«Раю мой, Раю!»

В православии есть несколько праздников, которые являются основополагающими. Как краеугольный камень, на котором держится человеческая вера. Без сомнения, три из них выделяются особо: рождество Христово – боговоплощение на земле…отсюда начинается путь спасения для человечества; Пасха — Вокресение Христово и Троица, после которой Святый Дух стал сопустствовать людям.
Рождество называют Зимняя Пасха. Господь пришёл на землю. Младенец в яслях – надежда всего человечества. Господь пришёл к человеку, к своему бедному потерянному дитяти Сам. Пришёл, чтобы прожить человеческую жизнь, спасти людей, подарив им бессмертие, вернуть их в Рай.
В краткие дни от Рождества до Пасхи, приблизительно полтора месяца, умещается символически вся земная жизнь Господа, длинною в 33 года. А потом церковь начнёт готовиться к Великому Посту.
Воскресенье перед началом Великого Поста. Этот день – воспоминание Адамова изгнания из Рая.
Рай представлял собой часть Эдема – восточную часть. Именно там, на Востоке Эдема был насажен райский сад. И именно это место служило для общения человека с Богом. Рай – место, где соединялся мир видимый и невидимый, где на первых людей – наших с вами родственников, праотцов, изливалась полно и щедро Божественная благодать, Божьи энергии.
Люди были сотворены взрослыми. Как, кстати, и вся Вселенная, планета Земля – деревья, птицы, рыбы, звери имели возможность плодиться. Следовательно, появились они на свет не детёнышами. Так же и люди. Но по сути своей духовной люди были ещё младенцами. Есть такая точка зрения, что запретное дерево тоже принадлежало человеку. Но человек мог им пользоваться не сразу, а после того, как повзрослеет его душа. Для того чтобы человек мог сознательно избрать раз и навсегда добро и раз и навсегда отказаться от зла. Но человеку захотелось идти дорогой собственного опыта. Человек отверг опыт Божий, предвечный, не послушал своего Божественного Родителя, перестал доверять Богу. Путь своей жизни человек решил проделать самостоятельно. Впрочем, Господь даровал человеку, как и Ангелам, выбор во всём. В том числе и в решении: остаться с Богом или покинуть Его.
Так случилось отпадение человека от Бога – первородный грех.
Последствия оказались катастрофой для мира. Человек был владыкой и царём, а стал рабом. Есть предания, где говорится, что природа решила отвергнуть падшего царя и отказалась человеку повиноваться, хотела человека уничтожить. Но Господь приказал природе: человеку повиноваться.
Грех человека перед природой и миром велик – человек отошёл, отделился от Бога и тем самым избрал смерть. Ведь смерть – это и есть состояние противоположное Жизни, то есть Богу. Из-за человека смерть и страдания пришли в мир.
Ужас объял Адама – он заплакал обо всех своих потомках: ведь и их он обрёк на смерть. Вот как об этом рассказывают нам стихиры всенощного бдения. В этих стихах столько искренности, что невольно даже огрубевшая душа поддаётся покаянному настроению. Нет смысла пересказывать их содержание. Лучше насладиться чтением и предаться размышлениям. Далеко не все православные слушают эти стихиры в церкви. У нас нет возможности оставить работу и прийти в будний день в храм. Да и службы мы слушаем не очень внимательно. Многие, вполне возможно, ни разу за жизнь не открывали текстов великопостных стихир.
[Стихи́ры Постной Трио́ди]: Созда́тель мой Госпо́дь,/ персть от земли́ прие́м мя,/ живоно́сным дунове́нием вдуши́в оживи́,/ и почте́ на земли́ нача́льствующа ви́димыми все́ми,/ и а́нгелом купножи́теля./ Сатана́ же льсти́вый,/ сосу́д зми́я употреби́в, сне́дию прельсти́,/ и Бо́жия сла́вы разлучи́,/ и преиспо́днейшей сме́рти предаде́ в зе́млю,/ но я́ко Влады́ка и Благоутро́бен,// па́ки воззови́. Оде́жды боготка́нныя совлеко́хся окая́нный,/ Твое́ Боже́ственное повеле́ние преслу́шав Го́споди, сове́том врага́,/ и смоко́вным ли́ствием, и ко́жными ри́зами ны́не облеко́хся:/ по́том бо осужде́н бых хлеб тру́дный сне́сти:/ те́рние же и волче́ц мне принести́,/ земля́ проклята́ бысть./ Но в после́дняя ле́та воплоти́выйся от Де́вы,// воззва́в мя введи́ па́ки в рай. Раю́ всечестны́й, красне́йшая добро́то,/ богозда́нное селе́ние,/ весе́лие неконча́емое и наслажде́ние,/ сла́во пра́ведных, проро́ков красото́,/ и святы́х жили́ще,/ шу́мом ли́ствий твои́х Соде́теля всех моли́, (как удивительно красив образ: шум листвы райских деревьев, моли и ты Создателя всего, Господа — открыть мне врата рая…)/ врата́ отве́рсти ми, я́же преступле́нием затвори́х,/ и сподо́битися дре́ва живо́тнаго прия́ти, и ра́дости,// ея́же пре́жде в тебе́ наслади́хся.
Се́де Ада́м пря́мо рая́,/ и свою́ наготу́ рыда́я пла́каше:/ увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу/ и окра́дену и сла́вы удале́ну!/ Увы́ мне, простото́ю на́гу, ны́не же недоуме́нну!/ Но о раю́, ктому́ твоея́ сла́дости не наслажду́ся:/ ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля:/ в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых./ Ми́лостиве ще́дрый, вопию́ Ти:// поми́луй мя па́дшаго.
[Стихи́ра Трио́ди, глас 6]: Изгна́н бысть Ада́м из рая́ сне́дию,/ те́мже и седя́ пря́мо сего́ рыда́ше,/ стеня́ умили́тельным гла́сом, и глаго́лаше:/ увы́ мне, что пострада́х окая́нный аз:/ еди́ну за́поведь преступи́х Влады́чню,/ и благи́х вся́ческих лиши́хся!/ Раю́ святе́йший, мене́ ра́ди насажде́нный быв,/ и Е́вы ра́ди затворе́нный,/ моли́ тебе́ сотво́ршаго, и мене́ созда́вшаго,/ я́ко да твои́х цвето́в испо́лнюся!/ Те́мже и к нему́ Спас:/ Моему́ созда́нию не хощу́ поги́бнути,/ но хощу́ сему́ спасти́ся,/ и в позна́ние и́стины приити́,// я́ко гряду́щаго ко Мне не изгоня́ю вон.
Вот так поют на службе в неделю сыропустную, Всенощное бдение на Прощёное воскресенье. Таково заговенье на Великий Пост. Адам, сидя нопротив райских закрытых ворот, горестно плачет о потере…
А вот каковы тексты Синаксари…

СИНАКСАРЬ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ, ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ
Пусть плачет горько с прародителями мир, Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими.

«В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей Филон[2] считал, что Адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, – показал Новый Адам – Христос, в шестой час и день простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.
(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, — это значит, разрешается помышлять о познании Божественной силы через все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья — это божественные помыслы, а запрещенное дерево — созерцание. То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это – истинная пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он), и как привел все из небытия, – отнюдь не допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения.
Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево — соблазнение Адама Евою и познание (ее).»

Синаксарь полностью упраздняет материалистическое, физиологическое падение человека. Рассуждения о таком трагическом событии, как грехопадение, на уровне физиологии есть ошибка и принижение человеческой духовности. Человек попытался познать Бога, не дождавшись, пока Бог Сам откроет Себя человеку….. Впрочем, Господь и так открывал Себя людям, беседовал с ними, но человеку захотелось большего. К сожалению, попытка человека полностью познать Бога нереальна и невозможна, ибо невозможно меньшему познать великое.
Земной мир полон беды и горя. С ним явно что-то не так. Он устроен неправильно. В этом сходятся абсолютно все люди. Каждый человек относит себя к какой-либо группе людей, которая пытается бороться с несовершенством мира. Так, например, буддисты предлагают вовсе уйти от этого мира в нирвану. А вот марксисты, коммунисты пытаются этот мир переделать. Обычно верующие смотрят на коммунистов с осуждением и презрением. Но нельзя не оценивать желание этих людей сделать мир лучше. Вот только считают они, что мир плохо устроен Богом. А человек сам “способен” его улучшить без Бога…
Гностики же считают, что мир изначально негоден и нужно уходить от него в чистую духовность. Переделать мир нельзя. Материя презренна. Но как может быть презренным то, что сотворил Господь?
Мир действительно скорбен и плох. Но не потому, что Бог его таким создал, а потому, что его таким сделал человек, когда отказался от подобия Божьего, когда выбрал путь самостоятельного обожения – стать, как Бог, но не приближая себя к подобию Божьему, насколько это будет возможно, а напротив – минуя Бога. Не трудясь над собою, а просто через волшебство стать богоподобным. Тоска по волшебным плодам не покинула человека за всю историю. Сколько мы знаем сказок про молодильные яблоки, чудесные орехи, скатерти-самобранки… и прочее. Позиция такова: без труда получаю совершенство. Господь не создал человека совершенным. Человек должен совершенствоваться сам, через свой личный труд.
Кто-то отрицает падение человека и всю историю сотворения мира. Но если мы будем отрицать человеческое падение, этим мы будем отрицать и былое человеческое величие! А значит – ничего, кроме мира, заполненного скорбью, слезами, кровью у нас нет… и быть не может! Кто отрицает наш уход от Бога, тот отрицает и возврат в Рай, в сад наслаждения! А это потеря, согласитесь, очень страшная!
Земля так полна скорби, что единственное, что может нас держать, это надежда: «Рай святейший… яко да твоих цветов исполнюся»!
Человек, отвергнувший Бога, отказавшийся от Божьего образа… На кого он может быть похож? На зверя! Человек – середина. Выше – Бог. А ниже – звериное царство. Человек отворачивается от Бога и начинает служить только себе. В нём остаются единственно звериные инстинкты. И сводятся они к одному – продолжать свою жизнь во что бы то ни стало, сделав её максимально сладкой и приятной для себя. Обычно принято говорить, что человек наследует в таком случае лишь две черты – получить пищу и размножаться. Но я оспорю эту точку зрения! Даже не размножаться, а развлекаться в свою угоду! Люди, отвернувшиеся от Бога, зачастую и на детей смотрят, как на обузу, которая их тяготит и мешает получать счастье сполна. Многие представители человечества перещеголяли даже зверей: не размножаться, а потешаться и есть. И если для утоления лишь двух этих прихотей нужно кого-то сделать несчастным или даже убить – с лёгкостью! Их ничто не остановит.
Когда человек служит себе, он отворачивается от Бога. Противоположное проповедует монашество: полностью служить Богу, отказавшись от самого себя. Монашество есть крайняя точка — человек стремится уподобиться ангелам, которые во всём послушны Господу. Во всяком случае, человек-монах должен к этому стремиться!..
Монашество многими понимается не правильно. Многие считают, что монах — тот кто ушёл от мира. Но цель у монаха другая: не уйти от мира, а спасти мир!
Великий пост завершится чудесным Восресением Лазаря. Вот конец поста! Господь пришёл, чтобы подарить нам бессмертие. После Великого поста следует великий праздник – Вход Господень в Иерусалим – день мира и жизни, день счастья и радости, день ликования: народ встречает Бога! Люди объединяются с Богом вновь. Правда, на короткое время.
А потом… последует Страстная Седмица, которая нам расскажет, какой ценой далось нам наше счастье, наша возможность возвращения в Рай… Ценой самой жизни Господа Христа.
Вот и суть христианства – решив уподобиться Богу, мы должны стараться улучшить даже этот испорченный мир. Через наши слова и дела мы должны изменять мир, украшать его, помогая ближним и дальним. Эти сокровища не обветшают! Их не съест моль и не поразит ржа.
Итак, входим в пост мы с покаянным настроением, с воспоминаниями о страданиях общего нашего отца Адама. Это горе родного нашего человека, праотца, совершившего ошибку. И мы плачем вместе с ним, не попрекая его, но жалея его, скорбя об испорченном мире. Монахи и некоторые миряне налагают на себя в первую седмицу строжайший пост, не вкушая ничего, кроме воды, просфор и небольшого количества сырых овощей. Мы соединяемся в своей печали с Адамом. Его невоздержание очищаем, омываем своим воздержанием от пищи. Если кто не может так строго поститься – не беда. Главное в эти дни – осознание потери. Мы потеряли рай. Нам нужно туда вернуться! Значит, мы должны свою жизнь посвятить тому, чтобы горя на земле стало меньше. Пусть трудным путём, через страдания наши личные, но кому-то мы поможем, и человеку станет легче жить на земле.
Через весь пост мы проходим со Христом, как жили люди во времена Спасителя. Всю эту святую Четыредесятницу мы вспоминаем время пребывания Господа рядом с людьми. И стараемся стать лучше и достойней, чтобы с чистым сердцем встретить окончание поста – Лазареву Субботу, а затем Пасху.
Скорбная Страстная Седмица напоминает нам, какой ценой дано людям возвращение в Рай. И опять – человеческий выбор: с кем ты? Останешься с Богом или предашь его вдругорядь, вновь отвернёшься от Него? Раскаешься, как апостол Пётр, или отчаешься в своём избавлении, как апостол Иуда? Ведь и Иуда был апостолом! Как был близок с Богом… и опять отошёл человек…
Эти сложные дни выбора, борьбы с самим собою венчаются величайшим праздником – всех праздников праздник… – Светлое Христово Воскресенье! День, который дарит нам результат нашего выбора: мы снова с Богом. Он воскрес, и мы воскреснем!
Мир был изначально троичен: Рай – Эдем- весь остальной мир. В Рай при жизни мы попасть не сможем. Но постараться сделать вокруг себя хоть какое-то подобие Эдема – можем вполне. Делать мир лучше – Господь не снял с человека эту обязанность даже после нашего грехопадения. Никто не сказал нам, что теперь наш удел – только слёзы. Или крайняя аскеза. Есть середина: нам придётся страдать и плакать – никто не сможет прожить свою жизнь на испорченной человеческой волей земле без страданий… Но мы можем и должны что-то поменять в жизни нашей земли, в жизни людей, в жизни наших близких. И в своей собственной! Тогда мы можем надеяться, что после земной жизни мы сможем вернуться в Рай.
О троичности мира нам напоминает и строение храма: алтарь – прообраз Рая, Трапезная (так называют не отдельную пристройку, где кушают батюшки и клир, а сам храм, его центровая часть: ведь тут мы совершаем главную трапезу – принимаем Святое Причастие) – это Эдем. А вот притвор – это остальной мир, до которого едва доходят Божественные энергии. Божественная благодать есть и в основном мире. Если бы Божьи энергии не доходили туда, мира бы просто не было. Но их там мало. Потому – юдоль плачевная.
Рай нынче не на земле. А где он был на земле? Точно на этот вопрос никто не может ответить. Но какая разница? Ведь это место на земле нынче ничем не отличается от других мест. Тот Рай безвозвратно утрачен. Но будет новый Рай, новая земля, новое небо. Но к новому Раю нам нужно прийти. И без земной жизни с её трудностями, просто даром, Рай не достанется. Тружениками на земле, на этой ниве Господней, быть нам – вот заповедь Отца Небесного.
Плодитесь и размножайтесь ради совершенствования земли, трудитесь на земле – никто с нас эти две заповеди, несмотря на ризы кожаны, померкший свет, утерянное царство, не снимал! И если нам удастся хоть немного помочь больному миру при нашей земной жизни, то возможно, примет и нас Господь к Себе после нашего отхода в жизнь вечную. Святейший Раю, может быть, дано будет и нам твоих цветов исполниться!