Письмо в редакцию

Я не священник. Я – обычный человек. У меня накопилось много вопросов к священникам. Я знаю, что журнал «Уроки веры» читают и за рубежом. Потому мне очень бы хотелось получить ответы, как с российской стороны, так и с зарубежной. Можно ли на страницах журнала прочитать разные точки зрения разных людей?

А вопросы у меня такие… В последнее время идут явные раскольнические настроения в церкви. Они подогреваются, как священниками и епископами, так и мирянами. И вот мои размышления по спорным вопросам. Я не говорю, что они правильные. Но я пока так думаю. Если я не правильно рассуждаю – то помогите мне найти истину!

Мои друзья уехали за границу: Греция, Франция, Италия… Конечно, там они стали искать православные церкви. Ведь без церкви они себе не представляют жизни. Периодически приезжают в Россию, чтобы повидаться с оставшимися родственниками и друзьями. Никто из них, приезжая в Россию, не причащается! А иной раз даже не заходит в храм. Почему? Заграничные батюшки сказали, что «РПЦ безблагодатная». Спрашиваю: а их перекрещивали, венчали заново? Нет. Странное дело! Крещение и венчание в «безблагодатной РПЦ» считается… законным. А значит, благодатным! Как зарубежные православные священники и епископы могут объяснить этот факт?

Нашумела анафема, вынесенная некоторыми старцами «верхушке РПЦ». За что? Я понимаю так: наша церковь отказалась предавать анафеме создателей фильма «Матильда». За это  самих  руководителей церкви предали анафеме. Фильма ещё никто не видел, кроме короткого ролика. Возможно, фильм снят нецеломудренно. Но любовь Николая 2 к Матильде Кшесинской – это исторический факт. И ничего в этом факте крамольного нет! Николай 2 был неженатый. Он полюбил талантливую девушку. Но брак для царя с некоронованной особой был невозможен. Такие браки были запрещены. Потому отношения не могли иметь счастливого конца. Когда объявили помолвку с  принцессой Алисой – будущей царицей Александрой, Николай 2, как глубоко порядочный человек и православный семьянин, прекратил отношения с Матильдой Кшесинской. Возможно, в фильме, считают старцы, что-то опошлили,  переврали. Но вот фильма-то и они не видели! А теперь мне говорят: ты не должен причащаться в «безблагодатной РПЦ», потому что «безблагодатная РПЦ» не прокляла создателей фильма.  И оттого, что кто-то вспомнил, что Николай 2 любил Кшесинскую, мне нельзя причащаться? Вам не думается, что всё это несоизмеримо? Нельзя класть на весы причастие и исторический факт несчастной любви двух людей.

Мне возражают: оскорбили святых царственных мучеников! Может и оскорбили. Фильма ещё нет. Смотря как показать. Опошлить можно всё на свете. Но давайте разберёмся ещё в некоторых деталях… На момент расстрела ни Николай Александрович Романов, ни его сын, ни его жена уже не были царём, цесаревичем и царицей. Расстрелу предшествовало отречение от престола. Добровольное! В пользу брата Михаила… Который, тоже отказался от престолонаследия. Отречения потребовала аристократия. И Николай 2 исполнил их волю. Хотя не должен был. Канонизирована семья Романовых как страстотерпцы. А в зарубежной церкви, как  мученики. Но мученики – это те, от которых требовали отречения от Христа. И они открыто исповедовали свою веру в Бога. Есть даже святая великомученица, которая не была крещена при жизни! Но она исповедовала Христа. А покреститься не могла – не было православного священника. Она приняла крещение в своей собственной крови, потому что сказала: я – христианка и исповедую Иисуса Христа и Пресвятую Троицу. Это великомученица Марина. А вот страстотерпцы – от них никто не требовал отречения от Христа. Они беззлобно, со смирением приняли кончину, молясь о своих врагах. Некоторые говорят, что канонизация царской семьи, как  страстотерпцев, оскорбительна. Что же в этом оскорбительного? А когда мы говорим о страстотерпцах Борисе и Глебе – это разве оскорбительно?

Говорят, что царская власть была всегда за церковь. Увы! Отменил патриаршество Пётр 1. И ни один царь патриаршество не восстановил! Так же говорят, что Николай 2 сам хотел стать патриархом и потому не восстанавливал патриарший престол. Но ведь патриархов не выбирают из мирян или новопостриженных монахов!

Значит ли это, что я против канонизации страстотерпцев? Нет! Одно не исключает другого. Исторические факты:  то, что царь отрёкся от престола добровольно (он не принял смерть, отказавшись отречься от вверенной ему Богом власти), и то, что семья приняла смерть беззлобно, по-христиански, предавая себя в руки Бога… Из этих фактов вовсе не следует, что семью  нужно канонизировать, как царственных мучеников; как не следует и то, что семью нельзя почитать, как святых, и никакой святости их душ не было. Ни то, ни другое не вытекает из данных фактов! Ведь никто не говорит, что Бориса и Глеба нельзя поминать как святых? Из-за чего тогда  сейчас такой раскол?

У нас есть много примеров людей, которые не отличались особой святостью при жизни. Однако церковь их канонизировала, как святых. Начнём с самого первого человека, попавшего в рай – благоразумный разбойник. До креста была жизнь, полная убийств. На кресте было искренне осознание: я страдаю поделом. А Господь страдает, будучи невинным! Искренних чистосердечных слов: вспомни обо мне, Господи, в Твоём царстве, поскольку я – человек грешный и погибаю в муках за свои дела, — хватило, чтобы Господь простил разбойника. Что же теперь? Разве уже нельзя говорить, что это был разбойник и убивал людей? А если кто об этом скажет – его предать анафеме? Князь Владимир имел до крещения много наложниц, а его бабка, княгиня Ольга, известна по летописям, как очень жестокая женщина, спалившая огнём город древлян. Но крещение изменило людей! Из этого всего не следует, что нельзя канонизировать Ольгу и Владимира и молиться им, как не следует и то, что если кто-то прочитает древнерусские летописи – этих людей нужно предать анафеме! А если патриарх откажется предать анафеме летописцев – то в церкви уже нельзя причащаться. Из святой Марии Магдалины Господь изгнал 7 бесов. Это не мешает нам ей молиться!

Как епископы и священники зарубежья могут объяснить эти факты?

Если мы вспомним  историю церкви, то вся она полна моментов, близких к расколу. Так, например,  споры «павловых» и «петровых». Петровы запрещали христианам даже садиться за стол с родственниками, если родственники – язычники. Говорили, что этим они предают Христа и отпадают от тела Христова. А апостол Павел говорил о любви, терпимости к ближним. Только когда противники веры Христовой казнили обоих апостолов, верующие поняли, что они – одно целое. В память этого события – второе рождение церкви, объединение двух распавшихся течений – мы держим Петровский пост. Но чтобы это стало понятным – отдали жизнь два апостола!

История русского раскола. Если внимательно изучить исторические документы, то видно, что были моменты как правильные, так и неправильные, как на одной, так и на другой стороне. И дораскольная церковь имела великих святых – Сергий Радонежский, Александр Невский… И многих других. Но мы их теперь не осознаём, как «староверских» святых! А ведь они даже молитву Верую читали по-другому! После реформы она была несколько изменена. А послераскольная новообрядческая церковь тоже дала целый сонм святых! Кто из нас не молился батюшке Серафиму? При этом обе церкви считали другую сторону безблагодатной, лишённой апостольской приемственности. И многие нынешние православные, молясь на иконы Андрея Рублёва или читая молитвы Сергию Радонежскому, относятся к «староверщине», как к заблудшей и безблагодатной церкви!  Где логика?

Стоят ли расколы церкви такой крови, если правда находится и там, и там? И сам Иисус Христос по-другому оценивает человеческую душу!

А какие раздоры были по поводу «обновленцев»! Те священники и епископы  во главе с патриархом Тихоном, которые остались в растерзанной войною и революцией России, были объявлены уехавшими за рубеж  «безблагодатными обновленцами». Легко говорить, когда ты уехал за границу и тебя беды уже не касаются, ты в безопасности! А вот оставшиеся в России — они молились в голоде-холоде, в тюрьмах за Россию и народ, спасали Советский Союз от фашистов. Ведь и перелом в войне начался именно с того времени, когда Сталин реабилитировал церковь: стали совершаться крестные ходы, облёты вокруг городов с иконами на борту самолётов, стали открываться церкви и семинарии. Этот исторический факт говорит о правильном мышлении бывшего семинариста.  Как и о том, что в церкви была благодать! Но у нас беда в том, что всё нужно преувеличить до краю: если расстреливал в лагерях – то уже не может поступить правильно ну ни разу в жизни; а вот иная точка зрения: если оправдал церковь и сделал её легальной – то уже и святой, надо иконы писать и молитвы сочинять. Но у нас принято было так на Руси: святой или не святой – это определял сам Бог. Прежде канонизации по крупинкам собирались факты чудес, исцелений, миротечения… Бывало, что святые мощи сами поднимались из могил на поверхность земли… То есть это всё решал Бог, а не люди. Почему мы сами нынче сразу спешим канонизировать или проклинать?

Сколько бед было в церкви, сколько загубленных душ из-за расколов… А если посмотреть на историю расколов, то большая часть их возникала на пустом месте – от человеческой гордыни: я так думаю и моё мнение – самое верное. Все кто не со мной – против меня, — это не церковный принцип мышления. Это всё очень мирское и грешное.

Церковь знает и примеры канонизации святых, которые при жизни исповедовали абсолютно противоположное и были противниками! Святой преподобный Иосиф Волоцкий и святой преподобный Нил Сорский! Какие жаркие споры шли между двумя течениями. И не обошлось без крови. В монастырях иосифлянских были заключённые – сторонники преподобного Нила. Но и тот, и другой святой канонизированы, и, видимо, Господь как-то отлично от нас оценивает их заслуги. Потому что у каждого из них было что-то хорошее и полезное для людей. И каждый из них искренне верил в Бога и любил Его. Эта любовь, при всех земных грехах и ошибках, не могла быть безразличной Христу.

Историю церкви мало кто учит. Я полагаю, что такие исторические пробелы очень мешают нашим современникам правильно оценить обстановку в нынешнем церковном мире. А цена этих ошибок – большая: люди должны не причащаться. Всё сводится к этому: не ходите в безблагодатную церковь! А я знаю великое множество примеров, когда Господь исцелял, помогал нам – тем, кто «безблагодатно» причащается. Как же вы, господа зарубежные священники, это всё объясните? Ведь объяснить как-то надо! И что вы предлагаете нам, россиянам? Всем бежать за границу, чтобы благодатно причащаться, а Россию отдать кому-нибудь из ваших держав? Или сделать Россию страной безбожной? Так  будет лучше, чем «безблагодатная РПЦ»? Или всем нам уйти из наших церквей и ездить куда-то  в далёкие города на причастие к вашим затворникам? Какой выход вы предлагаете нам, россиянам? А наши русские сторонники непричащения в «безблагодатных церквях» — они не забыли, что по канону те, кто три воскресенья не причащался,  сам отпадает от Тела Христова. Что делать с этим? Это правило как-то изменилось?

Нам ставят в пример Грецию. Но увы! Когда старцы-коливады стали говорить о том, что нельзя поминать за упокой по воскресеньям и что греческие монахи на Афоне приняли такое безчиние ради торговли на рынке – коливады пострадали. И остались в меньшинстве! То есть тоже было нарушение канона, были разногласия и, как водится, человеческий фактор толкнул на очень жестокое обращение с противниками. Сейчас и коливады, и их противники так же канонизированы, как святые. Значит: в церкви есть свои проблемы… не всегда они решаются мудро, но из-за этого не стоит говорить, что церковь безблагодатная! Есть нечто большее, нежели наши человеческие мудрствования…

Хотелось бы услышать мнения священников. Я хотел бы получить ответ на свои размышления и вопросы!

 

С искренним уважением – Григорий Павлов.

16 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2008-2018 Редакция журнала "Уроки веры"
Издание Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска


Заметили опечатку? Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter