Потомки святых

Уроки веры №1 2013г

15 января празднуется память Иулиании Лазаревской, которую Сама Богородица нарекла Милостивой.
Часто святые в нашем представлении – это почти ангелы, не имеющие никакой связи с земной жизнью. Но задумаемся и над другой стороной святости – ведь многие святые стали святы в своём ро-дительском труде и оставили потомков. И потомки святых живут рядом с нами. Они даже чьи-то соседи по подъезду. Живут простые люди, несут в мир доброту, заботу, правду. И как это дивно, что они – живые веточки от святого родительского древа! Мы часто забываем о смысле жизни христианина. Батюшка Серафим Саровский так ясно и просто нам объяснил, для чего живёт православный человек: для стяжания благодати Духа Святаго. Именно стяжание благодати Духа Святаго в мирской жизни нас пугает. Нам бывает страшно положиться на волю Божию, нам проще отчаяться и скорбеть в трудной ситуации, нежели преодолеть её с миром в душе. Веровать и токмо веровать – удел не многих.
Род Осоргиных, как отмечали в разные времена, те, кто жил рядом с ними — отличался особой крепкой верой. В Муроме была известна старинная икона: на ней изображены Георгий Осоргин со своей супругой Иулианией и их дочерью инокиней Феодосией. Вообще у Георгия и Иулиании было 10 сыновей и четыре дочери. Житие святой Иулиании Устиновны и службу ей составил её сын – Дружина-Калистрат Осорьин. ( Фамилия в разное время писалась по-разному). Может ли быть лучшее поминовение для матери, нежели вот такой труд сына?
В 2006 году внучка Иулиании в 13 колене – Иулиания Осоргина приезжала в Муром приложиться к мощам своей пра…прабабушки. Мощи открылись в 1614 году – они буквально рекой изливали янтарное миро. От мощей очень много исцелилось больных, особенно детей. Тогда же мать, Иулианию Ми-лостивую, канонизировали, как святую, праведную. В родстве с Осорьиными – Осоргиными находятся Апраксины, Волконские, Воронцовы, Гагарины, Трубецкие, Лопухины, Ушаковы, Муравьёвы…
Один из потомков Осоргиных – участник 1-й Мировой войны, участник попытки освобождения царской семьи – Григорий Михайлович Осоргин. Был расстрелян на Соловках. Остались его жена – Александра, урождённая Голицына, дочь Марина и сын Михаил. До того, как Григория Михайловича перевели на Соловки, его неоднократно арестовывали и заключали в московские тюрьмы. Его отличали удивительная доброта, интеллигентность. Как и Иулиания Милостивая, он помогал всем болящим, заключённым в тюрьме. Его настолько уважали абсолютно все, что однажды произошёл вот такой случай… Георгия Михайловича отпустили на свободу после очередного заключения в тюрьму. Он ехал в московском трамвае. Вдруг через толпу протиснулся мужчина, который начал радостно обнимать Осоргина. Стал расспрашивать Григория Михайловича, как, мол, живёшь на свободе. Григорий Михайлович рассказал, что женился, у него родилась дочь Маринушка. Собеседник посочувствовал: дескать, трудновато, наверно, голодно молодой семье в Москве. Сам же собеседник был не кто иной, как вор, который сидел в одной камере с Григорием Михайловичем. Но Осоргина уважали все без исключения – и политические, и уголовники. Наконец, освободившийся вор ( предварительно он ещё на прощание похлопал и пообнимал Осоргина) вышел из трамвая. А Григорий Михайлович опустил руку в карман… и обнаружил там очень дорогие золотые часы… Так бывший сокамерник решил помочь молодой семье, не дать им умереть с голоду.
Мне удалось найти в интернете письмо Григория Михайловича, которое он написал из бутырской тюрьмы своему дяде — Григорию Николаевичу Трубецкому. Читая это письмо, меня поразила, во-первых, красота стиля. Впечатление, будто читаешь художественное произведение, а не самое рядовое письмо. Стало горько и обидно за нас: куда в нас-то подевались умение владеть русским языком, красота стиля письма и разговора, красота мыслей?… Как много мы потеряли, как одичали… А во-вторых, поразило светлое настроение письма. А ведь написано оно в тюрьме и писавший его – не знал, будет ли жив завтра. И вновь стало горько. А где же наша вера? Почему нас так легко ломают обстоятельства? Судя по описанию – у всех сокамерников Григория Михайловича было похожее настроение. Они ждали Пасху, тихо ликовали, радовались… Как сла