Искупительная жертва

Павел Степанов

Книга Левит, Ветхий Завет. Начало книги подробно рассказывает нам о жертвоприношениях. Можно было бы сказать: ну, это древние традиции, а мы не имеем к ним никакого отношения. Но вот читаем: «И сказал Господь Моисею…: вот закон о жертве за грех» (6; 24-25). Следовательно, жертвоприношение – это куда более серьёзно, нежели простая ветхая традиция, обычай. Этого требовал Бог. Грех всегда влечёт за собой жертву. Если человек не принесёт жертву сам, добровольно — обстоятельства вынудят его это сделать.
Христианские церкви расходятся во взглядах на жертвоприношение. Выделяют три основные теории.
Нравственная: Господь пришёл к нам, чтобы дать нам пример, образ поведения. При этом, одни богословы делают уклон в сторону добродетелей: живя обычной жизнью, человек может жить праведно, свято. Господь принял на Себя плоть самую обычную, человеческую… для того, чтобы, прожив на земле Свою Жизнь, показать людям: можно, будучи человеком, не поддаваться греху, можно остаться стойким перед невзгодами. Однако другие богословы использовали нравственную теорию с не совсем чистым сердцем. Христос терпел – и нам велел, — вот так кратко можно сформулировать их определение нравственной жертвы Христа. Как Господь не возмущался, а терпел страдания, так и вы терпите несправедливости от властей предержащих. Здесь позабыто лишь одно: человек терпит, не имея возможности куда-то деться. А Господь говорил Пилату со всей Своей властью: не думаешь ли ты, что Отец не смог бы Мне прислать легионы ангелов и спасти Меня? не было бы у тебя никакой власти надо Мною, если бы не дано было свыше. То есть, страдания Христос принял добровольно, а не как раб, подневольный человек. Не будем путать! Смирение и безысходность – не одно и то же. Истинное смирение вообще невозможно без нравственной свободы человека. Смирение, как ни парадоксально, есть борьба. Борьба со страстями и грехом. Только человек, имеющий власть над грехом и страстями, приобретает истинное смирение, становясь выше сложившейся ситуации. И поступает по-своему: так, как просит его собственная душа. Его выбор всегда доброволен. Даже если приходится умереть, свободный человек сознательно уходит в вечность: он в полном разуме идёт ко Христу, а не кричит в ужасе: «Нет, не убивайте! Я хочу жить!»
Вторая концепция: юридическая — о заместительной Жертве Христа. Многие считают её исключительно западной ересью. Меж тем, понятие заместительной Жертвы Христа есть не только в католичестве, но и в православии. Иначе и не может быть! Ведь Христос умер за наши грехи.
Многие недоумевают: как безгрешный может принести себя в жертву за чужой грех? И что в этом справедливого? Остановимся подробнее на этом вопросе.
Заместительные жертвы известны издревле. Почему и называется жертва заместительной: грех ложится на другого и искупается другим. То есть кто-то спасает грешника. В древних ритуалах приносились в жертву обычно животные. На их голову через возложение руки перекладывались грехи человека, а кровь искупала и омывала душу человека. Заместительная жертва была прообразом будущей Жертвы Христа. Зачем нужна была она?
Первые люди согрешили – то есть свою волю направили против Божьей. Так же восстал в своё время сатана. Гармония будет лишь там, где всё подчинено главному. Не случайно мы говорим: гармония Вселенной. Как в музыке все ноты должны быть подчинены ритму, тональности, метру – иначе будет вместо ладной музыки какофония, так и во Вселенной всё должно быть гармонично с волей Творца, и все воли разных субъектов подчиняются одной, Главной. Не согласовать свою волю с волей Божьей – всё равно, что выскочить из тональности, ритма… Музыкальное произведение будет испорчено. Как не могут жить в музыке фальшивые ноты, так не могут жить во Вселенной грешные люди. Все должны быть святы.
Однако человек нарушил святость. Но ведь любимое творенье Бога! Человек – не нота. Человеку нужно помочь вернуться в Гармонию Вселенной. Человек утерял благодать. Долгое время люди жили в поиске этой благодати. Наступило время, когда Господь послал в мир Своего Сына. Да, чтобы дать пример людям. Нравственный аспект никуда невозможно убрать. Но не только ради примера пришёл Бог к людям. Есть такой термин: собирательное единство. Бог соединил жизнь Сына с жизнью человеческого рода. Иисус Христос принял на себя самую обычную человеческую плоть. Если Богочеловек – Сын Божий, то и все люди были как бы усыновлены Богом. Если один Человек – Сын, то братья и сёстры этого Человека – тоже Божьи дети. Не бывает, чтобы один ребёнок – сын отцов, а его родной брат – не сын. Следовательно, все мы теперь усыновлены Богом. Господь объединяет верующих в единое Тело Христово, Глава которому Иисус Христос. Можно ли казнить тело, не казня голову? И наоборот? Естественно, нет. Поскольку мы, все христиане, теперь телесно связаны со Христом – все мы братья и сёстры во Христе, принимаем тело и Кровь Христову из Чаши; мы одно целое с Богом. И если казнён и умер Богочеловек – то и мы умерли вместе с Ним. А если Он воскрес – то и мы тоже воскресли. Одно Тело под главою Христа. Христа обвинили в человеческих грехах и казнили. То есть казнили и всех нас – Тело. Господь имеет Воскресение и Вечную Жизнь – и мы с Ним. Правильнее даже сказать Христос — не Заместительная жертва, а Искупительная. Ведь Господь не просто подменил нас, но мы умерли вместе с Ним и воскресли. Умерли для смерти и воскресли для жизни.
Заместительные жертвы требовались в Ветхом Завете, чтобы напоминать: то, что предречено в Священном Писании – сбудется. Всё исполнится. И теперь мы имеем одесную Бога-Отца – Богочеловека: нашего предстателя, ходатая за нас, который все трудности человеческой жизни знает не понаслышке.
Но православие не останавливает основное внимание только на заместительной Жертве. Классическая православная теория искупления гласит: нетленный Сын поборол силы смерти и тления, возвратив человечеству возможность достигнуть бессмертия, обожения, Вечной Жизни. Христос не дал нам готовое: вот вам вечность. Но дал возможность пройти дорогу длиною в жизнь, дойти до Бога и остаться с Ним.
Согрешив, человек стал пленником диавола. Человечество вошло в плен добровольно. Но самостоятельно уже не могло из этого плена выбраться. Христос победоносно вторгся во владения диавола и положил конец его власти над пленённым человечеством. Бог позволил сатане временно восторжествовать. Сатана увлёкся своей победой, смертью Человека на Кресте и упустил момент, когда умершая Душа Богочеловека вошла во ад и озарила царство смерти Светом Жизни. Где теперь твоё жало, где теперь твоя победа, смерть и ад?! Победное вторжение Бога в царство смерти – вот красная нить Православия! Христос – не просто закланный ягнёнок, не просто выкуп за грех человечества, не уплата долга. Христос – Царь-Победитель. «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию». Клятва законная: за грех – смерть. И не потому что Бог кровожаден. Просто грех – это разлад с Богом. Грех – это фальшивая нота в музыке. Она не имеет права существовать, чтобы музыка не испортилась. Грешник портит Творение Божие. Потому грешника не должно быть. Это закон. Закон нельзя нарушить. Но Господь дал путь каждому человеку. В Искуплении, в Воплощении Христа – самый близкий союз Бога и человека. Бог стал тем, кого Сам сотворил. И боле того: Бог сделал нас Своим Телом, продолжением Себя. Потому Иисуса Христа-Богочеловека называют: мост между Богом и человеком.
Христос – первый совершенный Человек на земле. Он говорит нам: и вы такими можете стать. Воплощение выводит человечество на новый уровень. Рождество Христово — новое состояние человечества. Как при Искупительной Жертве Христос лишь дал нам путь, но не сделал нас автоматически безгрешными, так и в нашей земной жизни Господь ничего за нас не делает. Всё должны делать мы сами. Раз мы делаем всё сами – мы падаем, ошибаемся, обретаем опыт… Кто-то падает в грех и делает подлости людям. И мы об эти подлости спотыкаемся, как через коряги. Но по этому сложному пути к Вечности нас везде навсегда сопровождает Бог.
Наше спасение будет завершено не после нашей смерти, а после Последнего Суда. Потому и умершие находятся в волнении ожидания. Таинства церкви имеют ключевую роль в приведении человека к окончательному спасению.
Церковь приобщает нас к благодати Божьей. Благодать нетварна. Она естественно исходит от Святой Троицы. Когда мы через церковные таинства получаем благодать, то выходим через неё за пределы тварного. Мы тоже становимся обладателями нетварного, вечного.
Христос непрестанно живёт в Церкви. В Церкви мы получаем Дух усыновления. Принимая Дух Святый, мы становимся навеки Божьими. Но принятие благодати Духа Святаго – это не одноразово: получил одномоментно и можно больше не ходить в храм. Это процесс. Дух постепенно преобразует нашу природу.
Христос не умер вместо нас. Мы умерли вместе с ним и вместе с Ним воскресли – одно Тело, одна Глава. Христос есть приносящий жертву; и мы с Ним принесли жертву. Христос есть принимающий жертву на небесах – ибо Крестная Жертва была принята всею Пресвятой Троицей. Главою Христа спасается весь созданный мир, а не только человечество. Под Главою Христа всё небесное и земное соединяется.
Почему в момент крестной Смерти спасителя разодралась завеса в храме? Она окроплялась кровью жертвенных животных. Но эти жертвы уже не нужны.
Христос умер за грехи наши. Христос вкусил нашу смерть, чтобы мы вкусили Его Жизнь. «Ад умертвил еси блистанием Божества».
В каждой душе есть свой ад – это то место в душе и разуме, где гнездятся греховные постыдные мысли. Господи, умертви в каждом из нас этот ад блистанием Твоего Божества и Благодатью Твоею!

9 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2008-2018 Редакция журнала "Уроки веры"
Издание Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска


Заметили опечатку? Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter