Христиане иль зилоты?

Вход Господень в Иерусалим… Люди кричат «Осанна!» и постилают свои одежды и пальмовые ветви. Но почему уже вскоре эти же люди закричат: «Распни!»?
Иудеи испытывали: подойдёт ли Иисус Христос под прокрустово ложе – понятие иудеев о Мессии?
Иисус переводится на русский, как Спаситель, тот, кто наделён силой и помощью Бога Всевышнего. История знает, кроме Богочеловека Христа, ещё несколько человек с таким именем. Обратим внимание, что разбойника Варавву тоже звали Иисус.
Много споров о личности Вараввы. Точно разбойник ли он? Трудно представить себе, что жители Иерусалима попросили отпустить на Пасху обычного разбойника, который отбирал у них в тёмных переулках кошельки. Конечно, нет. Но кто же Иисус Варавва и случайно ли ему дано такое имя? На Варавву тоже смотрели, как на спасителя. Мессия, по ожиданиям иудеев, должен освободить евреев от римского ига. Кроме того, должен покорить другие народы, вести войны в пользу евреев. Никакие миротворческие настроения не могли затрагивать еврейского мессию.
Мы часто ошибочно полагаем, что евреи не веровали в воскресение. Но текст Евангелия нам явно говорит: иудеи в воскресение веровали. Обратимся к Евангелию от Луки. Гл. 9, 18 -19:
«Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес»…
Итак, воскресение, как факт, никого не удивляло среди иудеев. Почему же именно воскресение Христа было для жителей Иерусалима– как гром среди ясного неба?
Скорее всего потому, что, по их понятию, Христос никак не мог быть Мессией. Он прошёл все «испытания»: воскрешал мёртвых людей, упразднив саму смерть, исцелял и кормил. Помогал наполнять сети рыбой… И вот вход в столицу, где изгнал торгующих их храма. Теперь и церковная, и государственная власти должны измениться, революция почти совершена! Царём будет Христос. Встав во главе государства, Христос должен покорить Рим … а заодно и всех остальных…
Возможно, именно поэтому Иисус Христос «прекращает революцию»: отхлестав бичом из пеньковых верёвок торгашей, Он всё же покидает храм. Приближающуюся Пасху евреи встречали с ожиданием очередного «исхода». Этого ждал и апостол Иуда.
Но ничего подобного не случилось. Христос уходит… И тогда на Христа обрушивается ненависть. Отныне Он, в представлении иудеев, – злостный обманщик…или предатель… Как и в глазах апостола Иуды – единственного иудея среди одиннадцати галилеян. Господь хотел блага для всех. Иудеи обо всех не думали. Им нужен был тот, кто спасёт евреев от Рима. И толпа обратилась к другому Иисусу-спасителю – Варавве.
Назван он так не случайно. Возможно, это имя дано ему народом. Да, разбойник – но не тот, кто срезал в темноте кошельки, а тот, кто мечтал освободить Иерусалим от власти Рима. Вар- авва значит: сын отца. Иисуса тоже звали Сыном Божьим. Два сына двух отцов… И такие разные…
Варавва причастен к мятежу. Варавва был преступником, но Евангелие не говорит прямо кого и за что он убил и какого характера смуту он сеял. Но предполагается, что он был одним из главарей восстания против Римской империи. Скорее всего, он принадлежал к партии зилотов. Многие из нас воспринимают имя Симон Зилот – просто как имя или имя и прозвище. На самом деле зелоты или зилоты – религиозно-политическая партия. Её представители мечтали об освобождении евреев от римской зависимости. Как видим, Симон был рядом со Христом тоже не случайно: и он воспринимал Иисуса Христа, как вождя революционеров.
Христос говорил об изменении сердца человеческого, о миротворцах, о любви к ближнему… Всё это было непонятно евреям.
А вот Иисус Варавва – понятен. Да, он тоже потерпел поражение и приговорён к смерти. Но, если его спасти, возможно, он приведёт евреев к победе над Римом. В случае спасения Христа – ничего не ясно. В случае спасения Вараввы – ясно всё.
Пилат нечаянно подливает масло в огонь: называет Христа царём евреев. Но в их глазах Он — «предатель». Им не нужен такой царь. Почему кричали, что кровь Его на нас и на наших детях? Да просто верили, что дети будут жить лучше – имея свободу.
Зилотам приходилось бороться и против богатой верхушки своего народа, которые предпочитали, пусть несвободу, но спокойствие и гарантию, что революции не будет. Слово «зилот» переводится, как «ревнитель». Да, они были ревнителями за свой народ. Но, не поняв, что Бог рядом, решили, помимо Его, строить своё счастье через революцию.
Всё так и совершилось. Варавва был отпущен. А спустя годы, зилоты всё же поднимут восстание… К восстанию примкнут и ессеи… И все будут уничтожены. А евреи потеряют своё государство до наших времён – ждать пришлось до середины 20 века, до 1948 года. В 70- 130 годах н.э. Иерусалим и иерусалимский храм оказались разрушены, а евреи выселены со своей территории. Путь Иисуса Вараввы и революционеров оказался погибельным. В равной мере погибельным был путь и у тех, кто не радел о народе. Погибли и те, и другие, обе противостоявшие стороны. А ведь у современников Христа была, казалось, благая цель: правителем богоизбранного народа должен быть не Рим, а только Бог. Вот только…Бог был рядом. И Его не узнали.
Освобождение Вараввы народная толпа встретила с восторгом. Ликовали: спасён тот, кто спасёт их.
И вот, когда всё уже, казалось бы, расставлено по своим местам – зилот Варавва спасён, есть надежда на революцию и свободу… обманщик казнён и уже не будет отвлекать на себя внимание еврейского народа… и вдруг …воскрес??! Что же, произошла роковая ошибка? И вновь весь народ охвачен смятением. Кем Он был? Не ошиблись ли? А если ошиблись – лучше, наверно, сделать вид, что ничего не произошло. В любом случае, Воскресший не обещал «заповеданных от Бога» войн. Так что, при любом раскладе, даже если это Сын Бога Всевышнего – людям с Ним не по пути.
Никто не вспомнил о том, что Христос желал справедливости. И установил эту справедливость на Хлебной горе. Но хотелось быстрее и «лучше». Это быстрее и лучше обратилось концом Иерусалима.
Что же нужно для спокойной мирной жизни на земле людям? Разрушение? Нет, но качественное изменение человека! Возможно ли оно на земле?
«Некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие…» (Лк.. гл.9; 27-37) О чём это? О Преображении и Свете Фаворском. Именно это событие произошло вскоре после сказанных Иисусом слов.
Преображение каждого человека и страны в целом… Возможно ли? Если бы было совсем невозможным, то, возможно, Бог вовсе не пришёл бы на землю. А поскольку приходил – то верит в нас. Трудно. Но трудное не есть нереальное. Потому – Царство Божие силою нудится. И лишь употребляющие усилия восхищают его. Следовательно, должны и мы стремиться к справедливому миру на земле. Но чаще люди даже не задумываются о том, что надобно прийти к справедливому миру, качественно меняя себя; обычно: через силу поменять ближнего, – вот чего хотим мы.
Есть над чем поразмыслить. Евангельская история куда более глубока, нежели мы её воспринимаем. Не для миража и утопии приходил Бог на землю. Может быть, при осмысленном подходе к христианству, мы сможем, пусть на части планеты Земля, построить истинно справедливое государство и показать пример миру. Но нам проще лишь рассуждать о некой таинственной русской духовности. А в чём она выражается? В том, что половина России живёт в нищете? Но Христос определил духовность: возлюби ближнего, как самого себя. Отлить колокол на украденные у детей и тяжко работающих женщин деньги — это ещё не духовность.
Кто виновен в революциях? Виновны не только революционеры, но и те, кто, упорствуя, остаются несправедливыми к народу. Царство, разделившееся на “ся” не устоит. Народ, разделивший себя на богатых и бедных, обречён. И если это разделение ещё и воюет, то проблемы будут нарастать, как снежный ком.
Ученики Христа не раз были готовы уподобиться Иисусу Варавве. Вспомним, как хотели истребить самарянское село за то, что жители его не приняли путешествующих в Иерусалим апостолов и Христа (Лк. Гл.9; 54-55). Господь запретил, остановил учеников словами: «Не знаете, какого вы духа…»
Отец даст Духа Святаго просящим у Него. В этом и заключается правильное устроение государства, человеческого общества. Кто не просит – ничего не построит, но разрушит и то, что имеет. Не усвоивший эту простую формулу потерпит поражение. Даже апостолы не могли вместить в себя происшедшего, пока Святый Дух не сошёл на них.
Всё христианство заключается в вере: Бог воплотился на земле, а Святый Дух — основа в любом начинании. Одних человеческих сил на что-то благое мало.
Святый Боже, силою Духа Святаго исправь в нас всё плохое — на хорошее, неразумное и больное — на благоразумное и здоровое, несчастное и скорбное — на радостное и счастливое, неправедное и лживое — на искренне и истинное…