Сердце христианства. Часть 3

Внутренний Христос.

Люди, которые прочитали об исихасме, обычно начинают задаваться вопросом: а можно ли и им быть исихастами? Но при этом, у них, как правило, есть семья, дети, престарелые родители, работа, учёба… Обычно спрашивающие получают ответ отрицательный: исихасм – это молчание, безмолвие, отшельничество, уединение, непрерывная молитва. В миру исихия невозможна. А непрестанная молитва может быть для мирян даже опасна. И без опытного духовника читать Иисусову молитву мирянам вообще нельзя – можно навлечь на себя нападки бесов. Но так ли всё мрачно для мирян?
Во-первых, задумаемся: а почему мирянам так хочется быть исихастами? Ответ прост: исихасм – соединение с Божественными энергиями. Оно нужно всем без исключения. В миру – не меньше, чем в монастыре! Это первое, что мы отметим: Божественные энергии и соединение с ними необходимы всем, без исключения!
Как молится священник на Литургии? «Да тихое и БЕЗМОЛВНОЕ житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Не удивительно ли, что безмолвие испрашивается для всех?! Давайте вспомним старинное использование слова «молва»: и пошла о нём молва… То есть, пошёл разговор, шум, внимание… Молва – это беспокойство, суета, шум. Так значит, мы просим на Литургии безмятежной жизни, лишённой суеты, мы просим тихой и спокойной жизни… А вовсе не того, чтобы мы не разговаривали!
И вот мы выходим на второй важный момент исихии: не допускать в сердце шума, гнева, суеты, пустых мыслей, раздражения… «Не выпускать пар» на своих домашних – это разве не нужно мирянам? Ещё как нужно!
Исихаст-монах всегда с Богом. Но и мирянину также нельзя терять связь с Богом ни в радости, ни в скорби. Это третий момент, который мы для себя отметим.
Итак, мы видим, что основные положения исихасма нужны и мирянам, как воздух. Но вопрос главный: как достичь?
Непрерывной молитвы большинство мирян не понесёт. И в келье мирянин не может запереться. У исихастов такое представление: келья для монаха – что вода для рыбы. Ешь, пей, спи – но из кельи не выходи, не заражайся мирской суетою. И постепенно келья всему научит даже нерадивого монаха. Это происходит само собою. Жизнь в келье – это хорошо настроенная струна музыкального инструмента. А камертон – Божьи энергии. Но как быть мирянину?
Выход прост… Как мы составляем своё ежедневное правило? Обычно это очень большое количество молитв. Мы их читаем. Но вот случилась какая-то непредвиденная ситуация: болезнь, аврал на работе, свадьба, похороны, школьные проблемы у детей… Например, маму долго задержали на классном родительском собрании. Она придёт уставшая. И уже опустит всё правило или прочитает частично. Пользы от этого мало.
В ежедневное правило должны входить в первую очередь: от 1 до 3 кафисм Псалтири (кому как по силам) и 1 глава Евангелия. Когда совсем невмоготу – хоть одно зачало. А вот Иисусова молитва у мирянина непрестанной быть не может. Но даже самый уставший человек может успокоиться, найти в сердце мир и хотя бы раз во время работы сказать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» А уж если потянете чётку, как говорят монахи, 10 – 50 раз (а это очень быстро по времени и совсем не обременительно — как в физическом плане, так и в духовном), то и вовсе славно!
Если вы произнесёте Иисусову молитву в уме с концентрацией внимания, с умилением – вы получите во много крат больше пользы, нежели будете в изнеможении читать три акафиста или канона. Исихасты знают: Иисусова молитва – это прямое обращение ко Христу. А Христос никогда не бывает глух к людям. Он будет рядом! Если вы внимательно прислушаетесь к своему сердцу – вы ощутите покой и теплоту: Христос рядом! Вначале исихасты Его чувствуют. Потом – видят. Но последнее случится не завтра. А вот почувствовать Божью Благодать может каждый человек!
Уединение у исихастов есть состояние души, а не положение во времени и пространстве. Хранить в сердце тишину более полезно, чем хранить безмолвие на устах. У мирян-то молчание на устах не получится – близкие рядом и каждый просит у вас помощи, совета, внимания, участия. Ученики старцев-исихастов по два десятка лет находятся рядом со старцами, а ни разу от них не услышали гневного окрика или оскорбительного слова в свой адрес. Потому что в сердце старца – тишина и безмолвие. Там нет места негодованию и бури. Научитесь этому в миру – дома у вас будут тишь, гладь и Божья благодать. Главное – поставить перед собою цель, памятуя: только в безгневное сердце приходит Христос! Будет у вас в сердце мятеж – вы не сможете быть исихастом в миру. И не почувствуете Бога!
Читаем Псалтирь и удивляемся: почему псалмы так полны уверенности, что верующий человек – всегда богат и процветает? А мы вот думаем, что у верующих всегда скорби, верующий нищ… и вообще, кого Бог любит – того Он постоянно наказывает! Мы, современные православные, оказываемся в противоположном (!!) поле с Псалтирью, одной из основных книг православного Богослужения, которая нам говорит: праведник процветёт, как кедр ливанский; у праведника не будет ни сироты, ни голодного; семя праведника не будет оставлено Богом; волы у праведников толсты, а овцы многоплодны; никто не болеет; сыновья – как масличные деревья; дочери украшены, как храм; жена праведника плодовита, как лоза; дети праведника не будут нищими и не станут просить хлеба – у них всего довольно. Почему? Потому что знали авторы псалмов: у того, кто соединён с Божьими энергиями, не будет дома всё плохо. Такой человек будет преуспевать во всех своих бытовых делах. А спасение не в уединении и многочасовых молитвах, а в постоянном кратком обращении к Богу. Непрестанно не получится. А часто в течение дня – да. И чем более человек навыкнет в этом, тем чаще будет повторять про себя: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Через присутствие рядом Христа освятится всё пространство и труд. А значит – всё будет успешно. Потому и апостол Павел говорит (1 посл. к Фес.; гл. 5): МОЛИТЕСЬ ВСЕГДА (5; 17), всегда радуйтесь, за всё благодарите, « Сам же Бог мира да освятит вас ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ, и ваш дух, и душа, и тело во всей целостности да сохранится»; бодрствуем мы или спим, но всегда должны быть с Иисусом Христом. То есть, когда вы кормите ребёнка, сажаете что-то на огородных грядках, доите корову, лечите кого-то в поликлинике, ведёте городской транспорт с пассажирами – вы всегда можете на мгновение отвлечься от мира и сказать Господу с благоговением: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Постепенно придёт навык и потребность делать это как можно чаще. Всё равно не будет непрестанной молитвы? Но и не надо! У вас будет результат!
Заметьте, что когда вы попадаете в очень волнительную ситуацию, вы уже не можете читать акафисты. Вы оставляете даже Псалтирь. У вас на них нет сил. Но что вы читаете? КРАТКИЕ МОЛИТВЫ! На них не только хватает сил, но ими вы держитесь! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Пресвятая Богородица, помоги! Ангел-Хранитель, помоги! Так же кратко можете помянуть имя своего святого. И не более того. Вот эти короткие молитовочки – сердце любого молитвенного правила и центр духовной жизни.
Исихасты исходят из слов: Царство Божие внутри вас. Через погружение в себя мы отыскиваем в себе Христа. А иной раз можем отыскать в себе лишь «дыру в размер Бога», как говорят православные.
У Петра была тёща, а он видел Свет Фаворский. Это ли не лучшее свидетельство, что и мирянам всё возможно?
Молитва – это Бог. Раз мы призываем имя Бога – Он рядом. Молитва – это Бог, а не слова в книжке. Молитва – это разговор с моим Христом! Мы собираем Христа вокруг себя. Мы чувствуем: Он – рядом. И это так и есть. Потому молящийся Иисусовой молитвой освящает свою работу, своих близких, свой дом, даже соседей и одноклассников или пассажиров автобуса. И беды уже просто не может быть. Всё может быть только хорошо. Посему у постоянно или хотя бы часто в течении дня поминающих имя Христа – и овцы многоплодны и волы толсты, а семя их не бывает оставлено. Их дети не будут просить хлеба на паперти.
Молящийся Иисусовой молитвой украшает, облагораживает мир, исцеляет его, возвращает к совершенству. Естественно, это не заслуга молящегося! Потому что молиться может каждый. И Господь каждому и даст! Божья Благодать несёт изобилие везде и всему!
Мы часто думаем, что раз мы трудимся для мира и церкви – моем и убираем в храме, являемся сёстрами милосердия в больнице – то уже через эти добрые дела спасёмся. Потом начинаем чувствовать, что дел недостаточно. Дела вносят в нашу жизнь суету, лишают сил, приносят усталость, а то и раздражение, потому что мешают нашей молитве. Большой молитве. Но если мы творим маленькие короткие молитовочки во время нашей работы – акцентирую внимание: пусть даже не непрерывно, а несколько раз в течение дня – это поможет и нам, и тем, кто рядом с нами. Поможет через Божью благодать! Даже в суете можно остаться на краткий миг наедине с Богом. Молитва, короткая и простая, не только освятит работу, но и поможет нам не делать того, что не нужно.
Исихасты советуют мирянам: утром начните сразу с Иисусовой молитвы. Исчезнет проблема, знакомая многим: нужно бежать на работу, нужно кормить детей и отправлять в школу — когда молиться? Времени-то нет! А встать раньше — порою, нет сил. Особенно у многодетных мам или у мужчин, занятых тяжёлым физическим трудом. Иисусова молитва разрешает эту проблему: сразу с утра помолитесь, не много потратите времени и силы при вас. А когда улучите днём свободное время — можно и нужно почитать Псалтирь и Евангелие. И всё, что хотите.
Часто человека одолевают помыслы, гнев. Мы что делаем? Мы пытаемся с ними бороться! А борьба трудна, и мы тонем в борьбе: начинается пыл, гнев или уныние, раздражение. А исихасты говорят: отвлекись от того, что тебя раздражает, беспокоит, мучает. Почитай Иисусову молитву! И знай: когда читаешь – рядом Христос. Он приходит к зовущему, ибо любящий Отец всегда откликнется ребёнку. Отвлекитесь от проблемы, не думайте о ней постоянно и не унывайте, и проблема решится так, как нужно вам. Потому что рядом с вами – Бог! И ещё напоминают исихасты: если у вас действительно нет сил, Господь будет всегда рядом с вами. Но если у вас есть силы, а вы ленитесь – рядом с вами будет сатана!
Многие говорят, что мы должны умерщвлять страсти тела. Исихасты ничего не умерщвляют. Они и тут отходят в сторону: не борьба со страстями, а вхождение в чистую Божественную энергию, которая появляется вокруг от Божьего присутствия, полностью упразднит страсть. Это всё совершится не вашими силами, но благодатью Божьей..
Исихасты совершенны в своих человеческих отношениях. Были такие исихасты – Иосиф и Арсений Пещерники. Так вот они попросили Бога о том, чтобы и после смерти им быть рядом. А для этого необходимо поделить всё плохое и хорошее на двоих. То есть, если делает один человек грех, то и на другом этот грех зачтётся. Мы видим удивительный пример человеческой дружбы. Как не хватает в наших семьях такого же отношения между мужем и женой, между детьми и родителями! Чтобы вместе быть после смерти, всё, что сделали при жизни, Боже, подели на нас поровну! И определи в одно место.
Греховно кого-то раздражать. Это ещё одно положение исихастов, которое очень необходимо в мирской жизни. Правило: если из 100 монахов 99 тобою довольны, а одного ты ввёл в искушение – этот один станет препятствием в твоей молитве. Если кто не прощает – сам попроси прощения. А за того, кто обижен на тебя – «потяни чётку». То есть помолись Иисусовой молитвою хоть десяток раз.
В исихасме есть мирская ветвь. Иной раз её называют княжеский путь. Или царский путь. Это путь не монахов, но руководителей. Иисусова молитва – прямая обязанность руководителя. Не важно чем он руководит: государством, заводом, школой, поликлиникой или своей семьёй. Княжеский путь – путь человека, который не своим умом, но Божьими энергиями освящает пространство, улучшает и украшает мир, восстанавливает его, приводит к совершенству. Вот почему в Псалтири такая уверенность: у верующих – всё хорошо! Просто надо чаще призывать Божье Имя.
Вспомним подход к людям таких святых, как Николай Угодник или Спиридон Тримифунтский. Обычные деньги могут спасти человека от греха, от душевного краха. Вспомним, как относился к нуждам людей святой Амвросий Оптинский: кому-то подобное не важно, а вот этой женщине очень важно, чтобы не дохли индюшки. Потому у истинного святого нет понятия: эта просьба слишком мелкая и не стоит ею беспокоить Бога. Мир должен быть хорош. И всё, что мешает хорошести мира – всё нужно исправить. Никто не должен страдать: ни человек, ни индюшки, ни коза, ни кошка, ни деревья. Мир исправляется Божьим духом, который мы призываем именем Христа – Иисусовой молитвой. Божественный свет освещает всех.
Путь к совершенству лежит в личном мистическом опыте. Никто, почитав духовные книги, не станет сам исихастом. Святые сравнивают: разве, читая книжки о спорте или смотря спортивные передачи, вы сами станете спортсменами? Будете ловчее и сильнее… или гибче? Нет! То же самое и с нашей душой. Душа сама должна трудиться. Душа сама должна звать Бога и разговаривать с Ним, учиться чувствовать Его. Читая духовную литературу, мы соприкасаемся с чужим опытом. Он тоже может быть полезен. Но… если дали хлеба не вам, а вашему соседу, вы сами не накушаетесь. Вы сами лично должны молиться. Молитва даётся молящемуся свыше, по мере того, как человек устремляется к Богу. Царство Божие и Христос — вы находите Их внутри себя.
Иисусова молитва, Псалтирь, Евангелие – всё это особо трудно даётся тем, кто прибегал к магическим практикам. Но если вы будете настойчивы, вы увидите, что Христос избавит вас от всего дурного. Молитва вытеснит всё. И уйдут ваши пристрастия к гаданиям, астрологическим прогнозам… Без особых увещеваний, наказаний… Просто это однажды уйдёт из вашей жизни навсегда.
Но помним: святость – не личная заслуга . Святость – это то, что дал нам Сам Бог. Святость — не приз за молитвы. Это просто Божья милость, изливающаяся от Божьего присутствия и изменяющая нас. Нужно помнить, что абсолютно любой может попросить у Господа милости, и Господь даст.
Люди способны жить на земле во Христе. Это и есть полноценная жизнь, которой мы так жаждем. Миряне – такой чин жития, где нужно сочетать духовное и материальное. И более того: материальный мир сам по себе не существует. Он есть видимое продолжение мира духовного. Отдельного от духовного материального мира просто не существует! Силы Христовы могут нас и наш мир, нашу семью изменить совершенно.
Некоторые, как говорилось выше, стесняются просить Бога: их желания кажутся мелкими. Но ведь без Бога ни до порога! А иной раз мы наоборот просим в исступлении: если не дашь – это для меня катастрофа! Если не дашь – убью себя, потому что мне не мил без этого белый свет. Если не дашь — Тебя нет, или Бог жесток и равнодушен к людям. И та, и другая позиция неправильны. Чем больше мы соединяемся со Христом, тем больше наши желания приходят в разумность и уже не противоречат Богу. И вот тогда к месту слова Иоанна Лествичника о том, кто такой верующий человек: это не тот, кто думает, что всё Богу возможно; верующий — это тот, кто верует, что получит от Бога всё, что просит! И вообще, вера православная не есть учение, не есть просто убеждения, но есть восстановление падшего человека через Божью благодать в богочеловека. И кратчайший путь в этом восстановлении — Иисусова молитва, ибо Господь всегда рядом с тем, кто её произносит.

11 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2008-2018 Редакция журнала "Уроки веры"
Издание Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска


Заметили опечатку? Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter