Слава Тебе, показавшему нам Свет

Читаешь публикации журнала «Уроки веры» и по-другому начинаешь относиться к Причастию, к иконам. Если бы со страниц журнала я не познакомилась с точкой зрения старцев-коливадов, я бы и сейчас ходила раз в год на Причастие. Сейчас мне даже обидно, что я столько лет оставалась голодной, присутствуя при пире — когда стояла на Литургии!
И как хорошо, когда люди ценят творчество! Какие прекрасные стихи, рассказы, песни мы узнали благодаря журналу! Читаешь и видишь, как много в России талантливых людей! Спасибо вам большое, дорогие издатели, учредители! Низкий поклон священникам, у которых при храме есть такое замечательное печатное издание и такая чудесная воскресная школа!


Эмилия Самойлова



Есть три цикла, организующих церковную жизнь. Годовой, первый цикл, с основными праздниками Пасха, Троица, Рождество Христа и Богородицы. Начало церковного индикта, то есть начало церковного года – 1 сентября или 14 сентября нового стиля.
Второй цикл – недельный. Вся неделя поделена не просто на дни. Воскресение чтилось особо. И потому называлось НЕДЕЛЯ – то есть ничего не делаю, не работаю. Этот день отдаю Господу. Сей день – Малая Пасха. Понедельник – это тот день, который следует за Неделей. Он посвящён силам бесплотным, которые были созданы при сотворении мира первыми, до человека. Во вторник поминаются все Ветхозаветные пророки и последний из них особо – Иоанн Креститель. Старый мир уходит и сменяется новым миром – миром, где живёт Христос. Остальные дни недели посвящены Христу. Среда – день предательства Иуды. День постный и покаянный. Но не только покаянные настроения и плач в среду. Среда – это и день спасительного Креста Господня, через который спасётся мир! Четверг – день Тайной вечери. Это и день апостолов, трудами которых создавалась церковь. К апостольским трудам приравнен и труд святого Чудотворца Николая Угодника. Апостолы – это время Христа и близкое к нему. Николай Угодник – приемник апостолов. Пятница – день Распятия. Но это и день Искупительной Жертвы, через которую мы спасаемся! Суббота – день всех святых, всех обожившихся людей. И первая среди них – Богородица. Так же это день окончания сотворения мира – день праздничный. Поминая всех святых, поминаем и своих умерших родичей. И просим Господа простить им их грехи и взять их в Его Святые обители. За неделю мы вспоминаем, как сотворение мира, так и сотворение нашей церкви и путь спасения.
Есть и суточный цикл. Суточный церковный цикл очень интересен. Если вы знаете, на Афоне используется так называемое византийское время. Что это такое? Если вы заинтересуетесь этим вопросом и наберёте в поисковике интернета – выйдет и такая вот картинка.
У вас возникнет много вопросов. Что такое стража? Стража, это и есть стража – это смена военной охраны, смена караула. А откуда произошло выражение «стоять на часах»? Чтобы правильно шло время, нужно песочные часы переворачивать, сторожить, когда этот момент наступит. Городская же стража караулила город круглые сутки. И сменял друг друга караул через три часа. В Евангелии вы можете прочитать: в такую-то стражу… То есть, если идёт речь о четвёртой ночной страже – это, как видно из картинки, время между 3 и 6 часами утра. Четыре стражи ночью и четыре стражи днём.
На данной картинке выставлено обычное наше время. Не византийское. И получается такой суточный цикл… С 15 часов до 18 часов – это время девятого часа. В это время в церкви или часовне читалась служба девятого часа. Это конец церковных суток. В 18 часов – начинается новый день. Почему? Как и человек – прежде чем родиться, нужно зачаться. Вечер – это зачатие нового дня. А утро – уже рождение. В это время начинается вечерня. На этой службе мы благодарим Бога за прошедший день, за все дары Божьи, которые в этот день получили. Каждый человек внимательно вспоминает прошедший день. Сколько добра и любви Божьей мы в этот день увидели и почувствовали! Но и сколь согрешили… Самое время покаяться в грехах и попросить прощения. На вечерней вспоминается сотворение мира и грехопадение людей. Вспоминается служение ветхозаветных пророков.
С 21 до ноля часов – повечерие. Вспоминаются сошествие во ад и Страшный суд.
С ноля часов и до трёх – полунощница. Память моления в Гефсиманском саду.
С трёх до шести – утреня. Утреня служится перед восходом солнца. Благодарим Бога за новый день и свет. Это последняя ночная стража.
С шести утра до девяти.– первая стража дня. В часовнях и храмах читают первый час. Иисус Христос на суде у первосвященника Каиафы.
С 9 утра до 12 читают третий час. Воспоминания о Сионской горнице, где сошёл Святый Дух. А так же – вынесение Христу приговора в претории Пилата.
С 12 до 3 дня – время Распятия. Служат 6 час. И так же – Литургию. Потому и называлась Литургия обедней. Литургия стоит между 6 и 9-м часом. Однако, изначально Литургия совершалась вечером – Тайная вечеря. В её память служили «третью чашу благодарения». А в некоторых диалектах русского языка до сих пор осталось: вечерять – ужинать. То есть вечеря – тайный ужин, Священная трапеза апостолов и Христа — в реальности произошла вечером, а не в обед.
Если нет священника, миряне могут сами вместо Литургии служить обедницу. Это служба изобразительная – то есть не сама Литургия, а воспоминания, как бы изображение Литургии, её икона.
15 часов – время крестной смерти Спасителя. Поэтому многие миряне и монахи в монастырях не вкушают до сего времени пищу.
И вновь с 15 до 18 часов – 9 час.
После последнего суточного богослужения у монахов вторая трапеза. И затем исповедь грехов за день.
Что же такое византийское время? Это время, полностью совпадающее с солнечным суточным циклом. Когда солнце заходит – по византийскому времени полночь! Раз в неделю тот, кто «стоит на часах», подправляет стрелки часов. Заход – это полночь. Соответственно 7 часов утра – приблизительно 4 часа по нашему времени. При этом летом и зимою время разное. Зимою – раньше закат и позже рассвет. Разница между обычным и византийским временем может достигать 7 часов. Зачем всё так сложно? Обратимся к темам, которые редко затрагиваются в церкви. И потому людям совершенно непонятно, для чего в церкви столько «заморочек».
Время есть часть творения. Время – форма бытия. Сотворённый мир, именно потому, что он сотворён, имеет начало, а значит, и конец. И именно потому в нашем бытии есть такое понятие, как время. Мир сотворён не от вечности.
Византийские часы – это естественное солнечное время. А солнечный свет, как положили исихасты, – нерукотворная икона Самого Бога.
Вспомним, что время по солнцу – это обычное время для Древней Руси. И даже в предреволюционное время утро у крестьян начиналось не по конкретному часу, а с рассветом. А вот ночь – это закат солнца.
Наш организм имеет свои физиологические ритмы, которые полностью совпадают с природными суточными биоритмами. В природе нет часов. Вместо часов – солнце. Не нужно говорить цветку, в котором часу открыть лепестки или закрыть. Для этого у цветка есть солнце!
Интересно, что по наблюдениям учёных биологические часы человека имеют периодичность чуть большую, нежели суточное время. Биологические часы человека имеют период около 25 часов. Где находятся внутренние часы человека, органы, которые следят за биоритмом организма? Это сердце и головной мозг! Между 4 и 5 часами утра начинает вырабатываться гормон активности и постепенно у человека поднимается температура. А вот с 21 до 22 часов температура начинает падать, и постепенно вырабатывается гормон сна. Во время ночного сна мозг как бы сканирует все внутренние органы, вычисляя неполадки, собирает информацию, обрабатывает, координирует организм и сбрасывает ненужное – накопившиеся за день стрессы, негативные эмоции, огорчение от несбывшихся планов. Этот сброс балласта иной раз нам приносит ужасные сновидения. О биологической «подоплёке» снов нужно знать и не бояться их.
То же происходит в церковном цикле. Вечерня – время покаяния, размышления. На вечерней службе часто выключают свет. А на Афоне, например, вечерню служат в полной темноте. Зарождается новый день. Зарождается в каждом из нас новый человек. Каким он будет? Завтра мы будем лучше или хуже, чем вчера? Об этом мы размышляем. Это наше настоящее.
А вот Литургия потому и была перенесена на утро – это кульминация церковного служения. Мы соединяемся со Христом, который – Свет миру.
В церковном богослужении задействованы не только люди, но и весь сотворённый Богом мир. Почему окна в храмах так высоко? Потому что истинный свет может идти только от Бога. А так же от ангелов и святых – обожившихся людей, которые передают нам свет Божий. Потому в древних храмах вы никогда не увидите окон на уровне молящихся людей.
Как расположен православный храм? Большинство людей скажут: алтарь ориентирован на восток. И ошибутся! Поэтому у нас недоумение: почему в древнем храме окно ориентировано, допустим, на северо-восток? А ответ вот каков… Окно алтаря ориентировали не на восток (географический, по компасу), а на восход солнца в престольный праздник! Во время престольной службы первые лучи должны упасть точно в центральное окно алтаря! Через окно алтаря свет падает прямо на престол. Место восхода солнца и высота положения светила на небосводе меняются в зависимости от времени года. Если престол зимний, то строение смещается более в южную сторону. А если престол летний – то в северную. То есть от востока уклонение к северо-востоку или юго-востоку. Иногда значительное.
К сожалению, в современных храмах перестали делать центральное окно алтаря. На этом месте теперь располагают икону, а окна оставлены только боковые. Поэтому свет уже не может падать через центральное окно на престол и дальше – на центральный аналой храма.
Это удивительная картина, когда на восходе солнца первые лучи прорезают храм… и в них видны клубы курящегося ладана… Природа и солнце вместе с людьми и священниками участвуют в Богослужении, служат Богу! Всемирная служба Богу! Всё Божье творение принимает в Литургии участие.
Отсюда и происхождение слова «светилен». Бывает так, что утреню отслужили, а рассвета ещё нет. Но его нужно дождаться! И вот тогда певчий выходил на середину храма и пел особую песнь – светилен. Первые лучи входят в окно. Свет – символ радости, чистоты, победы над тьмой и злобой! А когда уже окончательно солнце взошло, священник воздевает руки и возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Церковное паникадило – это не просто люстра, много лампочек или свечей. Это знак участия всего мира в торжестве. Много светильников – как много и людей на белом свете, которые служат Господу в этот миг. Это и вся природа, поклоняющаяся Творцу. Во время Литургии никогда не выключают свет, ибо Христос здесь, с нами рядом. Христос – Свет истинный.

Паникадило

В церкви используют два вида центральных люстр – пиникадило и хорос.

Хорос

Паникадило имеет вид конуса, который расширяется книзу и имеет форму ёлочки. А вот хорос – круглый. Бывают совмещённые паникадило и хорос.

Хорос круглый – нескончаемый свет вечности, Свет Бога, который не имеет ни начала, ни конца.
Господь дал нам мир. Господь дал нам свет в мире. Господь дал нам свет нашей души и нашего тела… который мы, однако, утеряли… но можем вновь зажечь свой светильник.. в своём сердце.. и одеться в светлые ризы спасения…

4 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2008-2018 Редакция журнала "Уроки веры"
Издание Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г.Белореченска


Заметили опечатку? Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter