АПОКРИФЫ И ПРИТЧИ

Уроки веры №3 2017г

Часто у верующих возникает такой вопрос: почему Евангелий много, но церковь признаёт только четыре, а остальные не благословляет? Меж тем, некоторые исследователи пользуются апокрифическими книгами. Почему им можно их читать, а простым людям – нельзя?
Дело в том, что при жизни Христа никаких Евангелий и сказаний о Христе не писали. Тем более детство Христа вообще никак не было отражено в Писании: ведь об Отроке думали, что это – сын плотника Иосифа и жены его Марии. И братья, и сёстры его, дети от первого брака Иосифа, росли рядом с Ним. Обычные дети, обычные люди. Поэтому составлять исторические летописи ни о них, ни о Христе никто не стал бы. Шло время, и люди начали присматриваться: очень уж необычен сын плотника! А после событий Воскресения появилась потребность написать, рассказать о Великом Чуде другим. Но фактов о детстве Христа сохранилось очень мало. Поэтому строки канонических Евангелий довольно скупо освящают детский и юношеский период жизни Христа на земле.
Однако таково уж свойство человека: стараться узнать всё с «самого начала». Поэтому появилась потребность узнать о ранних годах Божественного Младенца. Кто-то что-то помнил… Но, как обычно, воспоминания обросли преувеличениями, а то и просто выдумками, которые люди выдавали за истинные факты.0ни, якобы, помнят сами… Или им рассказывал кто-то из родных в давние времена… Так рождались апокрифические сказания. Их больше можно отнести к литературному творчеству, фольклору, но никак не к Священному Писанию и Преданию.
Есть и ещё одна опасность, подстерегающая нас при чтении апокрифов. Человек рисовал образ Бога в соответствии со своими представлениями о Боге. Как себе представлял человек Бога? Обычно — Грозным, Всемогущим Судиёй, который карает нас за малейшую провинность. Таким он изображает Христа и в своём повествовании. Вот мальчик Христос гневно глянул на провинившегося или не понравившегося Ему друга, и у ребёнка усохла рука. Или дитё упало замертво. Народное творчество изобилует такими историями. Искажается образ Бога. Конечно, Бог – Судия. Но Он же и Любы бесконечная, неизреченная!
Подобные беды несут и притчи. Притчи ещё коварнее. Ведь вы не найдёте апокрифические Евангелия на полках церковных магазинов. Они доступны в основном разного рода исследователям, которые, скажем так, знают, для чего их читают. Притчи же общедоступны! Полки церковных лавок ломятся от подобных изданий. Но притчи по духу не далеко ушли от апокрифов. В них образ Бога так же искажён народным фольклорным мышлением. А ведь читающие воспринимают притчи, из-за яркой их образности, не как литературное произведение, а как учебник Закона Божьего, как Катехизис! Они запоминают их, у них в голове складывается неправильное представление о Боге и вообще о православии.
Например, известная притча… как пример неправильного вывода после прочтения… Старцы не знали молитв и молились, как вздумается. Господь пришёл, чтобы научить их молитве «Отче наш» и, рассказав, как нужно молиться, ушёл по воде. Старцы однако ж позабыли текст Господней молитвы и решили догнать Христа и расспросить Его ещё раз. Они догнали Его, идущего по воде, и спросили:
— Отче, забыли слова! Подскажи!
И Господь, глядя на них, стоящих на воде, ответил:
-Молитесь, как молились!
Что хотел сказать автор притчи? Мысль, вероятно, была благая и правильная: не нужно буквоедничать. Не молитвы сами по себе, а Бог и праведная жизнь спасают. Конечно, в некоторых ситуациях это будет правильный вывод. Но что подумает читатель? Так ли он поймёт мысль автора? Я, например, встречал людей, которые поняли притчу иным образом: молиться вообще не нужно! Это не важно. Можно помолиться и своими словами, а церковные молитвы, следовательно и само хождение в храм – не обязательны. Согласитесь, что читая Деяния или Четвероевангелие, вряд ли кто-то придёт к такому выводу. А вот читая притчу – пожалуйста!
Другая опасность… Воспитание неправильных эмоций через притчи и канты. Что чаще всего проповедуют нам эти фольклорные произведения? Жизнь земная полна бед. Только на Небе человек отдохнёт. Жизнь человека на земле полна лишь грехов из-за грешного тела и бедствий. Тело — «темница» духа ( а церковь учит, что тело — храм духа!) Если кто-то умер – нужно радоваться. Ведь человек теперь не будет мучиться. Потому бессмысленно плакать об умершем безвременно ребёнке или о близком человеке. Такие ли настроения мы видим в канонических Евангелиях? Отнюдь нет! В Четвероевангелии мы читаем, как Христос возмущается духом и плачет у одра близких Ему людей. Христос жалеет умершего сына вдовы, умершего Лазаря… Христос жалеет людей, спасает живых и мёртвых. И нигде Он не сказал: что, мол, мать плачешь? Радуйся, ибо сын твой уже умер и не будет больше мучиться на этой грешной и бренной земле в своём грешном и бренном теле!
Слушая концерты многих православных исполнителей, испытываешь в сердце иной раз неимоверную тоску! А где же радость Воскресения? Где радость Пасхи? Где победоносный дух Православия?! Где, в конце концов, нормальные с точки зрения психиатрии, эмоции? Человек-Христос был чужд только греха. Но все человеческие переживания были Ему не чужды. Вплоть до предсмертной тоски в оливковом саду Гефсимании и чувства оставленности Богом… Значит, это нормально для человека! В большинстве же кантов и притч мы видим абсолютно обратное!
Что же, нельзя читать притчи? Можно, конечно, если подобная литература вас интересует. Но покупая книжку в церковном ларе, вы должны отдавать себе отчёт, что покупаете не догматическую литературу, а литературные произведения, художественную литературу, которая всегда имела право на вымысел! Автор каждого литературного произведения хочет провести какую-то свою мысль. Она будет образно и красиво оформлена. Но литературное изящество – это ещё не гарант точного изложения православной веры! Поэтому не стоит на основе притчей и кантов – народных песнопений, строить представления о Боге и православной вере. К тому же, не всегда читатель может точно понять мысль автора. Поэтому прочитанная притча может оказаться уже в какой-то мере вашим личным произведением, поскольку вы поняли её не совсем так, как понимал автор.
Очень хотелось бы, чтобы каждый, кто читает фольклорные произведения на божественные темы или исполняет народную песню–кант, отдавал себе отчёт в том, что это – не церковная догматика! Для души можно читать, петь и это. А вот познание догматов веры и истинное представление о Боге и вере складывается только из канонических творений.