Это было ни с кем-то, это было со мной.
«Нет большего греха, как только оскорбить милость Божию».
Храм Всех Святых что в Красном Селе бывшего Ново-Алексеевского монастыря в г. Москве под своей духовной опекой имел несколько приписных храмов, в том числе был и храм Святой Живоначальной Троицы при детской больнице Св. кн. Владимира, где я тогда трудилась. Настоятель храма Всех Святых протоиерей Артемий Владимиров посещал эти приходы. Это были замечательные встречи, которые несли прихожанам маленьких храмов много радости. Все исповедовались и причащались.
Поисповедовавшись у служащего священника отца Александра, я стала в очередь на причастие Святых Таин Христовых. Иду и вдруг остановилась: «Ой! А я же забыла взять благословение у батюшки, чтобы мне фотографировать Крестный ход». За мною выстроились ещё причастники, и одна прихожанка меня строго спросила: «Елена! Вы идёте причащаться?» «Да, да, только ещё возьму благословение». Вышла из очереди, взяла благословение и опять стала в очередь ко Святой Чаше. Причастил меня батюшка Артемий Святых Христовых Тайн и внимательно на меня посмотрел. После Крестного хода все в трапезную, и под радостное ликование и поздравление со Святой Пасхой подняли бокалы с вином. А батюшка Артемий говорит: «Дайте мне вон тот бокал…» А я взяла его себе, так как он был свободный, и не придала значения его словам. Приняла вина, и с той минуты отец Артемий не сводил с меня своего взгляда и как-то стал нерадостный. «Что-то случилось», — подумала я, но праздник продолжался.
Решили мы с подружками назавтра поехать в Троице-Сергиеву Лавру позвонить с высокой колокольни.
К вечеру почувствовала себя так плохо, как будто в глубоком отравлении, и смутно понимала свою беду. «К преподобному Сергию Радонежскому, скорее!… И буду молиться… Как же я так сильно отравилась? Может, Пасхальное яйцо было несвежее? — так думала я. – И откуда у меня вдруг такая злоба и ненависть ко всему? Вчера же был такой счастливый день, а сегодня что?»
По пути в Сергиеву Лавру молилась и плакала, и просила о помощи преподобного Сергия, об избавлении от тяжких страданий, которые так сильно мучили меня, и я не понимала, почему.
Приложилась к мощам преподобного Сергия Радонежского и села на лавочку в том первом помещении храма, где находилась икона Пресвятой Троицы. И вдруг заходит в этот храм высокий монах и встал на середину, перед иконой Пресвятой Троицы и стал молиться. И так сразу я почувствовала, что из меня что-то вышло, и я освободилась от недуга и исцелилась. Хотела я или не хотела, но тело моё быстро встало с лавки, как перед кем-то Великим, в монашеской одежде. Подошла к нему какая-то женщина под благословение, обрадовалась я и тоже подошла к нему, глядя на светлый лик молодого монаха, со словами: «Благословите меня, батюшка!» И он преподал мне высокое благословение. Пошел он в тот предел, где находилась рака с мощами преподобного Сергия, а я за ним иду и смотрю, куда же он пойдёт? А он, побыв немного у мощей, вышел из храма на улицу и повернул за угол храма, где были два предела преподобному Сергию и преподобному Никону Радонежским. Пошла за ним и я из храма, и услышала мысленно слова: «Не надо за мною следить»… И я остановилась и стала благодарить преподобного Сергия за исцеление и изгнание из меня беса.
Бывши под впечатлением такого со мною события, просила я Господа: открой мне, Боже, за что мне попущена такая беда? И услышала я мысленно: «Нет больше греха, как только оскорбить милость Божию».
Уверена была ещё я и в том, что батюшка Артемий обо мне молился. Тогда он ещё преподавал в Духовной семинарии Троице-Сергиевой Лавры.
Подошла я после к протоиерею Артемию и благодарю его за молитвенную помощь, и говорю ему: «Батюшка Артемий, благодарю Вас, что Вы меня вымолили». А он и спрашивает: «Откуда?» И поняла я весь ужас пережитого мною, сказала: «Наверное, из ада!» «Смотрите, больше не попадайте туда,» — ответил батюшка.
Это было ни с кем-то, это было со мной.
«Ты наказана от Господа за то, что пять недель не была у Чаши».
Есть такой тематический сборник рассказов «Чудеса в 20 веке». В нём я прочитала и такой рассказ, как одна женщина долго не приступала к Таинству Причастия, тяжко заболела и в молитве услышала, что была наказана от Господа за то, что долго не причащалась Тайн Христовых. Иногда бывает так, что чей-то духовный опыт мало о чём важном нам говорит. И думаешь: «Ну, не у меня же». Да вот случилось и у меня.
У новоначальных и неопытных христиан с приближением очередного поста бывает так, будто как перед каким-то великим порогом опять стоишь и боишься неудобства телесного. И о прохождении Великого поста идёт ропот: «Ой, ну только вот был Рождественский пост, и опять уже в феврале начинается Великий пост. Ведь ещё не насытились вкусным, и опять пост». И решила я так, что после Рождественских Святок поститься не буду и причащаться не буду, а настанет Великий Пост, и буду тогда и поститься, и причащаться. Шли неделя за неделей, как хорошо: и ела, что хотела, и в гости ходила. Но вот настал и пост Великий. Утром в понедельник, в первый день Великого поста, вышла я из своей комнаты, не помолившись даже, и обрушился на меня невероятный и ужасный семейный скандал, в котором я не смогла овладеть собою, чтобы его потушить. Опомнилась вечером, заболела и слегла. На чтении Великого Канона Андрея Критского всю неделю в храме не была и в воскресный день Торжество Православия было уже не у меня. Да и как быть, если гудит в голове, и вокруг головы по обе стороны висков кружится какой-то «вертолёт»… Что за чудо-юдо?
Это состояние «вертолёта» у меня не проходило весь Великий пост, и казалось мне, что многие видят этот мой «вертолёт». Хотя я и помирилась с домашними, и покаялась в грехе, и причащалась Святых Тайн Христовых, но оставалось всё так же. Горько я плакала и молила Бога простить меня, и пришли мне на мысль такие слова: «Ты наказана от Господа за то, что пять недель не была у Чаши».
Вот и Пасха настала, и Светлая седмица… В своём удручённом состоянии решила я пойти в храм Всех Святых к батюшке Артемию Владимирову и взять благословение, чтобы поехать на отчитку к отцу Герману в Троице-Сергиеву Лавру. Стою на исповеди, волнуюсь, и стыдно мне, что я так болею. Прочёл мои мысли батюшка Артемий и говорит мне: «Не надо Вам на отчитку к отцу Герману, а надо Вам почаще исповедоваться и причащаться Тайн Христовых.»
…Идёт Пасхальная Божественная Литургия, и я мысленно услышала слова: «Приготовься, Елена, буду беса изгонять!» Я насторожилась: как это будет? Здесь, при всех!.. И вдруг – «чихнула». Господи, помилуй… И полегчало сразу мне.
А после Божественной Литургии отец Артемий по обычаю своему всех поздравил с Пасхой Христовой и подарил подарки всем в храме. Досталось крашеное яичко и мне. Слава Богу.
Это было ни с кем-то, это было со мной.
О кресте
Это было в конце 90-х годов прошлого столетия. Я тогда была прихожанкой храма Святой Живоначальной Троицы при детской больнице святого великого князя Владимира (бывшей Русаковской).
После службы и причастия Святых Тайн Христовых я пришла домой и легла отдохнуть.
И вдруг вижу: будто бы посреди моей кровати стоит стремянка и по ней лезет к потолку какой-то рыжий человечек маленького роста. И я говорю ему: «Ты откуда взялся? И что тебе надо?» А он отвечает: «Мне нужно помочь одному человеку». Ещё спрашиваю: «А ты от кого, от Бога или от беса?» Он говорит: «От беса». Тогда я ему: «Так уходи отсюда»… А он ни с места и что-то делает под потолком. Тогда я стала читать молитву «Отче наш»… Прочла молитву три раза, но всё так же. И думаю: дай-ка, я его покрещу. И только занесла руку и стала крестить, как раздался тут треск и свист, и всё разом исчезло. Открыла я глаза и думаю, что же это было. Пришла в храм и рассказала батюшке и всем в храме об этом. Слава силе Твоей, Кресте Животворящий! А батюшка благословил в назидание рассказывать об этом и другим людям.
В прибольничном храме я имела послушание сестры милосердия и ходила в больничные отделения, где было можно утешать юных страдальцев, водить их в храм на исповедь и причастие, беседовать или вместе помолиться.
Надо сказать, что в те годы не только мы из храма приходили к детям наставлять в Православной вере. Приходили и другие «назидатели» и приносили свою литературу, распространяли газеты «Третий глаз» и другие подобные. Принесут пачку на корпус, а дети разбирали их и читали. Говорили мы об этом батюшке и вместе ходили изымать газеты, чтобы потом их сжечь.
Объясняли мы детям, что грешно играть в карты православным, что на них крест, и что все знаки на картах связаны со страданиями Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. «Какой же, деточки, у вас ум будет, если вы играете “в дурака”?»
В 1997 и 1998 годах, два года подряд, в небе над Санаксарским мужским монастырём было явление огромного светящегося Животворящего Креста Господня. И мне подарили одну такую фотографию.
Подготовились ко причастию две сестрички: одной 6 лет, а другой 8 лет. Пришла их мама, и мы вместе пошли в храм. Я пообещала детям, что после службы покажу им фотографию, где есть чудо Божие. Показала я эту фотографию явления Креста в небе, и старшая девочка вдруг завопила: «Я поняла! Я всё поняла! Я поняла, что нельзя играть в карты, а мы любим эту игру и часто вечерами играем вместе с папой и мамой! Господи, прости нас!»