Небо, спустившееся на землю.

Уроки веры №5 2020г

В последние годы российская семья находится на грани жизни и смерти: огромное количество разводов и ни к чему не обязывающих «гражданских браков» ‒ бабочек, жизнь которых, иной раз, длится всего несколько месяцев. Новоиспечённые супруги даже не дают себе труда подождать немного, изменить себя, умерить свои желания. Дети – сироты при живых родителях. Иной раз, они ни разу в жизни не видели своего папу!
Многие современные подростки считают, что можно обойтись и вовсе без семьи, а тем более – без детей. Или, по крайней мере, очень повременить с детьми – «пока встанем на ноги»: заработаем на квартиру, машину…чтобы ни в чём не нуждались. В результате резко сокращается рождаемость, растёт смертность.
Практика жизни показала, что атеистическое советское общество имело куда более прочные моральные устои, нежели наша демократическая Россия, разрешившая строить православные храмы и молиться в них. Почему?
Причин много. Общее падение нравов во всём мире очевидно. Но ведь и наши православные дети недалеко ушли от атеистически настроенных молодых людей! Думается, что причина кроется в неправильном понимании веры. Вера для многих из нас стоит в одном ряду с волшебными вещами ‒ ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, волшебная палочка феи и так далее. То есть, мы говорим себе и Богу: верую! – и больше ничего делать не надо! Бог всё устроит Сам. И когда начинаются какие-то недопонимания друг друга, супруги не прикладывают ни малейшего труда сохранить семью: а что ещё надо делать, если я молюсь и ставлю в храме свечки? Но ведь надобен и наш собственный труд! Не зря русский народ говорил: на Бога надейся, да сам не плошай. Атеисты считали эту пословицу доказательством неверия русского народа. Но на самом деле эта пословица раскрывает саму суть веры: Бог нам в помощь… но именно в помощь! Господь не должен всё делать за нас.
В этой печальной ситуации нашего общества не лишним будет обратиться к великому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского, который не только учил в школе детей, но и писал книги для родителей. Да, он говорил о коммунизме. Но когда читаешь его работы, понимаешь, что он был верующим человеком. Коммунизм был дорог для него, как экономический строй, где собственность справедливо принадлежит народу. Но явно не мыслил он себе жизнь человеческую без Бога, ибо постоянно сравнивал: благодатная семья – небо на земле, рай, спустившийся на землю; несчастная семья – ад.
Но вначале – несколько слов об этом удивительном человеке.
Увы, Василий Александрович был дважды женат. И даже ни разу не увидел своего сына от первого брака. Но случилось это из-за великого горя. В 41 году молодой Сухомлинский ушёл на фронт защищать Родину. А дома осталась беременная молодая жена.
Василий Александрович был тяжело ранен в боях под Москвой. Осколок снаряда засел в грудной клетке – прямо у сердца. Достать его было нельзя. Сухомлинского признали полностью негодным к продолжению военной службы и отправили в тыл работать по специальности – учителем русского языка и литературы. К слову сказать, этот осколок оборвал его жизнь в самом расцвете. Он прожил всего 51 год!
Как только была освобождена Украина, Сухомлинский уехал домой, чтобы отыскать семью. И узнал страшную весть: его жену – учительницу и жену учителя, в этом была вся её вина ‒ с новорождённым сыном забрало гестапо. В тюрьме они оба были замучены – молодая мама и крошечный ребёнок.
Когда смотришь на фотографии Василия Александровича, видишь эти бесконечно добрые глаза и улыбку, не можешь не удивляться: откуда в человеке, пережившем страшную трагедию, было столько силы духа на такую любовь к людям?!
Василий Александрович стал директором школы. Потом был второй брак и двое детей – сын и дочь.
Душа учителя пеклась о каждом ребёнке-ученике. Самое главное, полагал Сухомлинский, школа должна научить детей жизни, а не просто школьным предметам. Сухомлинский вводит в своей школе специальный курс – о семье, браке, о культуре в отношениях между мужем и женой, детьми и родителями. И этот предмет Василий Александрович считал самым главным, потому что: «…Не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой — всем.»
«Пусть не поймут меня так, будто я принижаю роль математики и других естественных наук. Без знания этих предметов невозможен даже вход в прихожую науки. Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека.
Учим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвёздного пространства, и что записано было в законах царя Хаммурапи, и что такое гравитация… но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит — быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы — ни педагоги, ни родители, что важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, — это человеческие взаимоотношения. Забываем мы, что, образно говоря, каждое существо, рождённое человеком, ещё не есть человек, человеком его надо сделать; каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется счастьем — человеческим счастьем. Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей — вот какого предмета пока ещё, к сожалению, нет в школьном воспитании.
На педагога, который посвятил бы воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме «Взаимоотношения мужа и жены в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом с молодёжью значительно важнее, чем о гробницах ассирийских царей или о центре Галактики.»
Хоть среди верующих, хоть среди неверующих, но хорошая семья не построится сама собой. К этому нужно приложить собственный труд.
«Замечали вы, конечно, вот что: как только на уроке в старшем классе заходит речь (по литературе, скажем, никак не обойдёшь, программа требует) о любви, браке, рождении детей, лица подростков, юношей и девушек расплываются в улыбках, начинается шушуканье… В этом, как в зеркале, я вижу легкомысленное отношение старших к важнейшим вопросам жизни человека, к его будущему. Я считаю идеалом такое положение, чтобы в те мгновения, когда речь заходит о любви, браке, детях, человек — и маленький наш человек, ребёнок, и подросток — должен чувствовать то же самое, что чувствует эмоционально воспитанный человек при виде тысячелетнего памятника искусства. Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном — любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей.»
В своей книге Василий Александрович приводит много примеров прекрасных семей. Что объединяет эти семьи? Казалось бы, пустяк: желание романтики, небольшие ежедневные сюрпризы… Но именно эти романтические отношения, пронесённые через всю жизнь, а не через один медовый месяц, являются залогом крепкого, радостного брака.
Так Сухомлинский рассказывает об одной семье. Отец – хирург, а мать – домохозяйка, ибо воспитывала шестерых детей. Каждое утро, перед тем, как идти на работу, муж тихонько вставал, выходил в сад, срезал там одну розу и возвращался в спальню. Эту розу он ставил в деревянную вазу в виде кленового листа, которую вырезал сам в первый год их супружеской жизни. И уходил на работу.
Чтобы иметь возможность дарить любимой цветы круглый год, он построил теплицу, в которой выращивал розы самых разных и удивительных сортов. Дети подрастали. Видя, как отец каждое утро срезает розу и относит маме, ставит в изголовье кровати, детвора тоже стали просить папу, чтобы он позволил и им делать подарки маме. Теперь уж каждое утро дети подскакивали рано утром и вместе с папой шли в сад или теплицу. Каждый срезал розу для мамы. Число роз в букете, по мере рождения и подрастания детишек, росло. И наконец, достигло семи: папа и шестеро детей.
Когда отец умер, дети сохранили традицию: каждое утро у мамы в вазе стояло 7 роз. И даже когда разъехались, на день рождения мамы брали отпуск и приезжали домой. И вновь в вазе в виде кленового листа пламенело 7 роз – шесть от детей, а седьмая, символически, от усопшего мужа и отца.
Приводит Василий Александрович и другой пример… Муж – механизатор. А мама – доярка. Чтобы до дойки на ферме успеть приготовить детям завтрак, маме нужно встать в 4 утра. Муж не позволял жене вставать так рано. Он вставал сам, готовил завтрак. И будил жену и детей кушать. С работы он тоже приходил раньше жены. Вместе с детьми убирал дом, готовил ужин. К приходу мамы не только стол был накрыт, но в ванной комнате – кажется мелочь, но в этом забота и уважение! – всегда было повешено для мамы чистое и сухое полотенце.
Иной раз приходится слышать от женщин возмущение, что на 8 марта и на День матери в конце ноября, их поздравляют. А потом забывают о них. Но увы… Уж если и в эти дни не будем поздравлять, то вообще забудем о женщинах!
Из жизни большинства семей почти ушла романтика. Маму и жену поздравят на женские праздники, на день рождения… Но остальные будни слипаются в одну серую безрадостную массу и тянутся долго и уныло. Так проходит вся жизнь. Но если бы мы научили детей одному важному правилу: старайся всегда в семье сделать маленький праздник для своих близких, кто знает, сколько семей спаслось бы от развода?
«Дети — это счастье, созданное вашим трудом. Помните это — и ты, юноша, с замиранием сердца ожидающий часа свидания с любимой, и ты, молодой отец, у которого в колыбели уже поёт свою вековечную песню дитя, и ты, поседевший, умудрённый радостями и тревогами семейной жизни, отец детей и дедушка внуков своих. Счастье отцовства и материнства не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. Оно трудное и выстраданное — это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения.
…Человек — высшая ценность среди всех ценностей мира. Надо понять каждому из нас, уважаемые отец и мать, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка — то же, что самолёт, выпущенный в полёт с испорченными двигателями: погибнет сам и принесёт гибель людям.
В сёлах нашей республики я знаю уже больше десяти колхозов, где отца, у которого не ладится что-то в семье с воспитанием детей, не допускают к работе на производстве недели две. В конце концов, нравственные невежды, недоучки причиняют вред обществу в тысячу раз больший, чем то, что отец получает на две недели отпуск (конечно, без оплаты), чтобы по-настоящему подумать о воспитании детей, заглянуть в душу самому себе.
Однажды я спросил у председателя колхоза, который строго придерживался правила об отпуске отцам-неудачникам: «Велики ли потери от этого для хозяйства? Оправданны ли эти потери?» Председатель ответил: «Прямых потерь нет — отец, вынужденный заняться только воспитанием, зарплаты не получает. Косвенные потери — рублей сто в год на весь колхоз. Но лучше обществу потерять сто рублей, чем потерять обществу одного человека».
Подобные примеры мы можем видеть и наше время за границей. Пресловутая «ювеналка», лично знаю такие случаи в Германии, не разрешает отцам многодетных семейств выходить на работу, поскольку жена и мама очень переутомлена. В семье мама должна быть здоровой и весёлой, а не ходить, засыпая на ходу. Семья получает пособия, живёт на них, по нашим меркам, безбедно. Но лучше страна будет платить пособия отцу, чем потом мучиться с невоспитанными гражданами-разгильдяями.
Мы пытаемся воспитать в детях патриотизм. Но при этом говорим или о войне, которая давно стала историей (и дай Бог, чтобы так было всегда!), или о больших стройках и олимпийских победах, что, конечно, тоже неплохо, но мы забываем, что патриот начинается с семьи. Если ребёнку в семье радостно и счастливо – он будет и большую Родину любить. Но если ему плохо в семье – сложно воспитать из него патриота.
«Помните, что тончайший корень, который питает великое дерево любви к Родине, — это та минута в жизни вашего сына, когда он принесёт бабушке яблоко из сада и цветок розы, поставит перед ней стакан свежей, ключевой воды и поправит подушку в изголовье.
Нет ничего опаснее для семьи, для школы, для нравственной полноты жизни нашего общества, чем ребёнок — страдающий, несчастный — на обломках своей веры.
Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения — самое главное нравственное богатство семьи.»
Эти отношения очень сложно воспроизвести в семье неполной. К тому же, ребёнок понимает одно: человек не является ценностью. Ведь его, ребёнка, отец бросил! Ну, а раз сам ребёнок не является для отца или матери ценностью, то ценности не представляет вообще никакой человек. Такой больной душе трудно построить крепкую семью на многая лета. Такой больной душе трудно будет любить Родину.
Очень хочется, чтобы наша школа и наши семьи, наша церковь и наше государство обратили бы внимание на слова, преподавательский опыт великого русского педагога, наследие которого мы по достоинству так и не оценили.
Посмотрите на фотографию: как радуются дети цветам! Если ребёнок способен радоваться цветку, значит всё у него хорошо и в школе, и дома, и в стране. Его научили взрослые главному: дарить радость людям и уметь радость принимать и быть благодарным за неё. Эти дети смогут построить счастливую и крепкую семью. А значит, смогут построить и крепкую державу. Ведь семья – установление Божественное. Или, как говорил о семье Василий Александрович Сухомлинский, семья есть небо, спустившееся на землю. Семья есть рай на земле.
P.S. В наше время, когда принимаются опасные решения перевести школьников и студентов на дистант, построения личностных отношений ставятся под удар. А значит, под удар поставлена семья и будущее нашей Родины.