тот, кто причащается редко, отпадает от Тела Христова, потому должен каяться, что отпал, чтобы… после причащения опять не причащаться и опять отпасть от Тела Христова! И эту бессмыслицу Синод рекомендовал, как правило для мирян! Для чего? Чтобы как можно больше верующих отпали от Тела Христова?

Редкое причащение не давало почувствовать себя частью одного Тела Христова, отдаляло верующих от Христа. И хотя Синод и говорил, что редкое причащение достойно, а частое недостойно, на практике получалось иное: тот, кто причащался редко, всё меньше думал о Христе. Отпавшие от Тела Христова уже не чувствовали нужды  в причащении и могли годами не подходить к Чаше.  Эта печальная картина имела закономерный конец — революцию и гражданскую войну, когда осатанелые бесноватые люди были готовы убивать человека просто так – за галстук, за погоны, за то, что нищий или за то, что богатый… Жизнь человеческая потеряла цену, потому что это уже была не жизнь во Христе.

К чему призывают и сейчас! Всё более появляется священников, которые своих собратьев, другую часть священства поносят за то, что они проповедуют частое причащение мирян. Как только их не называют: обновленцы, еретики, сектанты… При этом сторонники редкого причащения мирян никогда не говорят в открытую, что они оспаривают Никодима Святогорца и Макария Коринфского. Ведь именно эти двое  осветили мир книгой о непрестанном частом причащении. Так вот никто из нынешних противников коливадов-святогорцев не говорит в открытую: я, дескать, считаю святых Никодима и Макария еретиками и обновленцами … Но если вы святых старцев  не считаете обновленцами и сектантами, то почему таковыми считаете  их последователей?

А почему никто не вспомнит святого Макария? Была такая история… Одна женщина отвергла ухаживания прелюбодейца. Тот, в гневе на честную женщину,  пришёл к колдуну и попросил заколдовать женщину, наслать на неё бесов. В результате колдовства женщина стала всем казаться лошадью и не могла кушать — то есть должна была умереть голодной смертью, всеми поруганная и непогребённая, как человек. Греховодник и колдун радовались тому, что муж, которому она была верна, теперь выгонит её. И она будет умирать голодной смертью под забором, и будет закопана, как падшая скотина. Однако любящий муж сообразил, что это  — козни бесовские, и обратился за помощью к святому Макарию. Макарий исцелил женщину и объяснил ей, почему колдовство могло оказать на неё действие: она не причащалась 5 недель!! Вдумайтесь: 5 недель!! И на женщину беспрепятственно  могли воздействовать колдун и бесы. А что говорить  о нас? Так почему же мы противоречим святому Макарию Египетскому? (См. Житие 63,  Димитрий Ростовский).

Само по себе утверждение: часто соединяться со Христом – греховно и требует осуждения, — звучит очень страшно. И странно.

Литургия из общего дела превратилось в частное решение каждого отдельного члена: сегодня причащусь или сегодня не причащусь… И где же наша соборность?  Где Единое Тело Христово? А ведь в соборности тайна прощения наших личных грехов.

Разрушена Евхаристическая жизнь. Люди просто «ходят в храм». Но чего великого можно ждать от этого хождения? Ровным счётом ничего. Потому христианство мелеет, мельчает. И атеисты спрашивают: а чем вы, верующие, от нас отличаетесь? И верно, ничем! Ведь человек, причащающийся один раз в пост, то есть четыре раза к году, просто не может находиться в Теле Христовом! Разве наши «необновленцы» не знают этого?  Огромное количество крещёных людей находится вне Тела Христова. И пора уже бить в набат: это угроза нашей религиозной жизни. Ведь отпавшие  христиане, наравне с  атеистами, одинаково не входят в Тело Христа.

Даже те, кто желал бы быть в Теле Христовом, — не может: его никто не будет часто пускать к Чаше.  Но «если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю»? (Перв. Посл к кор. 10; 30).

Церковь наша именует себя кафолической, то есть соборной. Евхаристическая община есть собрание народа Божьего, которое апостол Пётр именует царственным священством.: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные,  а ныне помилованы»  (1Пет.2:4-10)

Да, люди имеют достоинство потому, что являются частью Тела Христова. А Тело Христа не может быть недостойным. Потому каждый приход держится Евхаристической жизнью. И насколько она будет у нас активна и осознанна, настолько и будет крепка наша земная держава. Ведь главное, что мы положим во главу нашей стройки – государства (республика – это тоже в переводе на русский язык «общее дело»):  крепкий фундамент, крепкое основание , то есть веру Христову, или зыбкий песок – смертное дело разобщённых на единичные личности смертных людей.  Выбор предстоит сделать…

Причастие
Иллюстрация: Юлия Гуссер   http://illustrators.ru

4 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.