Таинство радости.

Ежегодно мы проходим через таинство елеосвящения или маслособорования. Но для большинства верующих текст молитв таинства остаётся не воспринятым до конца. Хотелось бы сегодня подробно остановиться на тексте из православного требника. Ведь мы в основном идём на таинство елеосвящения «для здоровья». Но давайте вдумчиво отнесёмся к тексту молитв – мы увидим в них нечто большее!

«Ты — Бог наш и мы — Твой народ, все мы — дело рук Твоих и имя Твоё призываем», — это одно из первых, начальных обращений к Богу из таинства елеосвящения. Мы – Твой народ, Боже! То есть мы не просто люди, масса людей, жаждущая исцеления. Мы осознаём: кто мы и почему можем просить Бога о помощи.
«Владыка, елеем милосердия / смертных исполняющий всегда / радостью вместе душевной и телесной / и таинством елея хранящий верных! / Сам и ныне сжалься / над приступающими через тот елей к Тебе.
Твоею милостью, Владыка, / наполнена вся земля; / потому елеем божественным / помазываясь таинственно в сей день, / с верою просим Тебя о даровании нам / превышающей ум Твоей милости.»
Слово «милость» — одно из самых часто повторяемых в молитвенных текстах. Какое значение несёт это слово? Значений много! Это добрый, ласковый, любимый, чистый, открытый, истинный, светлый! Словосочетание «милостью Божьей» часто означает истинный, настоящий — например: милостью Божьей врач… Милостью Божьей наполнена вся земля. И эта милость превышает человеческий разум. Мы не понимаем, сколько нам даровал Бог, не осознаём в полной мере величие Его даров для человека и природы.
«Некогда масличную ветвь / в знак прекращения потопа / божественным мановением Твоим явивший, Господи! / Спаси милостию страждущего [или: страждущую].» Использовалось в таинстве оливковое масло не случайно. Когда-то голубка принесла масличную ветвь в знак нового Завета между Богом и людьми. Таким же знаком милосердия является и помазание человека оливковым маслом. Звучащий далее Седален, глас 8, так же продолжает тему милости: «Как божественная милости река, / как великая бездна сострадания, Милосердный, / яви Твоей милости божественные струи и всех исцели. / Источи чудес источники обильно и омой всех: / ибо к Тебе прибегая всегда, / мы с горячим усердием просим благодати.» Истекают на человечество и весь мир Божественные струи милости. Удивляешься дивному поэтическому языку! Поистине, молитвы таинства маслособорования – одни из самых красивых и проникновенных. Как жаль, что мы не вслушиваемся в эти слова, а думаем лишь о том, чтобы поправить физическое здоровье. Текст, читаемый как бы от лица страждущих, просит исправить «поломки» души и тела человеческого, исправить мир, о чём мы, болящие, просим с «горячим усердием»!
«Как нетленное мvро, / по благодати истощившееся / и мiр очищающее, / пожалей, Спаситель, и помилуй / с божественною верою в Тебя / язв телесных помазание принимающего [или: принимающей].» Нужно правильно понимать слова: истощившееся – источившееся, то есть пролившееся. Как нетленное миро Жертва Спасителя пролилась, опрокинулась на мир, всё омыв и очистив милостью благодати Своей. «Отрадною печатью Твоей милости / ныне, Владыка, чувства Твоего раба [или: Твоей рабы] запечатлев, / непроходимым, неприступным сделай вход / для всех враждебных сил.» Чувства верующего в Воскресшего как бы запечатываются печатью радости, печатью «отрадною». И эта радость верующего во Христа делает человека неприступной крепостью для духов падших и нечистых. Вот кем мы должны стать! Вот о чём мы просим на маслособоровании! Через нашу радость о воскресшем Спасителе сделай нас, Боже, непроходимыми для вражьих сил. Радость наша – стена для них несокрушимая, непреступная.
Эту же тему продолжает песни 5 и 6 канона:

Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мiр пришел, / светом святым, от мрака неведения обращающим / с верою воспевающих Тебя.
Сам являясь бездной милости, Благой, / помилуй, Милостивый, Твоим божественным елеем страждущего [или: страждущую]исцелив, / как благосердный.» «Песнь 6. Ирмос: «Принесу Тебе жертву / со гласом хвалебным, Господи», / Церковь взывает Тебе, / от бесовской крови очистившись / по милосердию из ребр Твоих / истекшею кровию.»
«Словами Твоими, Человеколюбец, / указав елей употреблять / над помазуемыми царями / и через архиереев это совершив, / печатью Твоею и страждущего [или: страждущую] спаси, / как благосердный.
Общение с бесами жестокими да не коснется / отмеченного [или: отмеченную] помазанием божественным во всех чувствах: / но огради его [или: её], Спаситель, / покровом славы Твоей.
Слава: Простри руку Твою с высоты, Человеколюбец, / и Твой елей, Спаситель, освятив, / подавай его Твоему рабу [или: Твоей рабе] во здравие / и ко избавлению от всех недугов.» И вот уже на какую чистоту вознесён человек! Человек – царь, помазанный на Царство. Царство Божие. Проходя через таинство маслособорования, мы становимся царственным священством, о чём нам ещё раз будет напомнено в конце службы словами апостольскими. Царь – помазан во всех чувствах своих. Христианин высок в человеческих чувствах. И не может себе разрешить чувства низменные, порочные, грязные. С этого начинается в нас царское священство, царское достоинство, величие. Осознаёт ли это каждый верующий во Христа человек?! А вот какие дивные слова сказаны о Богородице: «И ныне: Явилась Ты, Матерь Творца, / в Божественном Твоем храме маслиной плодовитой: / благодаря Тебе мiр оказался полным милости»…Собственно говоря, к этому должен стремиться всякий верующий: стать плодовитой маслиной, благодаря которой мир наполняется милостью.. «Истекает ли из меня в мир благодатное миро?» — вот вопрос, который каждый человек должен задавать себе. Помощи в столь важном и определяющем христианина деле мы просим на маслособоровании: помоги, Господи, и мне стать маслиной Твоей!
«Когда помазанные елеем / умащаются головы у всех, / подавай радости усладу / и сему, ищущему [или: сей, ищущей] милости избавления Твоего, / обильною Твоею милостию, Господи.
Слава: Меч против демонов, / Спаситель, Твоя печать; / а огонь, истребляющий страсти душевные — священников мольбы. / Потому мы с верой воспеваем Тебя, / получив исцеление.»
«Как венец славный получило наше естество Дитя Твое божественное, Чистая…» Человеческая плоть стала венцом славным для Богомладенца… и для каждого человека… Не проклятием, а благословенным даром Славы от Бога Отца стало человеческое естество! Ведь именно через плоть — тело и кровь, мы становимся единосущны Богу. И ни через что другое единосущными Богу мы быть не можем! Тело и Кровь Христовы входят в нас и освящают нашу плоть, становятся её частью.
Прошения на маслособоровании охватывают все сферы человеческой жизни: «Помазанием Твоим елеем, Человеколюбец, / и священников прикосновением, / раба Твоего [или: рабу Твою] свыше освяти, / от недугов избавь, Спаситель, / и скверну душевную очисти, / омой и освободи от запутанных соблазнов: / страдания ослабь, напасти отгони / и скорби истреби, как сострадательный и милосердный.» Наша жизнь должна быть исполнена радости.
Матерь Божия – «чистейший Дворец Царя». И мы просим, чтобы Богородица и нам помогла быть «обителью приятной пребожественной Троицы».
И вот елей освящён силой и действием, наитием Святого Духа. Читают послание Иакова, где есть такие слова: «Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас «да» — да и «нет» — нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами — пусть молится. Бодр ли кто духом — пусть поёт. Болен ли кто между вами — пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Иак. 5:10–16.» Первое и главное поучение и заповедь для верующих: молиться друг за друга. Усиленная, то есть совместная молитва праведных людей, имеет большую силу. Не нужно попадать под влияние предрассудка, что молиться о другом человеке, дескать, опасно. Но как часто встречаем мы подобное суеверие! Люди уверены, что молиться за всех должен только священник, а люди – каждый только сам за себя, чтобы не злить бесов. Иначе, мол, жди беды — бесы отомстят. Послание апостола Иакова говорит нам совсем другое, вовсе не то, что сочинила народная молва!
И далее идёт чтение Евангелия от Луки, где Христос объясняет, что любить ближнего нужно, как любишь самого себя, и рассказывает притчу о милостивом самарянине, пожалевшего избитого разбойниками человека, ставя его нам на веки вечные в пример.
После первого Евангелия священник произносит молитву: «Безначальный, вечный, Святой из святых, единородного Сына Своего пославший, исцеляющий всякую болезнь и всякую немощь душ и тел наших, ниспошли Святого Твоего Духа и освяти этот елей, и сделай, чтобы он послужил помазывающемуся Твоему рабу или: помазывающейся Твоей рабе в совершенное избавление его [или: её] от грехов, в наследие Царства Небесного.»
О таинстве маслособорования очень много споров: прощает ли оно грехи или нет? Почему-то даже многие священники говорят, что оно только лечит физические страдания и немощи, но не касается болезней души и духа и грехов не прощает. Однако текст молитв говорит нам об обратном! Что же додумывать самим, если всё уже сказано в молитве? Далее текст молитвы ещё более удивителен и прекрасен! Отрывок большой, но невозможно удержаться от его полного цитирования! Именно эта молитва вновь нам напоминает о царском достоинстве человека! «Ибо Ты Бог великий и дивный, хранящий завет Твой и милость Твою к любящим Тебя, дарующий избавление от грехов через святого Отрока Твоего, Иисуса Христа; возродивший нас, искупив от греха; дающий свет слепым, воздвигающий низверженных, любящий праведных и грешных милующий; обновивший нас, выведя из тьмы и тени смертной; говорящий тем, кто во узах: «Выходите», и тем, кто во тьме: «Откройтесь!» Ибо воссиял в сердцах наших свет познания Единородного Твоего Сына, с тех пор как Он ради нас на земле явился и общался с людьми, принявшим же Его дал власть быть чадами Божиими, через купель возрождения усыновление нам даровав, и сделал нас свободными от владычества диавола. Потому что не благоволил Ты очищаться кровью, но елеем святым дал образ Креста Его, чтобы сделаться нам Христовым стадом, царственным священством, народом святым, очистив нас водою и освятив Духом [Твоим] Святым. Сам, Владыка Господи, дай нам благодать для этого служения Твоего, как дал Ты Моисею, служителю Твоему, и Самуилу, возлюбленному Твоему, и Иоанну, избранному Твоему, и всем, во всяком роде угодившим Тебе: так дай и нам стать над этим елеем служителями нового Завета [Сына] Твоего, который Ты скрепил Его драгоценной кровию. Чтобы, совлекшись мiрских вожделений, мы умерли для греха и стали жить для праведности, облекшись в [Господа нашего Иисуса Христа], через предстоящее помазание освящающим елеем. Да сделается, Господи, этот елей елеем радости, елеем освящения, одеждой царскою, бронею силы, от всякого диавольского действия защитой, печатью, для злых козней недоступной, радостью сердца, веселием вечным. Чтобы и помазываемые им, [елеем] возрождения, были страшны противникам и воссияли во славе святых Твоих, не имея пятна или порока, и да будут они приняты в вечное Твое упокоение и получат награду вышнего призвания.»
Высшее призвание человека – быть образом и подобием Божиим во всём. Особенно в источении милости из наших сердец для всех, окружающих нас.
И вновь диакон возглашает: «Будем внимать!» Следует второе апостольское послание: Послание к Римлянам, зачало 116: «Братья, мы, сильные, должны носить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас да угождает ближнему во благо к назиданию. Ибо и Христос не Себе угодил, но, как написано: «Поношения поносящих Тебя пали на Меня». Ибо все, что было написано прежде, было написано для нашего поучения, чтобы мы в терпении и утешении из Писаний, держались надежды. А Бог терпения и утешения да подаст вам быть в единомыслии между собою по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию. Рим 15:1–7.» Оно так же является руководством к нашим действиям. Смысл его понятен: сильный, помогай бессильному нести его немощи! Не превозносись крепостию своей веры, но помоги другому стать таким же верующим. Кто же помогает человеку стать христианином в первую очередь? Помогает Бог. Но через нас, людей! Человек верующий становится проводником для неверующего или маловерующего, малодушного собрата. Следующее Евангелие рассказывает нам о Закхее, который был мал ростом. Он был вынужден залезть на дерево, чтобы увидеть Учителя. Закхей – идеал стремления простого человека к Богу.
И вновь молитва говорит нам о прощении по великой милости Божьей: «ниспошли исцеления и отпущение грехов по дару Твоему и исцели»… В тексте молитвы подчёркивается, что Господь сожалеет о нашей склонности ко греху, о наших грехах. «Ты сказал: «Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию»; Ты взыскал овцу пропавшую; Ты потерянную драхму усердно взыскал и обрел; Ты сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон»; Ты блудницей, священные Твои ноги слезами оросившей, не возгнушался; Ты сказал: «Сколько бы ты раз ни пал, восстань, и будешь спасен»; Ты сказал, что радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся.» Господь сожалеет о наших грехах и желает нам искренне нашего очищения, желает нам пройти через масляную купель и наполниться Светом Христовым. Не делаться диаволовой радостью – вот о чём просит нас Спаситель.
Третье апостольское послание так же является поучением для нас, просящих себе исцеления. Если мы будет думать только о себе, мы не будем учениками Христовыми: «Первое послание к Коринфянам, зачало 153. Братья, вы — тело Христово, и в отдельности — члены. И Бог поставил их в церкви: во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют? Ревнуйте о дарах больших. И еще превосходнейший путь покажу вам. Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, — сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и все знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, — я ничто. И если я раздам все имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не кончается. 1 Кор 12:27–13:8.»
Кто есть для нас Господь? Грозный Судия? Но из текста молитв елеосвящения Господь предстоит пред нами в ином облике: «Владыка Вседержитель, святой Царь, наказывающий и не умерщвляющий, поддерживающий падающих и поднимающий поверженных, телесные скорби человеческие утоляющий!»
А следующее за тем второе послание к Коринфянам, зачало 182 б, напоминает нам: «Братья, мы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом… и Я приму вас, и буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми», — говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обещания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, завершая наше освящение в страхе Божием». 2 Кор 6:16б–7:1. Четвёртое Евангелие учит нас всегда следовать за Господом. То есть, прося здравие, мы должны спросить себя: а точно ли я могу считать себя частью Божьего народа? Всегда ли я следую Христу, иду за Ним? Эти вопросы первостепенной важности. А что значит следовать за Христом? Молитвы называют Господа Отцом сострадания! И нам таковыми быть! Христианин узнаётся по состраданию к ближнему. Такая позиция полностью преображает человека и просвещает его. Именно такой человек наследует Царство Божие.
Следующее затем Второе послание к Коринфянам, зачало 168, поучает нас: нельзя верующему отчаиваться сверх меры. Почему мы отчаиваемся очень сильно? Потому что надеемся только на себя! А наши силы малы – это нам известно. Человек погружается в пучину скорби и не видит выхода. Но выход есть! Он в том, чтобы положиться на Господа и помнить, что Господь – Отец сострадания. Ему не нужны наши скорби! Он спасёт нас для того, чтобы в нашем сердце была радость! Пятое Евангелие рассказывает притчу о мудрых Девах, запасавших масло в светильнике. Масло, елей радости, елей сострадания к ближнему и жаркой молитвы о нём, елей упования на Бога должен быть в сердце каждого верующего. Радость, доверие к Богу (поможет, не оставит Господь нас без милости), помощь ближнему – это только наше. И нигде и ни у кого не займём, если у нас этого не хватает. Если мы сами не верим в доброту Господнего сердца, то кто бы ни говорил нам об этом — не поверим. «Господи, Боже наш, наказывающий и снова исцеляющий; поднимающий с земли бедного, и из грязи возвышающий нищего; Отец сирот, и пристань носимых бурей, и болящих врач; немощи наши без труда носящий, и болезни наши на Себя берущий; с радостью милующий, покрывающий наши беззакония и истребляющий неправды; скорый на помощь и медленный на гнев», — если не верить во всё это, где занять веру? У кого? Это елей, который согревает наше сердце и заставляет его светиться, освещая дорогу самому себе и ближнему. А дорога эта – к обетованному Царствию Божьему. И уже на земле – дар наслаждения Божественной Литургией!
Следующее послание является, опять же, руководством к действию. Послание к Галатам, зачало 213. «Братья, плод Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, воздержание: против этого нет Закона. Но те, которые принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать. Не будем тщеславны, поступая друг с другом вызывающе, друг другу завидуя. Братья, если и замечен будет человек в каком–либо согрешении, — вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов.» Гал 5:22–26; 6:1–2. Завершает соборование седьмое послание: Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 273.
«Братья, призываем вас: вразумляйте бесчинных, ободряйте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло, но всегда стремитесь к добру друг для друга и для всех. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. Всегда благодарите: ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Но все испытывайте; доброго держитесь. От всякого рода зла воздерживайтесь. Сам же Бог мира да освятит вас всецело; и все ваше естество — дух, и душа, и тело да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.» 1 Фес 5:14–23.
А последнее Евангелие напоминает нам слова Христа: милости хочу, а не жертвы! Об этом и слова молитвы: «Ибо Ты создал человека не на погибель, но для соблюдения заповедей Твоих и наследования нетленной жизни»…
Если мы не позабудем об этом, мы сможем изменить нашу земную жизнь и найдём в ней не только муку, но великую радость!