Матвей Левченко.
Известная фраза гениального поэта в наше время несколько позабыта. Не просто позабыта, но фактически под запретом в массовом сознании. И это представляется опасным.
Помните: умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих? Нам бы сейчас, в это непростое время поразмыслить о жизненном пути государства. Но для этого нужно проанализировать опыт народа.
История России полна горьких примеров. Вспомним, как Пётр Дурново обратился к императору Николаю 2 с предупреждением: нельзя России входить в мировой конфликт – первую мировую войну. Даже в случае победы, по мнению П. Дурново, Россия ничего путнего и хорошего не получила бы. А в случае поражения – произойдёт революция и Российская империя исчезнет с карты мира. Что и случилось. Или другой пример: В. А. Суворов движет свою армию на Париж. Освободив от французов Италию, Суворов решил подойти к Парижу, победить в бою армию Наполеона и положить таким образом карьере и жизни «слишком шустрого мальчика», как он называл Наполеона, конец. И если бы всё это исполнилось, возможно, не пришлось бы России обливаться кровью в 1812 году. Но австрийцы, обеспокоенные победами Суворова, уговорили императора Павла 1 развернуть русскую армию и отправить её в Швейцарию. «Об этом своем походе Суворов писал императору: «Меня направили в Швейцарию, чтобы там уничтожить вместе с русской армией». Российский генерал оказался прав. Швейцарский поход был полон предательства. Только гений великого полководца позволил русской армии вернуться на Родину.» https://istoriarusi.ru/imper/italjanskij_pohod_suvorova.html
Таких примеров можно привести очень много. Казалось бы, жизненно необходимо России сейчас проанализировать весь положительный и отрицательный опыт и на основании полученных выводов дальше строить политику, как внешнюю, так и внутреннюю. То же самое касается и истории Церкви. Много было чистого и светлого. Но много было сделано и ошибок.
Анализ исторического российского опыта не под силу одному человеку. Необходим коллективный труд многих людей. Казалось бы, очевидное: историю нужно строить с умом, учась на ошибках предков.
Но выясняется, что большая часть нашего общества совершенно не готова к критическому анализу истории народа и государства. Особенно это касается, к большому сожалению, православных людей. У нас распространилось мнение: царь — автоматически святой, потому что помазанник Божий. Коммунист — автоматически изверг, негодяй, потому что противник Богу. Святые – безгрешны. Атеисты никогда не могут делать ничего доброго. Подобные стереотипы прочно засели в головах людей.
Но давайте обратимся к церковному наследию. Жемчужина, сердце христианских богослужений – Литургия. Возглас: «Святая — святым!» Кому предназначены Святые дары? Нам! Мы святы? Но мы только что каялись на исповеди в грехах! Как же мы стали святыми? Да всё очень просто. Святой – это не безгрешный. Святой – человек, который тянется к Богу. Бог идёт к тому, кто хочет быть с ним. Святая – святым!
Были ли безгрешны пророки? Нет, конечно. Они часто бывали жестоки, потому что Ветхозаветный мир вообще был жесток. Почему же мы помним их, почему Библия сохраняет их тексты? Потому что они искали Бога! Речь не идёт о личной безгрешности. Речь идёт о направлении, которое личность выбирает.
Каждый из нас может грешить, каяться, оступаться, падать. По-другому не бывает. Но если мы всё равно идём к Богу, то мы – святы!
Пророчества обязательны к исполнению? Нет! В православии, в христианстве нет фатума. Бог через откровения пророков посылал предупреждения: что будет, ЕСЛИ НЕ МОЛИТЬСЯ И НЕ ПРИНЕСТИ ПОКАЯНИЕ. Кстати, покаяние – это не побить себя в грудь, а потом продолжать то же самое, но это изменить свои дела и мысли. Пророчество – это то, что будет, если не молиться и не исправлять себя. Идеала человек на земле не достигнет, но стремиться к нему, прилагать усилия обязан.
Таким образом мы начинаем понимать, что обращение к истории, суммирование отрицательного и положительного опыта, а положительное и отрицательное присутствовало ВО ВСЕ ПЕРИОДЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, кто бы ни стоял у власти, — это является спасительным и необходимым. Поразмыслить над печальным опытом требуется не ради осуждения русских царей, но для исторического анализа. То же касается деятельности патриархов, военноначальников, политических деятелей… Для того, чтобы построить правильный путь, необходимо учесть все ошибки и вооружиться всем хорошим, что было в стране в самые разные исторические эпохи.
В нынешнем нашем обществе нет стремления к анализу, но есть невероятное расслоение общества. Почему-то большая масса народа стала до предела нетерпимой к чужому мнению. Если твоё мнение не совпадает с моим – то ты мне враг. А может, сразу враг церкви и государства. Люди бьются словесно, высказывают очень резкие мнения. А предметов для спора сейчас, увы, очень много: отношение к прививкам, кюар-кодам, спецоперации, экономической политике, образованию… Общество так расслоено, так погрязло в спорах и дебатах, что кажется, вокруг нас уже плотным облаком зависли флюиды агрессии.
Радость моя… стяжи дух мирен… И тысячи душ спасутся вокруг тебя… Кто же не знает эти слова преподобного Серафима Саровского!
Для того, чтобы народ осознал себя народом, он должен быть един. Но единство – не значит жёсткое приведение к одному мнению. Единство — не обвинения, не постановка клейма на живых и покойных, не поиск врагов народа. Единство – это желание думать, рассуждать, анализировать исторический опыт, находить верный путь. И только так возможно вывести государство на истинно спасительную дорогу. А зависит это не только от руководителей, но и от настроения народных масс. Попытка разделить всех на «красных» и «белых» и гражданская война, пусть даже в интернетных перепалках, ни в какие времена не доводила общество до добра. Помоги нам, Господи! Помоги, чтобы научились мы быть такими же едиными, как Пресвятая Троица!