Даёшь каждому Царствие Небесное

Публикация: №4 за 2021г

Честный диалог

Ни разу не встречала человека, который хотел бы по смерти попасть в ад. Все хотят в рай. Но в раю Господь! И если Он здесь тебе не нужен, то с чего бы тебе захотеть общаться с Ним там?
— ?
— Вот скажи, когда ты умрёшь, то где окажешься?
— Я не знаю, думал, что где-то в небе.
— Скажем, в раю. А почему не в нирване?
— Ну, туда, вроде, буддисты стремятся…
— А в рай стремятся ХРИСТИАНЕ. Не просто крещённые кем-то когда-то «на удачу», «от сглаза» или потому, что нужно было соблюсти традицию. А именно христиане. Это те, кто любят Христа здесь и сейчас. В аду Христа нет, поэтому ад так страшен. Там уже не скажешь: «Господи, помилуй!». Так ответь, почему ты, прямо скажем, далёкий от веры и церкви человек, претендуешь на христианский рай?
— Я же верю, что Бог есть.
— Если Бог есть, то нельзя жить так, будто Его нет. Если ты собираешься в рай, надо стремиться соблюсти заповеди.
— Ну, я не убил, не украл… Что там ещё?
— Это Уголовный кодекс, а не Божьи заповеди. Четвертая заповедь, например, гласит, что каждый крещённый человек обязан быть в храме каждое воскресение.
Честно, я не понимаю твоей логики! Там в раю рядом с Богом преподобный Серафим Саровский, который 15 лет ел одну только травку-сныть и 1000 дней коленопреклонённо молился на камне, медведя с рук кормил.
Там же, со Христом, преподобная Мария Египетская, которая 17 лет жизни была блудной, совращая всех направо и налево, а когда Господь её в храм не пустил, раскаялась и 47 лет до самой смерти жила в пустыне. Она к концу жизни была ангелоподобна.
Ещё там девочки Вера, Надежда и Любовь, которых долго и жестоко убивали на глазах их матери Софии. Самую маленькую из них — Любовь, ей было всего 9 лет — привязали к колесу и били палками, пока тело её не превратилось в кровавое месиво. Знаешь, им достаточно было отречься от Христа, и жили бы себе «в радости».
И вот человек, который всегда жил весело, не отказывая себе ни в алкоголе, ни в женщинах, который не знает заповедей, а в храме был только при крещении и на собственном отпевании — он войдёт в рай и сядет рядом с преподобным Серафимом и святой малышкой Любовью? Так ты думаешь?
— ?
— Согласись, как-то несправедливо. Даже с человеческой точки зрения.
— Так что же делать?
— Соблюдать заповеди.
— Ох, не думал я, что буду перед попом стоять и про срамьё своё рассказывать. Но, если все через это как-то проходят, то и я попробую. Ведь тянет что-то. Понимаешь, тянет.
— Иди, пока душа зовёт. Сатана тебя так просто не отпустит, поэтому поторапливайся перебежать на строну Бога.

Прошло 3 месяца.

— Привет. Короче, пока были в заездке, мы с Серёгой покумекали — нет ничего. Все вы, православные, придумали: рай, ад, грехи там всякие. Нет ничего.

Предчувствие святой крови

Жизнь полна парадоксов. Например, мой крестный — атеист.
Живёт в Кизляре. Гостим мы там нечасто, но каждая поездка в Дагестан оказывается большим приключением.
Я хочу рассказать, чем нам навсегда запомнилась поездка 2017 года, хотя ничего особенного не произошло. Тогда мы впервые приехали сюда православными.
Батюшка колебался, давая благословение. Все-таки, Дагестан — преимущественно мусульманская республика, а мы две неофитки (недавно начавшие путь веры), без мужского сопровождения. Но мои доводы, что Бог с нами, а мученическую кончину ещё нужно заслужить, были услышаны, отче благословил в путь.
В программу мероприятий всегда входили поездка к Каспийскому морю с бараньим шашлычком, любование лотосами, рыбалка на местного сазана, гастрономические путешествия в поисках лучшего хинкала и тому подобное. На сей раз крестный добавил в маршрутный лист паломническую поездку по храмам и часовням Кизляра.
Удалось нам увидеть три места, из которых больше впечатлил Собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца, чью память сегодня празднует святая Православная Церковь.
Преклонившись у святыней храма, помолясь, мы с дочерью вышли на крыльцо храма. И будто не могли пошевелиться. Возникло чувство, что территория храма и все живое на ней в одном измерении, а внешний мир — в другом. Помню, что сказала тогда дочке: «Чувствуешь, как будто «искрит»?». Почему-то не пришло на ум другого слова. Внутри меня все будто проснулось, заныло, и пришла мысль, что отсюда не всегда можно выйти живым.
Знакомство с другими сооружениями на территории проходило в смятении. Мы все пытались понять, какой «волной» нас накрыло. Говорили о том, что дома мы ходим в храм как-то беспечно, не задумываясь, что кто-то может прийти и перестрелять нас. Здесь нас эта мысль не покидала. Что-то в нас изменилось навсегда.
Прошло лето, за ним осень и зима. Приближался Великий пост. 18 февраля 2018 года мы возвращались домой уже из другой поездки, в пути узнали о кизлярском теракте. В этот день — в Прощённое воскресение — в Георгиевском Соборе Кизляра, как и во всех православных храмах, совершался чин прощения на вечерней службе. Во дворе храма появился молодой мужчина с ружьём, который стал стрелять в прихожан, выходящих со службы.
Пострадавших было много, смерть унесла в тот день пятерых прихожанок: Веру, Надежду, Людмилу, Ирину, Веру. Погребены их тела на территории храма.
Вот, что мы почувствовали тогда, на крыльце — их мученическую смерть!!! Их кровь «искрила» для нас из будущего. Вот, в каком измерении мы имели честь присутствовать: ничего не увидели глазами, но души наши узнали об этой трагедии. Упокой их Господи со святыми!
Для чего все это случилось? — размышляла я. Наверное, чтобы подготовить к нынешним испытаниям и грядущим, более страшным, временам. Теперь, стоит мне отвлечься в храме от молитвы, я вспоминаю Кизляр. Так Господь вылечил мою рассеянность. Согласитесь, ведь не лучший способ умереть с мыслью «После храма зайду на рынок за колбаской».

Редкий человек и вечная память о нём

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько людей прошли через вашу жизнь? Ведь уже к нашим тридцати годам счёт идёт на тысячи. А помнятся десятки. Поминаются — единицы.
Дедушка Слышко.
Из одной радиопередачи я узнала, что в детстве писателя-сказочника Павла Бажова существовал реальный прототип его Деда Слышко. Это был заводской рабочий, который удивительно умел передавать сказки, легенды и всяческие истории. Как только разлеталась весть, что тот на смене, дети тут же собирались на завалинке и ждали чудесных сказов о Полозе, земельных богатствах и Медной горе. Рассказы свои дедушка наполнял эмоциями. И часто, хлопнув по плечу того или иного пацанёнка, восклицал: «Слыш-ка, чё сказываю…». Это присловие и послужило псевдонимом для бажовского героя — Деда Слышки.
И я вспомнила его — моего «дедушку Слышко». Только звали его Евгением. Для нас — Дядя Женя. И прозвище имелось — Вибратор. У Дяди Жени была болезнь Паркинсона, из-за которой всегда дрожали его руки и голова.
Дядя Женя. БАМ. Дом престарелых.
Надо сказать, что в тот год моя семья жила в маленьком рабочем посёлке Амурской области, расположенном в величественном смешанном лесу. В половине километра от нас проходила БАМ. В лесу было не счесть земляники. Там «родина щедро поила меня берёзовым соком». Речка серебрилась от обилия рыбы, которую мы — мальчишки и девчонки села — ловили сачками для своих котов. А вечерами мы ходили в вагончик «поговорить за жизнь» с Дядей Женей.
Говорил, преимущественно, он. Щедро угощал нас обычным черным чаем с карамельками. Кружки были алюминиевые, со вмятинами. А рассказы интересными, жизненными и, главное, честными. Он никогда нам не врал, не отмахивался от непростых вопросов. Конечно, отвечал каждому в меру его возраста. Нас и было-то пятеро ребятишек в селе. От семи до одиннадцати лет.
О чём были все его истории, сейчас разве вспомнишь? А помнится атмосфера. Помнится некая аура одинокого, настрадавшегося и доброго человека. Он был для нас сокровищем — не меньше. Потому как трудно найти взрослого, который не врёт.
Что ещё помнится? Что год спустя мы вернулись в свой город, а через год-два и Дядя Женя в нем поселился. Родители говорили, что живёт он в каком-то общежитии. Однажды я даже его встречала. Помню только, что выглядел Дядя Женя болезненно и ничего больше.
Взрослой я вновь услышала о Дяде Жене. Мол, живёт он в доме престарелых, болеет. И почему-то никакого желания тогда не возникло навестить, посидеть с ним, как в детстве. У меня была своя «яркая и насыщенная» жизнь, в которой тогда не было места детским сантиментам.
Будучи в декрете, я узнала, что наш Дядя Женя умер. Хоронили его от дома престарелых. На похоронах присутствовали единицы не самых близких ему людей.
Узнала, вздохнула. И забыла.
По волнам памяти.
И вдруг эта передача про Дедушку Слышко по волнам памяти унесла меня на БАМ и оставила меня среди осколков детских воспоминаний.
Несколько дней память обновляла старые картинки. А за памятью и совесть проснулась. Стало больно. «Что имеем не храним, потерявши — плачем». Так захотелось прийти к нему в дом престарелых! Посмотреть в глаза. Поблагодарить за яркие моменты детства. Но, увы.
Я позвонила отцу и спросила: «Пап, а ты помнишь Дядю Женю «Вибратора»? Он работал у тебя в механиках. Постарайся вспомнить его фамилию.»
И папа назвал фамилию: «Алексеев». Припомнил также несколько потешных историй с производства. И ещё, что всегда при Дяде Жене была фотография жены. Вроде как расстались они. У неё сложилась своя семья, а у него — своё одиночество.
Спустя несколько дней я позвонила маме: «Мам, а помнишь Дядю Женю «Вибратора»? Как бы узнать, где он похоронен?».
Мама стала расспрашивать, с чего вдруг у меня возник этот интерес. И я рассказала ей все то, что и вам в строках выше. Она вздохнула и сказала: «Надо же! Так вот проживёшь — тихо и незаметно, казалось бы — и вдруг однажды, кто-то да и помянет добрым словом…»
«Помянет добрым словом»
Эти мамины слова пульсировали в моей голове несколько дней. Я думала, как много людей, которые проживают жизнь в одиночестве. И, может даже, в этом одиночестве им было комфортно… Но вот ушёл в иной мир, а помянуть-то и некому.
С того дня я внесла Дядю Женю в мой Помянник (список близких, о которых молятся). И легло на сердце такое желание — найти его могилу, и навещать, как всех моих родных. Правда, пока расстояние до неё почти 8 тысяч километров.
Панихида
Когда впервые я подала имя Дяди Жени в записках за упокой души, случилось что-то необыкновенное со мной. Я стояла в храме на панихиде (моление по усопшим) и, когда священник произнёс его имя, я почувствовала такую радость, которую трудно передать словами. Говорят, что на панихидах души усопших незримо с нами рядом молятся. Его, Дяди Жени, присутствие я тогда и ощутила. Незримо и очевидно.
Святые говорят, что для души усопшего панихида — то же, что для заключённого прогулка на свежем воздухе. Теперь мой Дядя Женя иногда «выходит подышать». И мы снова вместе. Потому что у Бога все живы…
Если эта история коснулась вашего сердца, то для меня будет большой радостью, если когда-нибудь в записке за упокой вы помяните раба Божьего Евгения.
Храни вас Бог!