О кресте

Как, когда и откуда появилась традиция налагать на себя крестное знамени и носить нательный крест?
Проследить точно становление христианской символики вряд ли удастся. Потому очень много разногласий. Так, одни публицисты пишут, что уже апостолы осеняли себя крестом. Другие, напротив уверяют, что никаких свидетельств о том, что апостолы налагали на себя крест – нет. Так или иначе, но все противники единодушны в одном: в 3 столетии от Рождества Христова карфагенский учитель Тертуллиан в своём труде «О веке воина» советует осенять крестом себя и находящиеся рядом вещи. Это первое упоминание в письменных источниках о наложении на себя креста. 3-е столетие – это, конечно, не век апостолов — учеников Христовых, но, однако ж, время очень далёкое.
А вот историю развития Крестного Знамения, как символа, проследить можно. Изначально верующие осеняли себя всего одним перстом: Бог един. Потом появилась ересь монофизитства. Монофизиты отрицали двойственную природу Христа. Если допустить, что Христос — только Бог, то становятся бессмысленными все крестные страдания: ведь Бог не может страдать, терпеть муки. Бог не может умереть. Поэтому православными было введено в обиход двуперстное знамение: символ Богочеловека Христа. Крестящийся двумя перстами уже исповедовал двойственную природу Богочеловека. Это произошло приблизительно в 9 веке. Затем греки ввели троеперстное крестное знамение – как почитание пресвятой Троицы. Некоторые страны остались на двуперстном крестном знамении, объясняя это тем, что на кресте страдал всё же Богочеловек Христос, а не Пресвятая Троица.
На Русь троеперстие пришло уже лишь в 17 веке. То есть для русской церкви – это сравнительно недавнее нововведение.
Древние христиане крестили лишь лоб. Потом стали крестить лицо. Начертание креста на лбу идёт от обряда начертании имени Божьего на челе. Христос говорил о Себе, как об альфе и омеге, то есть Христос – начало и конец. Альфа и омега – первая и последняя буквы
греческого алфавита. А вот у евреев последняя буква тау или тав – писалась в виде маленького крестика. Их начертание изображалось на лбу. Когда христианство освободилось от еврейского влияния, основной акцент стали полагать не на сходство буквы тау с крестом, а на духовное состояние человека. Налагающий на чело крест этим свидетельствует: я предаю себя в волю Божию.
Затем, много позже появился широкий крест – им осеняли не один лишь лоб, но всё тело. Широкий крест со временем стал ещё шире. Если вначале он доходил только до груди, то потом стал доходить до живота.
А нательные крестики тоже появились не сразу. Поначалу верующие носили что-то типа ладанок – небольшие коробочки, в которых лежала святыня. И лишь много позже стали носить нательные крестики. Они получили распространение уже в 9 веке.
Монограммы Христа или христограммы так же получили распространение. На Руси они украшали каждую деревянную церковь.
Известное изображение креста в ладье получило много поздних истолкований. Но первое и основное – крест это якорь спасения, якорь, Который не даст унести душу в пучину вод «житейского моря».
Буква I всегда ассоциировалась у верующих как с именем Христа Иисус, так и с праведным – «прямостоящим» человеком, которого не склонить ко греху. Потому и молились в церкви православные чаще стоя.
Наперсный крест у иереев появился поздно. Предание рассказывает, что указ Екатерины 2 о ношении иереями наперсного креста связано с курьёзом. Поехав по святым местам, императрица ошибочно подошла под благословение к дьякону. Дьякон, естественно, в благословении государыне отказал, ибо дьякон благословения не даёт. Вот, якобы, с того случая, чтобы избежать неловких ошибок, и был подписан указ Екатерины об обязательном ношении священниками наперсного креста. Так или нет, но сейчас наперсный крест – святыня для каждого батюшки.
К сожалению, со временем православные стали поддаваться искушению суевериями. А к кресту стали относиться, как к талисману. Талисману приписывалась способность волшебно изменять мир. Ношение креста не имеет магической силы сделать человека из плохого хорошим. Кроме того, что мы, крестясь или целуя нательный крестик, исповедуем Христа, мы должны силою собственной воли очищать свою душу от греха, очищать свои мысли от грязи и склонять свои руки к добрым делам. Если мы душою не будем исповедовать Христа, не будем следовать Его примеру в жизни, никакое исполнение внешней обрядности не поможет нам.

82 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.