Что есть человек?

Уроки веры №5 2018

…ДАБЫ ВОЗЗРЕНИЕМ НА ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ ПОБЕЖДАЛСЯ СТРАХ НЕНАВИСТНОЙ РОЗНИ МИРА СЕГО…

Человек есть образ и подобие Божие.
Мы столько раз повторяли эти слова, не особо задумываясь, что они значат. А читая труд Анастасия Синаита, начинаешь всё же задумываться, что эти слова значат.!

Первый человек Адам. Был ли он рождён от кого? Нет. Адам – прообраз Бога Отца. Рождена ли Ева? Нет. Она изошла от Адама. Ева есть прообраз Духа Святаго. Третья ипостась Троицы Дух Святый Параклит не рождён, но исходит от Первоисточника всему – от Бога Отца. И наконец, дитя Адама и Евы – рождён. Как Бог Сын рождён от Отца. Адам и Ева отличаются от всего человечества своей нерождённостью. А вот всё остальное человечество подобно сыну первой супружеской четы.
После разъяснений Анастасия Синаита, по-иному предстаёт Боговоплощение. Теперь мы начинаем понимать: почему на земле воплотился не Бог Отец, не Бог Дух Святой, а именно второе Лицо Троицы – Бог Сын. Потому что второе Лицо Троицы – рождён. И через это рождение второе Лицо Троицы родственнен всем людям. Иисус Христос пришёл, чтобы стать нам старшим братом. И по праву своего Первородства принять на себя все прегрешения младших и искупить их Своей Кровью. Через Него мы стали детьми Богу. Если старший сын – Сын Божий, могут ли быть Его братья и сестры по Крови и Плоти, которые мы принимаем в Таинстве Евхаристии, не сыны и не дочери Богу? Через Иисуса Христа, через Причащение Его Крови и Плоти и мы можем стать богами по Благодати, мы можем обожиться.
Христос пришёл, чтобы образовать на земле большую семью, именуемую церковью, где все – братья и сёстры, и потому – дети Божьи.
При сотворении Адама Господь вдохнул в него дыхание жизни. Но при сотворении Евы дыхание жизни не было вдохнуто в неё. Это произошло именно потому, что Ева – прообраз Духа Святаго. Дыхание жизни она имеет в себе от первоисточника – Адама, которому Господь дал жизнь. Благодаря Анастасию Синаиту становится понятна вся неразумность филиокве. Католическая церковь говорит о том, что Дух Святый исходит и от Отца, и от Сына. Но посмотрим на человеческую Троицу: Адам – не рождён, Ева исходит от него, она так же не рождена. Но может ли Ева исходить и от собственного сына, которого она сама же и родила? Конечно нет! Так и Дух Святый, Третье Лицо Пресвятой Троицы, не может исходить от Бога Сына.
Так же видна абсурдность утверждения, что христианство, якобы, унижает женщину. Этой ересью страдают многие женщины-христианки: мы –грешные! Весь грех – от нас! Подобные слова богохульны. Ведь каждая женщина – образ праматери Евы. А праматерь Ева – образ Духа Святаго. Всякий человек – икона Божья. И каждая женщина должна восходить в своих мыслях и в своём сердце, через Еву, тем паче, через Богородицу, к образу Духа Святаго. Потому заниматься самоуничижением – большой грех. То, что женщина не может быть священником и не заходит в алтарь, объясняется не её грешностью или никчёмностью, второсортностью, а всего лишь тем, что у каждой ипостаси – своя задача, своё место. Мы не можем сказать, что Бог Дух Святый ниже Бога Отца, хотя Бог Отец – первопричина всему сущему и начало Троицы. Бог Святый Дух – источник жизни и премудрости. И так же всякая женщина несёт в себе жизнь. Не стоит представлять себе буквально образ Духа Святаго в виде женщины! Анастасий Синаит не это имел в виду. Бог вообще для нас непознаваем и представлять себе Его в виде мужчины иль женщины — большая ошибка. Меж тем, подавляющая часть христиан воображает себе Бога в мужском облике.
Итак, человечество разделено на ипостаси. Нерождённый Адам – образ Бога Отца. Исшедшая от Адама и нерождённая Ева – образ Духа Святаго. И их рождённый от родителей сын – образ Бога Сына. Все люди на земле, как следствие, являются так же образом второго Лица Троицы – Бога Слова. Мы – так же слово Божие! «Слова: «Вот, Адам стал, – после преступления Заповеди, – как один из Нас» (Быт. 3:22), – ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы.» «В устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы». (Слово 2) Анастасий Синаит даже предполагает, что слова Библии о том, как Адам называл всех зверей, относятся вовсе не к самому Адаму, а ко Христу. Христос дал имена всему и всем. Это к Нему Отец привёл весь мир. Так это или нет – не нам судить. Но ясно одно: Пречистая Плоть Иисуса Христа была от века Ему предначертана. Потому и сказал Господь, что Адам стал «как один из нас» – то есть человек подобен по свой плоти Христу, Сыну Божьему.
Можно ли говорить, что ангелы – тоже образ и подобие Божие? «Все отцы [Церкви], исследовавшие [вопрос], были ли Ангелы созданы по образу Божию, не нашли во всем Священном Писании ни одного подобного высказывания». (Слово 2)
Утверждение, что рождение ребёнка есть тот самый первородный грех так же ересь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» дана ещё в Раю. И понятно почему! Ведь без дитя человеческая семья не могла быть образом Троицы, образом Бога! Как должен был появиться на свет ребёнок первой супружеской четы – нам не может быть известно. Библия об этом ничего не говорит. Но то, что дитя у Адама и Евы должно быть – однозначно!  «Ведь как Бог создал человека от земли, так и человек, по благодати, создает человека от женщины. И как при первом творении человек имел тело от земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женского брения и крови, а душа неизреченно передается от мужчины посредством семени, подобного некоему вдыханию». (Слово 3) «Церковь же Христова … внимает [глаголам Священного Писания, утверждающим], что человек создан по образу Божию; что после преступления [заповеди] он вновь услышал от Бога: «вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22); что, словно нежно любящим отцом, он был облачен Богом в [кожаные] ризы, заботливо приготовленные Им как покров [для души]; что Адам произвел потомство, согласно благословению Божиему, гласящему: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28); что [Бог] предназначил его быть отцом всему миру; что естество его, восшедшее на престол херувимский, прославляется всем ангельским воинством, поклоняющимся ему. « «Относительно сотворения Ангелов, Херувимов и Серафимов говорится: «Той, то есть Бог, рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс. 148:5). А с человеком, сущим по образу и по подобию Божию, дело обстояло иначе: тело [его] Бог создал Собственными Божиими руками, а незримую душу привел в бытие и сотворил посредством вдыхания от совершенно незримой души Своей. И [святой] Григорий [Богослов] также считает, что [Бог] «вложил» в нас душу «От Себя», а не от того, что вне Его Самого.»
Как искушал на земле Христа сатана, так и нас искушают нечистые духи. Почему Господь допускает их существование? Разве не может Бог уничтожить сатану?
Есть несколько теорий о падении Денницы. Дело в том, что в Библии подробно не сказано о войне в ангельском мире. Потому точных знаний у нас об этом событии нет. Одни святые считали, что Денница пал до сотворения человека. Другие говорят, что сатана пал уже после сотворения человека, потому что, оглядывая творение Шестоднева, Бог говорит, что всё оно хорошо. Следовательно, никакого изъяна в творении не было. Анастасий Синаит говорит, что данная теория – падение Денницы после сотворения человека от того, что первый ангел не захотел поклониться человеку – не имеет под собою почвы и выдумана греками и арабами.
Как бы там ни было, сатана и бесы искушают человека. Для чего их не уничтожит Господь? Ответ один: уничтожение сатаны сейчас не имеет смысла. А ничего бессмысленного Бог не делает. Допустим, Господь уничтожил князя мира сего. И что? В мире исчезло бы зло? Ни в коем разе! Почему? Да потому что люди творят зла не меньше, чем бесы. Зло, то есть неправильно используемая свобода, по-прежнему в достатке исходила бы от людей. Уничтожение злых духов сейчас бессмысленно. А злоба сатаны обращена на пользу: чтобы отделить зерно от плевел — отделить людей, стремящихся к добру, от людей, стремящихся ко злу.
Сатана будет уничтожен тогда, когда будет в одночасье уничтожено всякое зло вообще. И злые люди в том числе. Сейчас бы для ликвидации зла пришлось уничтожить огромную часть человечества. Но Господь не может так поступить со Своими детьми, ожидая обращения к Богу каждого Его ребёнка. Один обращается в первый час, а другой – в последний час. Но ведь обратился же! Господь хочет спасения каждому человеку. Ведь Вечность неизмеримо ценнее временной земной жизни.
Пока у нас есть выбор – с кем нам по пути? Зло в конечном итоге будет уничтожено, потому что изначально зла не было. И как всё вторичное – зло погибнет. А у нас есть время устремиться в своём совершенствовании ко второму лицу Троицы – Иисусу Христу. Но невозможно человеку до конца объединиться и примириться с Богом, если человек не видит в себе богоподобия. Уясним себе: мы – образ Пресвятой Троицы. Второе Лицо Троицы – родственен всем нам, людям. Это большая радость, но и большая ответственность.
Троица – едина. Сложен вопрос единства во множестве и множества в единстве. Но нам нужно понять одно, самое простое: любое разъединение нас отдаляет от Бога. Чем более мы едины – единство христиан, единство прихода, единство семьи, единство рода – тем ближе мы к Богу. Разъединение очень страшно. Именно разъединение нас приближает к сатане. Это он – первый разъединитель. Это он разрушил единство ангельского мира, а потом разрушил единение с Богом и любовь людей к Богу — первые люди отпали от Бога. Это он разрушает семьи. Потому церковь всегда была против расколов и ересей, против разводов в семье. И есть ещё очень важный момент: отделение церкви от государства – то, что записано в наших официальных документах, – есть дело безбожное. А что безбожно, то бесовское. Неправильна и позиция некоторых христиан: дескать, государство всегда будет против верующих, и потому верующие должны в штыки воспринимать всё, что от государства исходит. Царство, разделившееся внутри себя – не устоит. Это слова Христа. И потому, следственно, государство, отделившее себя от Бога, от Христа и Христовой Церкви, государство, утверждающее нормой разъединение людей и деление их на верующих и неверующих – рано или поздно падёт. И падение будет великим. Но и люди, отделяющие себя от государства, существовать не могут.
Самая малая ячейка единения – семья. Меньше не может быть объединения. Семья – образ Троицы. Потому сохранение семьи от распада, от развода есть самое необходимое дело. Семья – самая простая частица объединения. Вторая – государство. Поэтому на Руси считалась от времён Сергия главной икона Пресвятой Троицы – идея единства, которое даёт жизнь. Святой Сергий Радонежский построил церковь во имя Троицы, объединил разрозненные княжества и благословил Русь в единстве пойти на врага, объединил в этом военном походе отдельные части в единое государство с единой целью и желанием. Мысль Сергия Радонежского воплотил зримо изограф Андрей Рублёв. Бог един. И всё, что не едино – погибнет.
Таким образом, мы уяснили, что единство простых составляющих – это жизнь. Распад множества приближает его составляющие к смерти, отдаляет от источника жизни – Единого в Трёх Ипостасях Бога. Потому, взирая на икону Святой Троицы, будем побеждать ненавистное разделение, которое ведёт мир к гибели.