[ajax_load_more]

Проблематика миссионерской деятельности современности в сопоставлении с годами Гражданской и Великой Отечественной войны.

Доклад, прочитанный на региональном этапе 28  Международных Рождественских образовательных чтений «Великая победа: наследие и наследники».


Проблем в современной миссионерской деятельности много. Порою мы не знаем, как их решить. Христианство, увы, не  интересует большую часть нашего народа, а зачастую вызывает откровенную агрессию. Как быть?

Без постановки точного диагноза невозможно лечить больного. Это правило действует и в области миссионерства.

Проблема в том, что общество наше больно. И пока оно будет болеть своей болезнью, серьёзно говорить о миссионерской деятельности даже нет смысла. Заболевание нашего общества носит название  — отделение церкви от государства.

Мы говорим, что Бог есть Жизнь. Бог есть Любовь. Тогда можно сказать так: отделение Жизни от государства. Отделение Любви от государства. Что в таком случае ждать согражданам?

Я сопоставила периоды царского времени, 1 Мировой, Гражданской войны, Великой Отечественной… наша современность. Это необходимо, чтобы до конца понять важность проблемы. Сопоставляя данные периоды, прихожу вот к таким выводам…

Там, где государство не отделено от церкви, вера есть общее дело. А вот атеизм – частное. Что мы видим в безбожном государстве? С точностью наоборот:  безбожие есть общее дело. А вера – частное, дело единичных личностей.

Далее. Одинаковы в двух этих обществах атеисты? Увы, нет! Не одинаковы.

Атеисты верующего общества – народовольцы, Базаров, прочие персонажи, знакомые по литературе серебряного века — это довольно симпатичные личности. Чем же они завоёвывают нашу симпатию? Тем, что похожи на верующих людей. Они – пламенные проповедники, готовы снять последнюю рубаху ради нищего собрата. Они отдают все свои деньги на строительство изб-читален, школ, больниц… А сами питаются сухарями и квасом.

Надо сказать, что их существование для Церкви даже полезно. Дело в том, что происходит такой естественный процесс – отделение церкви от бедного народа. Повторяю, процесс естественный. Его нужно учитывать. Молитва требует свободного времени, физических сил. Посмотрим на наше общество: люди вынуждены зарабатывать на хлеб. Работодатель их просто не отпустит в воскресенье в храм. А те, кто имеет в воскресенье выходной, так устают за неделю, работая иной раз по 12 часов в сутки, что уже не имеют физических сил, чтобы пойти в единственный выходной в церковь. Люди заняты выживанием на земле, им не до Неба.

В царское время многие бедные женщины вынуждены были идти в публичные дома. Им в церковь уже было просто стыдно идти.

Неимение денег, чтобы добраться до храма, так же серьёзная причина в наше время.  При мизерных зарплатах, сумма, потраченная на семью за проезд в общественном транспорте,  —  достаточный удар по семейному бюджету, учитывая всеобщую дороговизну. А человек ещё и совестливо рассуждает: «В церкви надо свечку купить, подать милостыню и записки, положить деньги на поднос… А их нет, денег. Лучше пока не пойду.» Таким образом, Церковь посещают в основном те, кто имеет время, личный транспорт, силы, здоровье, денежные средства. А бедняки, угнетённые болезнями, отсутствием свободного времени, грехами, хронической усталостью  и т.д., перестают посещать храм.

Если общество глухо к нуждам людей, то базаровых появляется слишком много. И наступает революция. И тогда народ сметает и церковь, якобы, тоже прельстившуюся в их глазах. А вот если общество чутко и реагирует на нужды ближних, то количество базаровых небольшое. Их ровно столько, чтобы  верующие люди не забыли о празднике на Хлебной горе и помнили об апостольской общине и необходимости справедливости в государстве..

Каков атеист в обществе безбожном? Это эгоист, который не станет утирать «слезинку ребёнка» или вдовы. Он думает только о себе. Если базаровы были уверены, что рая и ада нет, и нужно, чтобы каждый человек прожил земную жизнь в достатке, то атеисты безбожного общества считают, что прожить безоблачно должны только они.

Почему такая разница в неверующих людях? Потому что атеисты в обществе, где государство вместе с церковью, выросли в верующей среде. Они в моральном отношении воспитаны правильно. Просто, столкнувшись с трудностями в жизни, они разочаровались, не смогли сохранить веру. Но они — добрые люди. А каковы атеисты, выросшие в обществе безбожном? Они моралью не тяготятся. И слушать проповедников не станут. В лучшем случае похлопают по плечу и скажут, как эллины апостолу Павлу: «Мы тебя послушаем в другой раз».

Война «встряхивает» общество. Здесь тоже свои закономерности.

Вечности хочется всем. Но атеисты заменяют вечность памятью и родом. Пусть я умер, но род продолжается. И жива память обо мне. Война может уничтожить весь род. И тогда человек лишается всякого смысла  в жизни. А когда он лежит, распростёртый на поле боя и глядит в небеса, у него пробуждается,  как у Благоразумного разбойника на кресте, острое желание применить опыт веры: дескать, вот я, Господи. Я не веровал. Но если Ты есть и есть вечная жизнь – подари мне её! Человек готов принять Бога. И Бог принимает его.

Но постепенно люди начинают понимать: а стоит ли таким страшным путём обретать веру? Не лучше ли хранить мир и молиться в церкви всем сообща о мире во всём мире?

Послевоенное общество – самое чуткое. Оно реагирует на слова миссионеров, проповедников. К сожалению… если церковь по-прежнему отделена от государства, такое состояние не долго длится. И всё опять возвращается на круги своя.

Так как же нам быть? Ясно, что в глобальных масштабах мы изменить ничего не можем. И всё же, если мы будем пытаться решить проблемы мелкие, не говоря о главной – успеха в воцерковлении народа не дождёмся. И не дай Бог, дождаться войны, чтобы уверовать. Лучше успеть сделать правильный шаг, пока есть мир.

Да, мы не можем изменить строй. Но Слово, прозвучавшее однажды, сотворило Вселенную. Слово никогда не бывает напрасным. И если данная проблема будет хотя бы озвучиваться, возможно что-то Господь поменяет и у нас. По нашим молитвам.

16 просмотров

Марина Попова

About Марина Попова

Основатель и главный редактор журнала "УРОКИ ВЕРЫ"

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.