Наше московское лето

Записки паломников

День 1.

Мы заехали в гостиницу, оставили сумки и отправились к Блаженной Матроне. По дороге мы купили цветы. Была жгучая пора. Мы зашли во двор храма, встали в большую очередь. Наслаждались красотой, которую видели вокруг…и пытались укрыться от солнца – ютились под один зонт!

Подойдя к гробнице Матроны, прочитали надпись над гробом: «Все приходите ко мне и говорите о скорбях своих. Я буду слышать вас и помогу вам». Мы подошли к раке, положили в дар цветы. Затем по одному стали прикладываться, делали это быстро, так как народа было много. Приложились все к её иконе, моля о своих просьбах. После, на выходе, нам дали цветочки. Мы были очень счастливы. Затем зашли в храм. В храме были личные вещи Николая 2: часы и блюдце…Удивительно: живая история…

День 2.

Жили мы недалеко от места, которое называется Церковная горка. Оно так называется потому, что на вершине горки находится церковь – Тихвинский храм. Вокруг него небольшое кладбище. Стены храма расписаны старинными фресками.

После посещения тихвинского храма мы поехали в Донской монастырь.

Донской монастырь

В храме Донского монастыря – огромное паникадило и огромный, красивый иконостас… Иконы – в полный рост, древние фрески. Мы приложились к мощам патриарха Тихона. Совсем рядом – Донская икона Божией Матери. Великая святыня, у которой мы молимся о мире и прекращении войн. Ближе к выходу замечаем «стульчики»: это высокие конструкции с подлокотниками. На них не сядешь, но опереться можно. В книжной лавке купили много книг. Подкрепились в монастырской трапезе и отправились в Свято-Данилов монастырь. Были у мощей Георгия Московского. В вышитом золотом покрывале сделана прорезь, сквозь которую видно главу святого: чистая, розовая, нетленная кожа и совсем живые волосы. Здесь же находятся под стеклом и башмачки батюшки Спиридона. Он и после смерти своей ходит и помогает людям. На его ногах – постоянно сношенные башмачки. Их снимают, шьют и надевают новые. А изношенные – отдают в церкви и людям.

Посреди двора монастыря Крест, из которого текла вода. Гуляя по территории монастыря, мы любовались розами, деревьями: голубые ели, рябинки, кипарисы… Так потихоньку мы дошли до резиденции Патриарха. Двери огромного дворца распахнулись, и во двор высыпало множество людей. Это – китайская делегация приехала в тот день в Данилов монастырь. Они без умолку что-то говорили митрополиту Иллариону. Мы выстроились у края аллеи, склонив головы и сложив руки для благословения. Митрополит Илларион улыбнулся нам, и благословил нас добрым взглядом – он не мог оставить своих гостей. Китайцы поняли нас по-своему; у них склонённые головы и сложенные руки означают приветствие. Заграничные гости приняли наши поклоны на свой счёт, заулыбались, замахали нам руками, начали кланяться. Одним словом, каждая сторона осталась довольна встречей!

Вечером мы гуляли в парке ВДНХ. Полюбовались фонтаном Дружбы народов, павильонами союзных республик, прошли по аллее космонавтов.

День 3.

Проснулись мы под звуки колокольного звона Тихвинского храма.

В этот день мы поехали в Сергиев посад. Электричка мчалась мимо берёзовых лесочков, проехали знаменитое Софрино с иконописными мастерскими. В монастыре шла подготовка к великому торжеству – 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Мы приехали в монастырь двумя днями раньше, чтобы иметь возможность приложиться к мощам. Огромные изумрудные поля с настоящим ковром из живых цветов, резные деревянные домики… И посредине всего этого великолепия сияет куполами Лавра. Пока стоим в очереди к мощам – рассматриваем храм. На фресках – следы от снарядов. Когда-то Лавру осаждали иноверцы. Внутри огромного храма – темно и тихо, лишь пение певчих и молитвы священника взлетают под купол. Древние фрески, иконы, серебряные подсвечники… На возвышении стоит золотая рака с мощами Преподобного. Справа от гробницы Сергия Радонежского дверь. За этой дверью палата, где Сергию Радонежскому явилась Пресвятая Богородица. Сейчас там хранятся тысячи частичек святых мощей. Вверху – пробоина от ядра пушки. В давнее время оно влетело в храм… да так и не разорвалось…

Посетили Успенский собор; маленький Михеевский храм со множеством частичек святых мощей, чудотворными иконами; Свято-Духов храм, где почивают святые мощи Максима Грека. Детвора радостно бежит к святому, будто встретили старого друга! Во дворе – расписной шатёр с источником, и чуть поодаль – часовня, где бежит из креста святая вода. Полюбовались аллеями и цветами, которые были посажены так, что получались два лебедя. После молитв обходим торговые лавки, которые больше похожи на музеи: хрусталь, матрёшки, картины, иконы… Молодая девушка-японка с восторгом рассматривает это великолепие. Встретившись с нами взглядом, удивлённо вскидывает брови, словно желая сказать нам: «Вот это да!» И мы улыбаемся и киваем ей в ответ: «Да! Да!» За территорией монастыря – церковь Параскевы Пятницы с чудотворной иконой.

День 4.

День памяти Царственных мучеников. Поехали в Коломенское – имение Романовых. В Коломенском находился загородный дворец Алексея Романова. Прежде всего пошли в Казанский храм, где находица икона Державная. В храме мы окунулись в 16 век – огромные хоругви, необычные старинные фрески… Затем пошли в шатровый храм Вознесения. Этот белоснежный, каменный храм, будто стремится к небу. Он находится на возвышенности, откуда открывается вид на Москва-реку, по которой плавают пароходики… После службы мы решили пешком пройти к деревянному дворцу Алексея Михайловича. В царском саду мы отведали яблочек – этот сад берёт начало в 17 веке; видели огромные дубы, которым было от 400 до 600 лет. Неожиданно начался ливень. Так под ливнем и шли мы 2 километра до самого дворца! И вот перед нами предстал огромный дворец-терем. Он восстановлен по точным чертежам. В престольной палате царя по обе стороны от трона сидят золотые львы с зелёными глазами. Время от времени львы крутили головами, рычали, а их глаза светились! В этой палате царь принимал послов. Думаем, что тогда львы производили немалое впечатление на послов, как и на нас сейчас! Расписные потолки. Изразцовые печи, резные кровати и столы. В некоторых палатах поддерживается определённая температура, чтобы старинные предметы ещё не один век радовали глаз всех приходящих. Но самое главное впечатление впереди! Каждый и нас имел возможность переодеться в одежду 17 века. И как же она преображает! Теперь это были не сорванцы — мальчишки и девочки 21 века, а грозные царевичи и степенные, словно лебёдушки, царевны!

День 5.

В этот день мы побывали в храме Христа Спасителя. Это огромный, красивейший храм: яркие росписи, золотые орнаменты между фресками, большое количество светильников по образу свечей по всему периметру храма. Иконостас похож на белую часовню. После службы мы вышли на самый красивый мост Москвы — Патриарший, с которого открывался вид на Кремль и Москва-реку. Мост идёт, как продолжение храма. Ажурный и воздушный, он парит над Москва-рекою. С него виден весь комплекс храма, фонтаны и цветистые клумбы.

После мы пошли в Китай-город. Это одна из старейших частей Москвы. Мы подошли к дому бояр Романовых. В этом доме родился Михаил Романов. Выйдя их храма, мы пошли по древнейшей улице Москвы – Варварке. На этой улице едва не через каждые пять метров – храм. А сама улица названа так в честь храма Святой Варвары. Палаты бояр сохранились до наших дней со всем своим прекрасным убранством. Мужская и женская части дома отделены, но между ними есть потайной ход. Здесь, казалось, и стены говорили: они несли чудесную память старины. Из женской части дома открывается прекрасный вид на улицу Варварку. Пройдя по длинной Варварке, мы вышли к собору Василия Блаженного.

А в Иверской часовне находятся три чудотворных иконы Божией Матери.

Иверская

Вечером того же дня мы пошли в Царицыно. Царицыно – это леса, лужайки, водоёмы, поющий фонтан, красивые мосты… Побывали в Хлебном доме, прокатились на электромобиле, с аудиогидом. Посетили Большой дворец. Больше всего запомнилось, как мы примеряли костюмы придворных дам! Ещё раз имели возможность убедиться, что всё-таки одежда творит чудеса! Нет, это не только внешнее преображение, но и внутреннее! Надевая достойную, красивую, торжественную одежду, человек меняется внутренне.

На обратном пути зашли в храм Живоносный источник.

День 6.

В этот день мы посетили Кремль. Видели Царь-пушку, Царь-колокол, попали на конный парад. Затем обошли соборы Кремля – Архангельский, Благовещенский и самый большой – Успенский. Были в патриарших палатах, где жили русские патриархи. В патриарших палатах Кремля находится музей с предметами быта и церковной утвари. Огромнейшая мраморная мироварня…

День 7.

Мы побывали в музее храма Василия Блаженного. В храме Василия Блаженного несколько храмов, которые соединяют узенькие проходы. В самом соборе мощи Василия Блаженного. Когда видишь величие красок и стилей в одном соборе, который стоит на Красной площади, приходишь к умозаключению: «Благодарю Бога за то, что я родился в России!»

Напоследок погуляли по ГУМу, там же и пообедали… и пошли на вокзал к своему поезду. Всё, что мы видели, сохранилось в наших сердцах и на наших фотографиях.

До свидания, Москва!

61 просмотров

Анастасия Сухомлинова

About Анастасия Сухомлинова

Преподаватель Воскресной школы им. Царственных страстотерпцев при Храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска. Руководитель вокальной группы "Незабудки".