Сосуды духа

Многие христианские сектанты обвиняют православие в поклонении «мёртвым телам» — святым мощам. Разберёмся в этом вопросе.

Во-первых, никто из православных мощам не поклоняется! Как повелел нам Господь, поклоняться можно токмо Богу Единому. Но никак не человеческому телу. Отчего же потоки верующих идут к мощам? Святые мощи мы почитаем, но не поклоняемся им. Это большая разница. Почитать можно и воина, отдавшего жизнь за Отечество, и дорогого родственника, и какого-нибудь выдающегося деятеля. Но почитание святых – особое. Оно не похоже на почитание простых людей. Ведь это не просто дань уважения, не просто память. Мы идём к святым мощам с просьбой об исцелении и помощи. Почему?
Смысл человеческой жизни на земле – обоживание, то есть мы постепенно изменяем свою природу из тленной на божественную. Это возможно по благодати: Бог даровал нам благодать Духа Святаго. Святый Дух – наш Царь. Он постепенно меняет наши мысли, чувства и даже тело. Процесс этот начинается уже при земной жизни после крещения. Но проходит он у всех по-разному. В одних людях процесс обоживания происходит очень тяжко – Божья искра под пеплом грехов, суеты и проч. В иных же людях Святый Дух получает простор для своей спасительной работы. Тело человека – это храм, дом Святого Духа. Тело земного человека превращается в сосуд, с избытком наполненный благодатью Духа. Святый Дух изливается на человека, а из него – вокруг. Человек начинает освящать вокруг себя пространство, вещи, других людей. Но освящает не сам непосредственно, но через изливающуюся из него Божью благодать. Поэтому мы почитаем мощи, но не поклоняемся им! Конечно, это не значит, что вы не имеете право положить поклон перед ракой святого! Но кланяетесь вы святому – как богоизбранному сосуду, в котором с избытком пребывает благодать Духа Святаго. Опять же, не Сам Святый Дух: Святый Дух – это третье Лицо Троицы, это Господь, это Бог. И не сам Он почивает в святом человеке, но Его благодть, Божьи энергии, Божья сила.
Неправильно так же говорить: мне помог такой-то святой, он меня исцелил… исцеляет только Бог. А для чего мы обращаемся к святым? Мы просим их стать нашими сомолитвенниками. Если мы не достойны Божьего чуда, то при ходатайстве святых или Богородицы, возможно, Господь помилует и нас! Мы молимся с ними единой молитвой.
Поскольку Сила Духа Святаго остаётся на всех вещах, прикасавшихся к телу святого человека, то и вещи эти обладают целительной силой. Мы не как язычники поклоняемся платочкам, ленточкам, тряпочкам… Но мы прикладываем к себе вещи святых или прикладываем платочек к мощам, зная, что благодать Духа перейдёт и на эти предметы, а от них на нас… и исцелит наши болезни.
Почему дробят святые мощи? Чтобы умножить их. Благодать Святаго Духа, почивающая на останках мощей, передаётся в целости. Так же как и во мгновение Причащения мы принимаем в себя не часть Христа, но всего Его Самого! Поэтому даже малая частица мощей имеет ту же силу благодати, что и целые мощи.
Святый Дух так меняет даже до Второго пришествия тело человека, что оно становится нетленным и может активно жить. Так температура мощей многих святых – +36, 6. У святых могут расти волосы и ногти. Те, кто ни разу не прикасался к мощам, поначалу боятся их. Но едва вы приближаетесь к святым мощам, как страх уходит! Вы чувствуете тепло и благодать, исходящую от святых останков. Нередки случаи, когда мощи могут говорить, вставать, перемещаться в разные концы земли. Они даже снашивают тапочки и одежду. То есть человек живёт активно, телесно даже после смерти. Это сила Святаго Духа так проявляет себя и показывает нам, что воскресение – реально. Можно сказать, что смерть святых – неполная, частичная.
Мы поклоняемся не материальной части – костям или телу, но благодати Святаго Духа. И не материя – кости и тело – нас делают здоровыми и помогают решить наши духовные или житейские проблемы. Нет особой разницы – сохранилось ли тело святого целиком или остались лишь нетленные кости. Благодать Святаго Духа присутствует и там, и там.
Иной раз священники ругают верующих за то, что они стараются подойти к мощам несколько раз подряд. Если это маловерие: чем больше благодати получу – тем лучше, — сие достойно порицания. Благодать действует сразу же и не зависит от количества прикосновений к святому телу. Но многие верующие подходят к мощам многократно не из-за маловерия, а просто от того, что рядом с мощами – хорошо! Человек чувствует Божью благодать. На земле мало мест, где можно её ощутить в полной мере. И человек стремится несколько раз прикоснуться к мощам не из-за маловерия, не из-за пустой веры в «порции» святости, а просто потому, что ему хорошо и радостно. В этом ничего, конечно, предосудительного нет.
Есть такой яркий образ: мы идём к мощам, как идут бедные к богатым. Во-первых, чтобы получить помощь. А во-вторых, мы видим пример стяжания благодати Духа Святаго. Нам есть к чему стремиться! Мы реально видим, что земной человек может изливать из себя Божью силу и может активно жить даже после смерти. Мёртвые действуют, как живые, если в них изобилует сила Святаго Духа. Помним, что даже тень от проходящего апостола Петра исцеляла больных!
Вообще мощами в народе называют кости. Мощь – это сила. Кости и позвоночник – это то, что несёт нагрузку нашего тела. Вы могли слышать и такое народное выражение: похудел – одни мощи! То есть кости. Но в слове мощи чудесным образом наслоилось и второе значение: это то, что имеет в себе силу (сила — мощь) Святаго Духа, здравие, бессмертие, активную жизнь. В мощах – сила Божия. Потому и Литургию служат только на мощах, которые зашиты в особый плат – антиминс. Литургию можно служить и на гробнице или могиле святого. Мощи закладывали в основание храма. Мощи имели раньше и дома – в домовой церкви.
Нельзя не сказать и ещё об одной проблеме. Часто врачи выносят приговор: у вас плохая наследственность, гены и так далее… Иной раз, если человеку не везёт, говорят: это тебе на роду написано, такая судьба. Судьбы и «на роду написанного» у христианина нет! Ничто не устоит пред благодатью Божьей! Господь может поменять в одночасье всё! В один момент изливается на человека Божья Сила и ничего не останется от дурной наследственности или «судьбы»! Яркий пример тому – Святой богатырь Илья Муромец. Врачи обнаружили в его останках тяжелейшую инфекцию: туберкулёз костей и полиомиелит, который вызвал паралич ног. Так действовала инфекция в теле Ильи Муромца более 30 лет — тридцать лет и три года. А потом её действие мгновенно прекратилось под воздействием Божьей благодати. И святой Илия не только встал, но стал воином и богатырём. И скончался он не от болезни, а от тяжёлого ранения. Вот нам, маловерам, пример того, что нет у Бога ничего бессильного.
Почему же передаётся первородный грех? Отчего мы говорим, что «во гресех роди мя мати моя»? Нет, не от того, что рождать детей греховно. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» дана ещё в раю. Некоторые святые говорят, что мы не знаем, как по Божьему замыслу должен был рождаться человек. Да, мы не знаем. Потому и не надо об этом рассуждать. Главное то, что дети у людей должны быть. Это ещё по-райскому установлению. Но! Адам поставил в центр мироздания себя. Сатана – себя. И люди, и отпавшие от Бога ангелы уже не ставили в центр своей жизни Бога. И те, и другие отпали от Бога, отвергли Божьи энергии, которые благодатно питали Божье Творение. Но в человечестве заговорили совесть и стыд. И потому возможно стало спасти человека. Ради чего и пришёл Христос. Но в момент катастрофы Божий мир изменился, изменились законы, изменилась природа и материя, наше тело. И теперь мы не можем до Второго пришествия Христа обрести новое нетленное тело. Но и здесь Господь решает, как хочет. Матерь Божью Он воскресил с Телом. Пророк Илия взят живым на Небо без смерти. Святые и после смерти ходят, разговаривают, помогают людям. И в нас Господь может изменить всё – исцелить от недугов, вернуть силу, разум, счастье. Только веру и любовь просит Он от нас взамен. А если их мало, то и их Господь может умножить в нас при нашем желании! Как воскликнул один человек в Евангелии: «Верую, Господи, помоги моему неверию!», — так и мы можем попросить умножения в нас веры и любви. С этого начнётся наше обожение, и каждый может стать богом по благодати, если захочет!