Четырехвидный Тетраморф

Уроки веры №4 2018г

Когда мы смотрим на оклад Евангелия, то видим по углам изображение ангела, орла, тельца и льва. Обычно объясняют эти изображения так: это ангелы в виде зверей, которые помогали евангелистам писать Евангелия.

 

Ответ и верный, и неверный. Потому что трактовок очень много и однозначного ответа просто нет. Тетраморф – четыре крылатых серафима в виде зверей и ангела – известен по изображению в Риме, начало 5 века. Однако тетраморф упоминается ещё в Ветхом Завете – видение Иезекииля. Затем похожее видение было дано Иоанну Богослову. Однако не сразу тетраморф стали соотносить с Четвероевангелием. Вначале Четвероевангелие символически изображали четыре райские реки, напояющие Вселенную живой водой. Позднее четыре реки заменили на тетраморф. Однако соотношение священных серафимов и авторов Евангелий были самые разные.
Именно к тетраморфу относится возглас на Литургии: поюще (орёл), вопиюще (телец), взывающе (лев) и глаголюще (человек).
Но единственного объяснения всё же нет. Даже изображение человека трактуется по-разному: одни святые полагали, что сие – изображение ангела, другие – человека. Сама привязка священного тетраморфа тоже разная: одни соединяют тетраморф со Христом, другие – с евангелистами. Ангел – это изображение символически говорит нам о духовной чистоте Христа. А вот трактовка: человек – сосредоточена на другой мысли: Христос принял человеческую плоть. Телец – символ жертвенного подвига Христа. Как орёл, Христос вознёсся на Небеса. И как лев, Он остался Царём-победителем, победившим и грех, и смерть, и диавола. То есть, если относить изображение тетраморфа ко Христу, то получается так: Христос родился, как человек; принёс себя в Жертву, как жертвенный телец; вознёсся на небо, как орёл; остался победителем, покорив всех своих врагов, как царь-лев.
Некоторые святители связывают тетраморф не с жизнью Христа, а с евангелистами. Так Марк, по их мнению, больше акцентирует внимание на мысли, что Великую Жертву Христа и проповедь Иоанна Крестителя люди не оценили в полной мере. Проповеди святого Иоанна Крестителя и Бога оказались для многих гласом вопиющего в пустыне. Господь и Иоанн Предтеча жили на земле, подобно льву, издающему рык в одиночестве посреди пустыни. О Марке говорят, что он – тот самый юноша, который следовал за Христом в ночь ареста. Апостол Пётр впоследствии назвал его своим духовным сыном.
Матфея связывают с изображением ангела. Матфей – образ изменившегося человека, отошедшего от греха. Матфей – бывший мытарь, сборщик подати. Его приметил Иисус и позвал за собою. И вот грешник становится ангелоподобным, новым человеком, несущим Благую весть. Так должно измениться всё человечество, превратившись в новую тварь. Совлеки с себя ветхого человека…
Евангелист Иоанн, как орёл, воспарялся мыслью горе. Именно ему Господь доверил сказать людям аллегорически об Апокалипсисе.
Лука же постоянно подчёркивал жертвенность подвига Христа. Потому его изображают рядом с крылатым тельцом.
В православной церкви была осуждена традиция заменять изображение евангелиста крылатым животным. Священные серафимы в виде животных могли изображаться рядом с образом евангелиста, но никак не заменять его.
В древлерусской церкви Матфею соответствовало изображение человека, Марку – орёл, Луке – телец, Иоанну – лев. Как видим, сотнесение с образами животных отличается от современного. И это не единственное расхождение. Есть и другие трактовки.
Сам тетраморф – священное изображение. Считалось, что он защищает от хаоса и несёт в мир порядок. Объясняют так: именно эти четыре серафима поддерживают трон Бога. И они же обеспечивают по воле Божьей в мире порядок. У Храма Гроба Господня есть даже эфиопская православная церковь Святого Тетраморфа.
Иногда изображают четырёх отдельных серафимов. Но в древности изображали тетраморф, как одного серафима с четырьмя главами. Тетраморф — это часть высокого духовного мира, не познаваемого пока для нас.