Обращение редакции


Вместо эпиграфа…


«Древняя Церковь смотрела на катехизацию именно как на совместную работу духовенства и мирян. В Новом Завете мы видим не только благовествующих апостолов, но и проповедующих мирян, игравших важную роль в церковной жизни апостольского века. Это и красноречивый Аполлос, который, по преданию, хоть и стал впоследствии епископом, но в поле зрения автора книги Деяний попадает как проповедующий мирянин, горящий Духом (см. Деян. 18: 24 — 19: 1). Это и Акила с Прискиллой, верные сподвижники апостола Павла (см. Деян. 18: 2, 3, 26). С первого века в Церкви действовал институт диаконисс, в обязанность которых входило наставлять в вере желающих креститься женщин. Обратив взгляд во второй век церковной истории, нельзя не сказать о мученике Иустине Философе, организовавшем в Риме катехизическую школу, а также о первом учителе Александрийской огласительной школы Пантене. В третьем веке на великое поприще христианского учительства выходит знаменитый Ориген, который, несмотря на свои ошибки, тем не менее сделал очень много для проповеди христианства в мире языческой образованности.
Список миссионерствующих, проповедующих мирян можно приводить из любого века церковной истории. А сколько еще и неизвестных нам тружеников, не имевших духовного сана, но посвятивших всю свою жизнь распространению Евангелия! И сегодня, слава Богу, Церковь также благословляет на этот священный труд всех тех верных, которые имеют желание, призвание и соответствующие знания.»
Сергей Комаров. https://pravlife.org/ru/content/mogut-li-miryane-propovedovat-v-hrame



Дорогие братья и сёстры, дорогие о Господе читатели нашего журнала! Редакция журнала «Уроки веры», вынуждена обратиться к вам с данной статьёй. 

К приходским священникам нашего храма обратились некие читатели  – своё имя они не назвали – с пожеланиями непременно давать  сведения о биографии авторов. Во многих интернетных изданиях требование дать свои личные данные и фотографию является обязательным условием для публикации.

Хочу сказать, что мы сознательно придерживаемся некоторых   нравственных правил. Так, например, журнал не продаётся и существует на пожертвования наших добрых прихожан. Кроме того, мы никогда не требовали автобиографических данных и фотографий авторов. Объясню, почему.  Да, наш журнал – церковно-приходское издание. Но, тем не менее, мы живём в государстве Россия. Следовательно, подчиняемся кодексу законов Российской Федерации. Вот что гласит государственный закон:

  «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

ГК РФ Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

  1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
  2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Таким образом, автор имеет законное право  даже не называть своё имя, имеет право указывать вместо имени псевдоним, не говоря о том, что автор имеет право не давать в издательство свою фотографию или  автобиографические данные. Настаивать на подобных условиях —  нарушение прав автора. Кроме того, мы имеем интернет-версию нашего журнала. В последнее время участились случаи неправомерного использования личных данных в интернет сетях. Вопрос об этом поднимается уже на правительственном уровне. Не удивительно, что многие авторы не желают публиковать свои фотографии, автобиографию и оставляют за собой право подписывать статьи псевдонимом.

Удивительным остаётся то, что требование обнародовать свои биографические данные исходят от тех читателей, которые сами не пожелали назвать свои имена.

Теперь посмотрим на другую сторону проблемы.  Критики нашего журнала говорят о том, что мы, не имея прав, поднимаем богословские темы. Дорогие братья и сёстры! В православии всего три богослова: Иоанн, Григорий и Симеон Новый. Всё! Никого более Мать- церковь не называет сим почётным именем. Тем паче, наш скромный журнал не может претендовать на звание богословского. Наш журнал не богословский, а народный. Что это значит? Постараюсь раскрыть основную идею нашего издания.

 «Мы увидели Христа, познали его как Бога и нашего Спасителя, лично полюбили его больше всего на свете, — а затем уже пытаемся описать произошедшее средствами языка, на основе «общих понятий». Многие люди, которые не имели такого опыта, спрашивают нас, что случилось, — и мы не можем игнорировать их просьбу, потому что видим, что потребность в познании истины не даёт им покоя. Мы должны проявить к ним милосердие и описать опыт любви к Богу. Более того, милосердие состоит и в том, чтобы пробудить в других людях эту духовную любовь, которая присуща человеку по природе, сказать слово, проникающее до глубины человеческого существа, в котором обретается эта тоска по Богу, жажда богопознания.»

«Богословие – это практика осмысленной жизни в союзе с Богом.»

Вот это, собственно говоря, и есть  наша идея, высказанная словами монаха Диодора (Ларионова); Источник: http://www.bogoslov.ru

Если и использовать в отношении нашего скромного издания термин «богословие», то только так. И никак иначе! Мы не говорим о церковных догматах.  Мы говорим доступным языком (ведь на обложке журнала написано: «журнал для семейного чтения») о попытке осмысленной жизни каждого человека в союзе с Богом. Авторы делятся своим опытом. И этот личный опыт – бесценен! Потребность познания Бога «не даёт нам покоя». Авторы бескорыстно делятся с другими людьми своими размышлениями, своим опытом, своим творчеством, рассказывают о своих ошибках… И за это нам нужно быть благодарными им!

Могут ли простые миряне  идти по пути богопознания и рассуждать на божественные темы?  Несомненно!

«…Покаявшись, мы свидетельствуем о Христе, становимся богословами. Я очень люблю одну стихиру, которая поётся Великим постом, — в ней богословом назван разбойник, который висел рядом со Христом и покаялся. В этой стихире смысл богословия передаётся предельно отчётливо: «Радуйся Кресте, имже познася единым мгновением разбойник богословец, взываяй: помяни мя Господи, во Царствии Твоем». Мы каемся в наших грехах, обращаемся ко Христу, принявшему за нас смерть на Кресте, и вслед за Ним принимаем свой собственный крест в подражание Ему — и через это открывается путь к богопознанию. Разбойник исповедал Христа Богом и Спасителем — и в единое мгновение стал богословом. Евангелие, и церковная традиция говорят нам, что иного пути к познанию Бога нет. И иного богословия, по сути, в Церкви нет.» Источник: http://www.bogoslov.ru; беседа с монахом Диодором. 

Разбойник назван богословом, потому что открыл своё сердце навстречу Христу. Отчего же другим мирянам, которые и  разбойниками-то не были, запрещено вдруг говорить о божественном?

Дорогие друзья, если вам видится, что кто-то ошибается и размышляет неправильно, отчего бы вам с добрым сердцем не поправить человека на страницах нашего же журнала и не высказать своё мнение? Мы не сторонники оголтелой  полемики, но мы стараемся изо всех сил быть на стороне истины. К тому же, каждый человек имеет право на своё мнение. Ведь Бог дал каждому человеку разум. Напишите то, что думаете вы.  Страницы нашего журнала открыты для всех. Единственное ограничение  у воли человеческой – воля Божья.

 «Вот, например, что по данному поводу пишет автор популярного пособия по «Обличительному Богословию» Евгений Успенский: «простые миряне в Римской Церкви обрекаются на полную неподвижность религиозной мысли, — на безусловно-пассивное состояние в области богооткровенного учения. — Известно, что в Римской Церкви проведена самая резкая грань между двумя частями Церкви — духовенством и мирянами; последние отделены от первого целою бездною. В силу этого миряне в Римской Церкви должны безусловно и слепо подчиняться авторитету иерархии и считать ее основанием всех своих убеждений и действий. Сами по себе миряне не имеют права рассуждать о предметах веры; им даже запрещается чтение Священного Писания, так как они не могут понимать его и во избежание того, чтобы не впасть в ереси. В этом запрещении проявляется деспотизм римской иерархии и в особенности главы ее — папы. Понятно, как оскорбительно и унизительно для человеческого разума подобное учение об отношении человека к Слову Божию и к церковной иерархии, так как разуму совершенно не свойственна полная бездеятельность и безусловная пассивность, хотя бы и в деле богооткровенной веры. Вот почему это учение римского католицизма не согласно с Православным учением, по которому деятельность человеческого разума в деле усвоения Священного Писания не исключается, — она только ставится в должные границы, определенные вселенским сознанием Церкви» [21, с. 22-23].» 

«Напомним, что в эпоху зарождения протестантизма эта традиция служила дополнительным фактором, взвинчивавшим и без того нараставший протестный настрой. Вот, что писал в этой связи один из идеологов протестантизма, Мартин Лютер: «Помилуй, Боже праведный, с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении» [22, с. 419]. По утверждению составителей «Аугсбургского исповедания», тотальная религиозная безграмотность» .  Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церквовных Искусств. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/mozhno-li-mirjanam-bogoslovstvovat.1391/

Так говорит преподаватель Богословского института.  Такая позиция близка и нам. Миряне  должны понимать, что такое вера. В противном случае получается то, о чём говорит выше названный автор: «Смысл самого богослужения, как способа таинственного, благодатного межличностного взаимообщения человека и Бога, как средства восприятия Божественной милости, низводится до значения театрализованного, магического ритуального действия, не требующего от прихожанина ни напряжения сердца, ни сколь-нибудь серьезных усилий ума (ср.: игумен Петр (Мещеринов): «Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильно, во время исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.»

Отсутствие рассуждения и осмысления веры приводит нас к опасности относиться к религии всего лишь как к обряду. А в обряде, конечно, нет места рассуждению: делаю так потому, что другие так делают. И уже одно это  — ритуал, обряд — должно изменить волшебным образом мою жизнь в сторону комфорта! Со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» (Мк. 12, 30). Это требует, как я уже сказал, нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу. Людям это неудобно, да и с амвонов не часто услышишь об этом… легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке и т. п., в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, — чем разбираться в своей жизни и строить ее в соответствии с Евангелием» [10, с. 83-84]).»  Леонов А. М.

Обращаем  внимание авторов на справедливую просьбу: в цитатах делать ссылки на издание, из которого взята цитата. Многие авторы упускают ссылки, основываясь на том, что сейчас, в век интернета, очень легко найти первоисточник. Достаточно просто ввести в поисковик несколько слов из заинтересовавшего вас высказывания. Но, тем не менее, правило  давать ссылки никто не отменял. Другое дело, что авторы не будут   ограничиваться исключительно цитированием  чужих мыслей, не написав ни единой своей.  Ведь они пишут, чтобы поделиться своим опытом богопознания. И у каждого человека он – уникален.

Почему самих мирян так пугает попытка других мирян высказать своё мнение? Потому что в голове человек держит a priori: все святые отцы едины в своих мнениях! А потому и человек «не должен сметь своё суждение иметь» (Грибоедов А.С. Горе от ума), а должен только повторять мнение святых отцов. Но единство святых отцов – это миф! Этого не было и нет. Всеми признаются только догматы. Во всём остальном святые отцы, как и простые миряне, могут иметь своё мнение, могут ошибаться, могут быть правы. Простой пример… Что такое душа и как  она даруется человеку? Одни святые отцы утверждали, что душа даётся только Богом каждому человеку, другие настаивали на том, что душу даёт отец, а тело, из  своего тела и крови, даёт ребёнку мать. Третьи утверждают, что душу, как и тело, дают ребёнку в равной мере, как отец, так и мать. И есть ещё много разных теорий, отвергнутых церковью. Поэтому обобщает игумен Амвросий (Ермаков): «Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это «тайна, ведомая одному Богу». Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви.  http://www.pravoslavie.ru/6463.html

Поскольку на некоторые вопросы в церкви нет и не может быть единого мнения (читаем объяснение выше), то и миряне могут придерживаться того или иного мнения. Никакого преступления против веры тут нет.

Полагаем, что дали сомневающимся читателям исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении разных тем на страницах нашего журнала! Милости просим! Простите, если кого чем обидели. У нас не было  такого умысла. Будем друзьями! Ведь мы – православные христиане!

Редакционный совет журнала «Уроки веры»