Ангел смерти не коснулся их…

Уроки веры №6 2019г

Господь один знает, какую смерть кому нужно понести. Кому дать смерть, а потом воскресить, а кому не дать вовсе…
Великий пост заканчивается великим праздником – Лазаревой субботой. (Страстная седмица в пост не входит, она чтится особо). Воскресение Лазаря озарило людей радостью: смерть побеждена и отдаёт Богу тех, кого Он избрал, для жизни вечной.
Но церковь знает и тех, кто, не вкушая смерти, восшёл в Царствие Небесное. Кто эти люди?
Их называют количество от 7 до 9. Среди них две женщины.
Мы, конечно, знаем, в первую очередь, Илью Пророка. Знаем и о великих чудесах, которые он сотворил при жизни. И по вознесении великий пророк помогает по молитвам верующих.
Но есть и другие, о которых мы знаем мало. И не потому что не хотим, а потому что очень мало осталось, за давностию лет, свидетельств и письменных источников. И, тем не менее, кое-что мы знаем об этих людях и ангелоподобных.
Интересно о них рассказывает Сергей Николаевич Трубецкой в своей книге «Учение о Логосе в его истории». Особенно стоит обратить внимание на главу 4 во второй части – «Начатки гностицизма». (Москва. РАН, изд. «Мысль», 1994, стр. 383-386)
Батья. Кто это? Знаем ли мы её? Конечно, знаем! Но мы знаем лишь начало её жизни. А о её конце — даже не интересуемся. Кто же она? Это египтянка. Дочь фараона, спасшая Моисея. Само имя Батья означает «Дочь Бога».
Батья страдала проказой. И рано утром выходила к реке, чтобы помыться в прохладной воде и успокоить своё больное тело. Но вот она увидела корзинку, решила посмотреть, что в корзине – и увидала еврейского младенца. Едва она коснулась корзины, как проказа тут же исчезла, а кожа стала здоровой. Батья решилась усыновить мальчика. Она определённо рисковала. Её мог казнить собственный отец. Мы не знаем, как развивались события. Возможно, чудесное исцеление дочери послужило поводом к тому, чтобы фараон разрешил Батье взять ребёнка. Она назвала его своим сыном. Спустя годы, Господь Сам скажет Батье: поскольку ты назвала сыном того ребёнка, который сыном тебе не являлся, Я, хотя ты Мне не дочь, назову тебя дочерью. И подарил бессмертие. Моисей оставил свою приёмную мать. Это была тяжёлая травма для женщины. Господь возместил её потерю и исцелил скорбь чудесным даром.
Вторая женщина, которая живой вошла в рай, — еврейка Серах, дочь или падчерица Ашера. Когда братья Иосифа убедились, что Иосиф жив, они долго раздумывали, как же сказать об этом Иакову. Ведь сердце старика могло остановиться от столь великой и непосильной радости. Серах решилась подготовить Иакова к радостной вести. Когда Иаков стал на молитву, Серах, взяв в руки музыкальный инструмент, стала петь песню. Текст песни она придумала сам. В песне говорилось, что, может быть, Иосиф жив, может быть, у него есть дети…. И как хорошо было бы ему вновь встретиться с семьёй. Иаков принял эти слова, как Божье откровение. И в силах был принять радостную весть.
Серах потом встретит и Моисея. И именно она и расскажет Моисею, где найти ковчег с телом Иосифа. Серах жила очень долго, периодически появляясь в еврейской истории то тут, то там. Она даже свидетельствовала, что воды расступившегося моря при Исходе, были прозрачные, как стекло.
Не все желали принять Смерть. Существует предание, что Авраам отказался умирать. От вида Смертного Ангела умерли слуги Авраама, которых патриарх оживил. Однако, Смерть его не миновала. А вот его слуге Елиезеру подарено Богом бессмертие.
Елиезеру поручил Авраам искать невесту Исааку. Создание семьи – важнейшее дело. И потому Елиезер начал дело с молитвы. Много девушек повстречал он на пути. Но желал найти с Божьей помощью самую искреннюю и добрую. Елиезер попросил Господа: если какая из девушек предложит воды не только Елиезеру и его спутникам, но и верблюдам – та и будет женой Исааку. Таковой оказалась Ревекка.
А вот самая загадочная личность, может быть за время всей человеческой истории, — Мелхиседек. На нём исчезает граница между людьми и ангелами. Его называли ангелоподобным.
Его отец – Нир, брат Ноя. Жена Нира Софонима была бесплодна. Нир ушёл в храм, потому что настала череда его священства. Точнее, его жречества, ибо был Нир жрецом. Во время его отсутствия, как повествуют древние рукописи, в утробе Софонимы Господь образовал тело младенца.
Трудно передать гнев Нира, пришедшего из храма и обнаружившего свою жену, имеющей во чреве. Но Софонима смело сделала шаг навстречу к мужу и упала замертво. Ной и Нир решили похоронить Софониму. Но придя забрать тело, обнаружили рядом с нею младенца. Новорождённый, но по виду – как трёхлетний отрок. Это и был Мелхиседек. Явившийся Архангел сказал, что заберёт его в Рай, ибо скоро воды потопа покроют землю. Да и не будет Нир отцом Божьему ребёнку. Архангел так же пояснил, что Софонима умерла не из-за наказания и не за грех. Она была чиста и пред мужем, и пред Богом. А дитя – Божий дар. Быть ему иереем над иереями на все века. Мелхиседек – главный священник и царь Салима(Шалема) – так тогда назывался Иерусалим. Салим означает МИР.
С Мелхиседека началось особое духовное священство. На его отце закончилась эпоха жрецов.
Мелхиседек сразу по рождению умел говорить. Он был живым вознесён в Рай архангелом Гавриилом. В тот самый Рай, в котором Адам пребывал до грехопадения. Когда Мелхиседека вернул Господь на землю, он был уже в преобразованном для вечности теле. И потому не мог быть смертным.
Эру жречества скрыл Потоп. Допотопное жречество исчерпало себя. На смену ему пришло послепотопное Священство. И первый Иерей – Мелхиседек. В Кумранских рукописях Мелхиседек назван Первосвященником Небесного храма. Именно Кумранские рукописи подробно повествуют о Мелхиседеке. Известно, что кумранские братья всегда совершали омовение-крещение и всегда совершали причащение хлебом и водой.
На встречу с Авраамом Мелхиседек принёс, как Евхаристический дар, хлеб и вино.
Авраам узнал, что его сродник Лот взят в плен. Он собрал войско из своих слуг и освободил Лота и всё имущество его, и пленённый народ. И вот что нам рассказывает Бытие, глава 14; 18-20: «…И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеба и вино, — он был священник Бога Всевышнего, и благословил его»…
Священство по чину Мелхиседека – не по закону, но священство вечное, которое выше закона. Ветхий Завет, строившийся на Законе Божьем, уже имел в себе зерно будущего – вечное небесное священство. Священство Мелхиседека будет не по писанному Закону Моисея. Потому священство Аарона по чину ниже. Оно – земное. Закон, писанный на скрижалях, ни к чему не привёл. Новый Завет будет писаться не на скрижалях, а в сердце человека. Само имя Мелхиседек переводится, как «Царь Правды» или «Мой царь Правды». Мой – то есть Божий. Так говорит Господь.
Таким образом, Мелхиседек – не иудейский священник, но царь всего мира. И священник всего мира.
К чину вечного священства принадлежал Иисус Христос. Об этом нам напоминает псалом 109; 4: «Ты Иерей во век, по чину Мелхиседекову.
О Мелхиседеке и другом небожителе Енохе говорит апостол Павел в своём послании к Евреям. В этом послании апостол Павел многократно упоминает о Мелхиседеке.
Глава 5. Апостол говорит о Сыне Божьем: «10. Быв наречен от Бога первосвященником по чину Мелхиседека. 11. О сем надлежало бы нам говорить много;но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать». Глава 6 заканчивается словами: « 18. Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать,твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19. Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий и входит во внутреннейшее за завесу, 20. Куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником по чину Мелхиседека».
Та же тема продолжается в главе 7. «1. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, — тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2. Которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»…
И в главе 11 апостол Павел повествует нам о Енохе: «5. Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт».
Енох – прадед Ноя. Предания говорят о Енохе, что он стал небесным писцом, ангелом Метатроном. Говорят, что перед вторым пришествием Енох придёт на землю, чтобы отдать дань человеческой природе – умереть.
Так или иначе, жизнь вечная ждёт праведников.
В Послании к евреям апостол Павел говорит о великих плодах веры. Верою пошёл Авраам, не зная куда идёт. Верою родила Сарра. Верою родители спасли сына Моисея. Верою жёны получали умерших воскресшими. Верою входили в рай живыми. «Праведный верою жив будет» (К Евр. Гл.10; 38).