О самой первой и забытой иконе.

Добрый Пастырь.
Катакомбы святого Калликста, Рим. I-II вв.


На вопрос, какая икона Христа была самой первой у христиан, многие затруднятся ответить. Меж тем, икона, появившаяся уже в первые десятилетия после земной жизни Спасителя – Добрый пастырь.
Сын Божий… Он Предвечный. Ещё до Рождества земного, Сын Божий был на Небесах. Иконография изображает Спасителя, как Ветхого днями – в виде седовласого старца. А так же в виде Ангела-юноши. Спас Благое молчание – удивительная икона. Это Христос до прихода к людям. Икона Спас Благое молчание показывает непостижимость Бога для людей. Икона полностью «закрыта»: взор обращён внутрь себя, руки сложены – в этот момент Спаситель не совершает явного для нас дела. Он полностью неприступен для людей, тем паче для людей согрешивших. Мы ничего не знаем о Нём, Его дела нам не постичь. Икона безмолвия стала любимой у исихастов. Своими личными трудами они входили в Божественные энергии, и Господь даровал постигнуть какую-то часть Себя людям.
Удивительно, что самая первая христианская икона, появившаяся после Рождества, Крестной смерти и Вознесения фактически повторяет икону Спас Благое молчание.

Спас Благое молчание
Спас Благое молчание

На ней изначально изображали только Отрока, но никак не взрослого Спасителя. И только позже появляется изображение привычного облика Иисуса Христа. Спаситель-отрок несёт на себе овцу. Что это значит? Часто толкуют значение иконы так: Иисус Христос идёт за каждым согрешившим человеком, чтобы спасти его. Однако же значение иконы много глубже.Взор Христа по-прежнему, как и на иконе Спас Благое молчание, сосредоточен внутрь себя. Бог знает, что делает. Безмолвие и сосредоточенность…
Вспомним Евангельскую притчу. Спаситель говорит о 99 овцах, которые Он оставил ради одной. И пошёл , чтобы найти её и принести домой.
Святитель Григорий Нисский так объясняет эту притчу… Господь сотворил великое число Ангелов. Их число постоянно. Оно не изменилось со дня творения Небесных сил. Ангельский мир велик. Число его не известно. Но количество оставшихся с Богом Ангелов приблизительно соотносится к человечеству, как 99 : 1. Одна овца – это заблудшее человечество. Господь потому прозван Спасом, что оставил своих 99 послушных ангельских овец и спустился на грешную землю за одной заблудшей — за всеми нами, за человечеством. И эту заблудшую, измученную, уставшую овцу Он несёт на руках, чтобы она смогла добраться живой до Царствия Небесного.
Ангелы стабильны в своём решении. Ангелы давным-давно утвердились в своём выборе. У них нет эмоций, плоти, с её немощами, слабостями.. Их выбор – просто результат их хотения. Именно потому, что Ангелы не имеют грубой плоти, они и неспособны к раскаянию. Нам о грехе напоминает наше тело – оно болеет, страждет. Человеческой душе свойственны эмоциональные скачки. Душа эмоционально не стабильна – то она на подъёме, то вдруг опускает крылья. Во многом этому способствует так же наше тело: тело устало, заболело – душа загрустила. Ангелы единственный раз решили для себя, что они хотят. И нет никакого «рычага», чтобы надавить на них и склонить вновь к добру или ко злу, или хотя бы заставить колебаться. Потому Ангелы бесповоротно, раз и навсегда по своей воле решили: подчиниться Богу и жить в Божием Свете или восстать против Бога. Ангелы Божии через свою иерархию передают Свет Божий друг другу и доносят до нас, грешных. И вот это Божий светоносный мир Ангелов Господь оставил на Небесах и спустился на землю. Для чего? Чтобы спасти колеблющееся человечество. Но одними проповедями и даже Великой Жертвой человечество нельзя спасти: оно слишком немощно. Его просто нужно нести Богу на руках.
Икона Пастырь Добрый – первая икона христианства. Она отображала самый главный, основной смысл произошедших на земле дивных событий.
Иной раз утверждают, что самое первое иконописное изображение Христа – рыба. Это не совсем так. Рыба – это вообще не икона. Это всего лишь акростих. Что это такое? Акростихом называли некую надпись, первые буквы в каждой строке которой либо составляли какое-то слово, либо располагались, как алфавит. Если написать на греческом языке слово ИХТИС – рыба, расположив буквы по вертикали, одна под другой, то каждая греческая буква будет начинать слово. Эти слова складываются в предложение: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ, — что означает: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
То есть изображение рыбы – это не икона. Это всего лишь зашифрованная надпись. Но Пастырь Добрый – икона, которая вместила весь глубинный смысл прихода Спасителя. Эту икону знают абсолютно все христианские страны. В средние века икона позабылась. А потом восстановилась в основном у католиков. А вот на Руси была признана основной, наряду с иконой Святой Троицы, икона Иисус – Пантократор. Но именно икона Добрый пастырь говорит нам о смысле прихода Спасителя на землю. Это пастырь, несущий нас в рай и идущий с нами через открытые райские двери.
Прообразом овцы, лежащей на плечах, является омофор епископа. Он говорит нам о смысле служения епископов – спасать людей. Омофор лежит на плечах епископа, как лежит на иконе Добрый пастырь овца на плечах Спасителя.

Удивительно то, что икона Добрый пастырь — это не совсем аллегория. Дело в том, что многие святые действительно видели Христа, который угощал их сыром и молоком от своих овец. Естественно, мы не можем думать, что Господь занят на небесах пастьбой овец. Сакральный смысл этих видений вряд ли будет до конца понятен нам, земным людям. Сладостный райский вкус молока или сыра однако же запоминался навсегда и совершенно менял внутренний мир человека. Так например, африканская (карфагенская) святая Фивия Перпетуя ещё до казни была взята в рай и испила молока из сосуда в руках Пастыря Доброго. Когда она проснулась, то ещё долго чувствовала во рту невыразимо приятный и сладкий вкус райского молока. Она успокоилась душою о своём годовалом сыне, поручила его воспитание доброй женщине. Молоко же в ней самой — она была кормящей мамой — пропало, и пока она находилась в темнице, боли в груди её не беспокоили, как ранее. Она с тихим сердцем встретила смерть и перешла в мир иной. Святый Дух так укрепил её, что она даже не ощущала боли от того, что огромный бык на арене амфитеатра ударил её рогами. Святый Дух делал тело бесчувственным. Человек переходил в иную, духовную жизнь и переставал ощущать своё тело так, как мы.
Символом Евхаристии в первые времена христианства служило изображение сосуда, полного молока. Так что вполне возможно, что икона Пастырь Добрый появилась на основе каких-то видений первых христиан, на основе откровений, которые даровал людям Господь. Не случайно Великий Пост предварялся неделей Сырной или Масленицей. Это не просто подготовка к Посту, как мы обычно считаем: надо подкрепить тело молочной пищей, а то пост долгий и строгий. Изобилие молочной пищи на этой неделе служило напоминанием о райской пище. Масленицу даже причисляли уже к Посту. Она шла, как первая постовая неделя, потому что есть запрет на мясо. С молочной пищи начинался Великий Пост и ею же и начиналась Пасха. Пасха — Рай. И Масленица, Сырная неделя — Рай. Меж ними череда трудных великопостных дней, но Рай — начало и конец для человечества! Как первый рай мы потеряли, так уходит и Сырная Седмица. Затем Великий Пост — как суровая жизнь на земле. И наконец Пасха — Воскресение и Жизнь Вечная в Божьих обителях.
Пасха — самый главный праздник. Сырная или творожная пасха и сладкий хлеб-кулич на молочных сливках или молоке — это так же райская пища и символ радостной райской жизни.
Вот так удивительным образом связана икона Добрый Пастырь с символической пищей христиан. До конца нам эту связь не постигнуть. Бог не открывает людям в земной жизни все знания. Но — слава Богу за всё! Слава Богу за милость!

37 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2008-2018 Редакция журнала "Уроки веры"
Издание Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска


Заметили опечатку? Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter