Мы — церковь

Уроки веры №6 2013

Часть 1. Православная, ортодоксальная.

Главная цель церковных служб – это действительное богообщение. Главная мысль утрени, сопровождавшейся предрассветным, как бы нетварным светом, поскольку солнце ещё не встало: каждый, кто соединяется со Христом, воскреснет с Ним, увидит Свете тихий, немеркнущий, Божий.!

Приходится иной раз слышать, что православие если и принимать, как веру, то ни в коем случае не крестить младенца, ибо младенец ничего не понимает. Человек, уже став взрослым, может постигнуть православие умом, принять через ум церковь… Вот тогда ему и разумно будет покреститься. Такие разговоры возможны потому, что невоцерковлённое сознание размышляет о вере, как об области культуры, науки. Получается, что быть верующим сейчас – это интеллигентно и культурно. А быть неверующим – напротив. Перед революцией считалось иначе: культурно стало быть атеистом или, по крайней мере, католиком, а быть православным — это, немодно, годится лишь для плохо образованных людей с устаревшим сознанием. Постараемся разобраться, используя учебники догматического богословия, в важном вопросе: что же такое вера? Действительно ли вера – область особой науки или особое направление культуры? Или вера – народная традиция, обычай? Или же вера – иное?
Догматы церкви имеют принципиальное отличие от научных открытий и философских теорий. Последние – продукт человеческого разума. Догматы же открываются Богом через Божественное Откровение и к человеческому разуму не имеют никакого отношения (разве лишь в плане способности их понять и принять). Научные истины могут быть относительными и со временем меняться, восполняться, даже заменяться на противоположные: думали, что земля плоская, потом поняли, что земля – шар; потом уточнили, что она – шар немного неправильной формы, приплюснутый с полюсов… Эти открытия были сделаны учёными, благодаря талантам, дарованным им свыше. В открытиях не последнюю роль играла даже простая наблюдательность: так, например, моряки, не обладая каким-то сверх-образованием, стали первые предполагать, что земля круглая, на основании того, что движущийся навстречу корабль появлялся в поле зрения постепенно, начиная с верхушек мачт.
Догматы, основанные на Божественном Откровении – абсолютны и неизменимы. Именно потому утверждение, что коммунизм говорит то же, что и Евангелие, есть совершенно ложное утверждение. Социалистические и коммунистические экономисты своим разумом и на своём нравственном уровне доказывают, что, например, распределение доходов между населением должно быть вот таким, а не иным. Но мы уже видели, как у людей могут быстро меняться взгляды… Мы же имеем не человеческие умозаключения, а Божественное Откровение: о том, что трудящийся достоин пропитания, о том, что долг должно вернуть, пока не зашло солнце; о том, что не должно делать неправды на суде и о том, что «землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля»… Потому и говорят: «Догмат есть препятсвие разума». И это не есть недостаток догматов, а их достоинство.
Господь Иисус Христос открыл нам всю полноту Истины, какую человек способен вместить. Господь так и говорил не раз: Я открыл вам всё! Именно в силу полноты Откровения апостол Павел сказал: «если бы даже мы или Ангелы с неба стали благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.; 1, 18). Не всякую вероучительную истину можно логически объяснить и доказать. (Такой рациональный путь – всё как-нибудь объяснять – именуется схоластикой). Буквально слово «догмат» значит «граница». На церковных соборах обычно конкретизировалась формулировка догмата, она могла уточняться, добавляться. Но при этом суть догмата остаётся неизменной. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил Символ Веры, принятый на Первом Вселенском Соборе. Кроме того, были изменения в русском Символе веры, внесённые после церковного Раскола. Однако же, все эти дополнения и изменения не выходили за рамки границы, данной в Откровении.
Часто можно слышать возражения, что Церковь отстаёт от жизни, потому что с древних времён все «устарело» и не соответствует нашим новшествам. Да, жизнь меняется. Так, например, мы перестали служить заутреню на рассвете. Плохо это или хорошо, но к догматам это не имеет отношения. Развитие догматики, как науки, возможно лишь во всё более точном выражении, изложении, объяснении Истины, дарованной в Откровении. Задача богословия – служить единению человека с Богом, приобщать человека к Вечности. Но догматы нам вверены со времени Иисуса Христа и Им Самим. В противном случае, если мы будем настаивать, что богословие должно развиваться и объявлять миру о чём-то новом, мы придём к тому, что любой наш современник, прослушавший курс богословия, может знать больше и полнее, нежели апостолы, слушавшие Христа из первых уст, и любые умозаключения нашего какого-нибудь современника могут быть полнее того, что говорил Христос!
Что же, в церкви вообще не может иметь место размышление и высказывание своих мыслей? Отчего же! Пожалуйста! Но это будет исключительно частное мнение, к догматам не имеющее никакого отношения. Любое мнение, даже очень уважаемого отца Церкви, может быть ошибочным. А может быть истинным. Но и тогда к нему следует относиться, как к личному мнению, а не как к догматическому учению. То, что мы не знаем, или то, что нам не вполне ясно, вполне может обсуждаться. И даже «каждый батюшка» может иметь своё мнение. Но это, во-первых, не богословское мнение. А во-вторых, оно тоже не должно выходить за границы, обозначенные догматами. Богословское мнение не может быть фантазией. Любое мнение частного лица, отца Церкви должно быть согласно со Священным Преданием и не противоречить ему.
Приведу пример церковных мнений… Одни отцы церкви утверждают, что человек трёхсоставен: дух, душа, тело. Другие же настаивают на двухсоставности: душа и тело; при этом дух является особой, высшей частью души. Как одно, так и другое мнение не выходит за рамки догмата. Мы знаем из Откровения, что Господь сотворил тело человека, вдунул «дыхание жизни» и стал человек «душею живою». Ни первое, ни второе мнение из приведённых выше, не противоречит Священному Писанию. Или, например другое расхождение во взглядах… Одни утверждают, что душа человека всякий раз творится Богом из ничего. Другие же утверждают, что так была сотворена лишь душа Адама. Душа Евы – часть его души. Души детей рождаются от душ обоих родителей и имеют общие с ними свойства. Почему отцы Церкви утверждают разное? Потому что точно сего никто не знает. И скорее всего, ответ на этом свете получить вообще невозможно. Рассуждать же и мыслить не запрещено никому. На то и дал Бог человеку ум и ту же душу (ум многие считают неотъемлемым свойством души). Мнения частные могут быть противоречивыми. Но в целом они нисколько не противоречат учению о том, что душа у человека есть. Потому – кому какое мнение ближе, того он и будет придерживаться. И ничего в этом плохого нет.
Кроме догматов есть вероучительные истины. Они очевидны для всей Церкви, их не формулировали на Соборах, по их поводу просто вообще не было споров и разногласий. Например — утверждение о бессмертии души.
В некоторые времена в автокефальных православных церквях появлялись разные мнения, разные тонкости в обрядах. Это никого не смущало. Потому что в целом – все эти различия нисколько не противоречили догматам Церкви. Допустим, то же двуперстие или троеперстие, идти крестному ходу по солнцу или же против солнца, благоговейно молиться или бить в барабаны (что мы можем до сих пор видеть в арабской церкви при схождении Благодатного огня, например) – на все эти разности смотрели абсолютно спокойно. Правда, некоторые изменения в богослужении пролили реки крови на Руси после 1666 года… Но это вина политики, а не вероучения. Во всяком случае, до русского Раскола Византия, Русь и Сербия крестились двумя перстами, а весь остальной православный мир – тремя. И это не вызывало никаких конфликтов и нареканий. Считали местным обычаем, который оправдывался поместным богословским мнением. И всё. Возникает тогда вопрос: почему же столь различные служения в церкви не приводили к расколу Православия, а вот год 1054 – дал непоправимый раскол: отпадение католической церкви –Римскиой — и объявление её еретической сектой? Ведь есть же Болгарская церковь, Албанская, Японская … и никто, не смотря на какую-нибудь разницу в них, не называет их или иные православные церкви – еретическими? Почему с ними можно молиться, а с Западной церковью, с католиками — нет? Ответ прост: введение филиокве в римскую мессу. Вот что послужило расколом, который нельзя преодолеть без покаяния католической церкви. Что такое филиокве? Это утверждение о двойном исхождении Духа – от Отца и от Сына. Бог един в Троице – это догмат. Троица Единосущная и нераздельная… Если предположить исхождение Святого Духа и от Сына, то пропадает троичность: Святый Дух – это то, что принадлежит и Отцу, и Сыну… И потому уже не может иметь самостоятельного лица. Великие Каппадокийцы, как их называли – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский — в своих трудах изложили христианскую триадологию – учение о Святой Троице. Отец, Сын и Дух – три ипостаси и три лица одной сущности Бога Троицы. Отличаются отношением друг ко другу. Бог-Отец – единственное начало и единственый источник всего, что существует в мире. Святый Дух никому не обязан тем, что Он есть, кроме как Отцу. Отец – всё. Нелепо, говорили святые отцы, вести мир от двух безначальных начал. Сын рождается вечно только от Отца и Дух Святый исходит вечно только от Отца. Потому – Троица Единосущная. В Святой Троице – власть не разделяется, воля единодушна, единство равночестно. На втором Вселенском Соборе учение Каппадокийцев было принято. Оно кратко сформулировано в Символе Веры, как общее вероучительное определение для всех христиан. Символ Веры читался и на греческом, и на латинских языках, как догматическая формула.
Введение впоследствии филиокве вносит в Троицу второе начало, лишая Троицу, как говорили святые отцы, монархического начального единства. Католики удивлялись: мол, у нас разрешено читать Символ Веры и так, и так… Как кому нравится. Отчего же возмущаются православные? От того, что к догматам не относятся, как кому захотелось.
Было ли филиокве новшеством, о коем заговорили в 1054 году? Вовсе нет. Разговоры об этом шли и ранее. Филиокве существовало задолго до рокового года. И на него смотрели, как на частное и ошибочное богословское мнение. Оно порицалось. Но при этом Римская церковь не отпадала от Единой Соборной Апостольской Церкви. В 1054 году филиокве было введено в католическую мессу (Литургию). Это событие автоматически сделало филиокве не частным мнением, а догматом католической церкви. И этот новый догмат вошёл в противоречие с догматикой Апостольской Церкви. Именно потому католическая церковь была объявлена еретической, с католическими священниками нельзя сослужить. А сама Соборная Апостольская Церковь стала именоваться Православной. Иногда те, кто не знает тонкостей веры, иронизируют по поводу названия нашей церкви: вы, мол, правильнее всех славите Бога, а остальные не умеют? Вы что же, самые умные? Нет, название: Православная Церковь — говорит не о том, что мы – «самые умные», а о том, что в нашей церкви нет отступления от Божественного Откровения, дарованного человекам Иисусом Христом, и выраженного в церковных догматах. Наша церковь поэтому – ортодоксальная. И это не минус в жизни нашей церкви, а напротив: в этом якорь и спасение нашего корабля.
Мы говорим о том, что есть Священное Писание и есть Священное Предание. И на сем и строится наша церковная жизнь. Что мы называем Священным Писанием – более-менее понятно. Само слово Писание – нам раскрывает смысл: священные книги, то, что в них написано. Но эти священные книги не являются «продуктом», если так можно выразиться, человеческого разума. Они так же дарованы пророкам, апостолам – как Откровение от Бога. Это не результат познания, исследования и, тем более, это не является фантазией и не сродни художественной литературе. Но однако же, когда задаёшь вопрос: а что же такое Церковное Предание? — обычно не получаешь ответ. Или говорят так: это то, что передаётся в рассказах от поколения к поколению, как передаётся, допустим, фольклор – народные былины, сказки… Но нет! Предание действительно от слова «передавать». Священное Предание – это то, что передано, это непрерывная цепь передач богооткровенной Истины. И начальное звено в этой цепи – Бог. Главное содержание предания – Литургия, Евхаристия. То есть, Литургическая жизнь есть форма Священного Предания.

Часть 2. Богослужение есть исповедание веры


Что такое богослужение? Просто обряд, традиция, излияние чувств верующих? Богослужение есть форма Священного Предания. Это не только учение, но и сила Благодати Святаго Духа. Сила, сообщающая благодать и освящение всем, кто участвует в богослужении. То, что люди получили от Христа, может выражаться в Писании – Святое Евангелие, а может выражаться в Таинствах. Предание – вечно живая память Церкви. В предании – всё тот же дух, который был у первых христиан, принявших причащение на Тайной вечери от Самого Христа. Предание есть жизнь Святаго Духа в Церкви. Кто же есть носители и хранители Предания? Вся Церковь, то есть люди. Предание невозможно изучать, как науку. Его возможно только опытно постичь. В самом деле, сколь ни говори человеку, который никогда не ходил в храм, что он получает освящение в церкви, — он не сможет ни понять, ни поверить. Потому говорят богословы, что понять Предание можно только лишь войдя в Предание. Нужно стать живым его носителем и участвовать в Литургической жизни и других церковных Таинствах.
Итак, мы выяснили, что богослужение есть форма Священного Предания, то есть мы переживаем всё то, что пережили на земле ученики Христовы, находясь вблизи Христа. И более того, мы переживаем весь путь человечества, дарованный нам в Откровениях.
Первая часть богослужения – Всенощное бдение или всенощная. Что происходит во время всенощной? Первая часть – вечерня. Мы переживаем вновь сотворение мира. Первое отверзение Царских врат, каждение являют собою именно начало сотворения мира. И благовоние кадила есть напоминание, как Дух Святый обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу. Хор поёт 103 псалом. О том, как Господь простёр небо, покрыл водою часть суши, благословил прозябать (расти) траву, дал прибежище и зайцам, и оленям, сотворил луну и солнце… Всё предуготовано для человека.
Священник обходит с кадилом храм — воспоминание райской жизни, когда Сам Бог-Сын проходил в раю в тени деревьев, был рядом со своим любимым твореньем – с человеком: Адамом и Евой.
Но вот закрываются Царские врата – то закрылись врата рая после грехопадения. И слышим пение: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» Люди искали помощи и милости. Священник молится с непокрытой головой и без торжественной ризы – так кающиеся люди просили Господа услышать их. Пение «Слава в вышних Богу и на земли мир…» — Христос родился! Боговоплощение совершилось, Богомладенец пришёл на землю. Так начинается утреня. Это не просто служба – это утро жизни всего человечества. Читается Шестопсалмие, священник молится за стоящих в храме, просит Господа простить им грехи, благословить дела, уготовать Царствие Небесное. Чтение Евангелия — центр Полиелея, самой торжественной части утрени. Как Сам Бог пришёл на землю, так в память этого и священник исходит из алтаря на середину храма. Помазание «елеем радости — «многая милость» людям. По уставу полагалось, что конец утрени должен совпасть с рассветом. До революции так и ходили в храм трижды: вечером, затем пред рассветом, и, наконец, поздним утром, после отдыха, ближе к обеду – на обедню, Литургию.
Главная цель церковных служб – это действительное богообщение. Главная мысль утрени, сопровождавшейся предрассветным, как бы нетварным светом, поскольку солнце ещё не встало: каждый, кто соединяется со Христом, воскреснет с Ним, увидит Свете тихий, немеркнущий, Божий.
Читаются часы. Первый час – после утрени. Час 9-й читался обычно перед вечерней. 3 и 6 час читаются перед Литургией. Тема 3-го часа – предание Спасителя и избиение. Тема 6 часа – распятие Христа. Тема 9-го – Крестная смерть Спасителя.
На Литургии воспоминается вся земная жизнь Христа. Там, где Бог, нет времени. Там вечность. В ней нет ни прошлого, ни настоящего… Нам сложно мыслить такими категориями. И тем не менне следует понять: именно вследствие отсутствия времени, Литургия – это не театрализованное представление, это мгновения нашей жизни, проживаемые со Христом. Он рядом с нами. Мы рядом с Ним. И Христос – тот же! Тот же, что был на земле во времена апостолов.
Перед Литургией совершается Проскомидия. Проскомидию верным чадам церкви надо бы не пропускать, а стоять в храме и молиться за живых и умерших. Ведь именно в это время священник вынимает частицы из просфор за тех, кого мы хотим помянуть. Не лишне присовокупить к молитве священника и свои молитвы за наших ближних.
Первая часть литургии – назидательная. На ней могли присутствовать и ещё некрещёные – оглашенные. Малый вход – священник выходит из алтаря, как Господь на проповедь. Был и ещё один момент в древней церкви. Малый вход – это вход архиерея из притвора в храм. Крестили раньше оглашенных на Пасху. Вечером Великой Субботы сам патриарх совершал обряд крещения. К моменту Малого входа, когда церковь уже вся в белых одеждах, новокрещёные христиане входили во главе с патриархом в храм.
На второй части Литургии – Литургии верных — происходит Великий вход. Святые дары переносятся с Жертвенника на Престол. Это время добровольного выхода Христа на вольные страдания для спасения мира. На Херувимской песне священник просит Господа помянуть нас, а мы отвечаем тем же – говорим: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Поминаем в конце и себя словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». Закрытие Царских врат после Херувимской песни – воспоминания того момента, как печать была приложена ко гробу. Мир спал. А в это время во Гробе совершилось Воскресение Спасителя.
После Херувимской песни начинается Евхаристический канон.
Евхаристический канон – главная часть Литургии, во время которой совершается преложение, пресуществление Святых Даров, хлеба и вина, смешанного с водою (в память, как пролилась из ребра Спасителя кровь и вода) в Тело и Кровь Христову. При словах: «И молим Ти ся , Боже наш…» — совершается земной поклон, ибо в этой минуте – наше спасение. Это самая святая минута.
Для причащения используется одна просфора – Агничная, символизирующая Христа. Из неё вынимается середина – Агнец. Один хлеб, одно тело, составляющее Церковь. Из второй просфоры вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы, из третьей литургийной просфоры – за святых, из четвёртой и пятой – за живых и умерших, что есть высшее поминовение в Церкви. Эти все частицы располагаются на дискосе. Близ Агнца на дискосе собирается как бы вся церковь – Богородица, святые, вся Вселенская, Апостольская церковь. Это есть неотделимость Церкви от Христа. Частицы из второй – пятой просфор будут опущены в Чашу уже после причащения верующих.
Вынос Святых Даров есть приход Спасителя по Его Воскресении. После Причастия Христос возносится на Небо. Мы вспоминаем Вознесение.
Так в святой Литургии мы живём вне времени, мы соединяемся со Христом.
В церковных Таинствах передаётся всё, что даровал нам Спаситель. Церковные таинства не выдуманы людьми. Нам передано таинство маслособорования (вспомним, как Сам Господь рассказывал о добром самарянине, изливающим масло и вино на раны избитого человека), крещения (Господь Сам крестился, ибо так надлежит быть у людей), брака (Господь вновь освятил брак и совершил на нём своё первое чудо, ещё до выхода на проповедь; не случайно заново и первой была освящена первая заповедь для человека, данная ещё в раю), таинство священства, таинство исповеди и отпущения грехов… Всё, что делал Сам Спаситель, что делали по Его благословению апостолы и о чём сказано в священном писании – всё мы имеем в Церковных службах. И каждое таинство имеет чтение своего Евангелия, своей страницы в Священном Писании, повествующего нам именно об этом моменте. Святое Предание живёт в церкви, то есть среди нас. И так будет до скончания века.