Это был иной мир
и другая эпоха

5 декабря 2008 года скончался Патриарх Алексий II

Народ говорит: не дай Бог жить во времена революций и перемен. Но ещё тяжелее в эти смутные времена служить людям и Господу. Именно в такую эпоху выпал жребий служения патриарху Тихону, местоблюстителю патриаршего престола, а с сентября 1943 года патриарху Сергию…. патриарху Алексию второму… Они оказались между двумя жерновами критики. К ним многие относились и относятся непримиримо, а другие считают святыми, для одних они – мученики, для других отступники…
Осуждать легко. Но подвиг трудов в смутное время останется в их послужном списке навсегда.

Будущий патриарх Алексий


Именно в правление патриарха Алексия 2 я, как и многие мои соотечественники, впервые пришёл в храм, принял крещение и стал активным клириком-мирянином. Вспоминаю это время с ностальгией! Каков был духовный подъём! Мы не жили, а летали на крыльях. Мы были готовы на любые подвиги ради Христа и возрождаемой церкви, мы ликовали, мы жили Пасхой…. Нет уже теперь того былого отношения к жизни у мирян. Люди моего возраста ослабели здоровьем, многие скончались. А молодые…. Они угрюмы, погружены в печаль и тоску, озабочены выживанием и заработком… Нам ничего было не надо. Кинули клич – мы хватали вёдра, лопаты, тряпки и шли строить или отмывать от грязи и нечистот поруганные святыни. Нам не нужна была награда мирская. Любовь ко Господу и друг ко другу переполняла нас. В душе была Пасха!
Кто знает, может и были нашей Родиной пережиты лихие 90-е, как нынче модно говорить, только благодаря этому духовному высокому настрою народных масс? Надо отдать должное стране Советов. Она пыталась, пусть неверно, но пыталась вырастить граждан с моральным кодексом в голове и сердце. И наши умы и сердца, чувствовавшие неполноту и ущербность, легко находили дорогу к Богу.
Но потом всё пошло не так. Стали подниматься поколения, захватившие уже самый краешек советской эпохи или вовсе её не заставшие. Новая русская школа поставила задачу ориентировать молодого человека не на моральный кодекс строителя коммунизма, а на первоклассное потребительство. В итоге мы получили народ полуграмотный, потерявший чувство личности, растерянный и безутешный. В церковь они приходят не на энтузиазме, а с унылой мыслью: говорят, помогает, попробую и я… Нет крыльев, нет порыва, люди боятся оторваться от земли. Их головы перегружены только материальными проблемами: как выжить и чем кормить детей? Конечно, вопросы серьёзны… Но знаете… В 90-е моя жена ходила в дырявых сапогах, рваных колготках, где дыры были с ладонь и уже не подлежали зашиванию и штопке, а ели … Удалось купить мешок сои и мешок мелкой картошки, которую мы ели, не очищая от кожуры (по причине её размера это было невозможно сделать), да ещё и щедро делили это нехитрое варево пополам с сенбернаром и котом Мурзиком… Но воспитанные на поиске духовных и моральных ценностей, мы искали Бога! Мы чувствовали, что наша жизнь была до этого неполной. И мы шли стремительными шагами к её полноте.
И было за кем идти! Дух церкви патриарха Алексия 2 – лёгкий, горний, ласковый, добрый.
Митрополит Сурожский Антоний: «В этих условиях необходим Патриарх, способный понять случившееся и заглянуть в будущее, причем не гадать, а уметь прозревать пути Божии в быстро меняющейся обстановке. В этой обстановке… Патриарх не просто администратор церковной жизни, а человек, который является для Церкви знаменем ее единства и цельности. Так, в годы революции Патриарх Тихон, ставший фокусом церковного сознания, спас Церковь от разброда. Мне кажется, что выбор, который мы сделали, правильный. Новоизбранный Патриарх Алексий II представляется мне человеком достойным, вдумчивым, умным, культурным, внутренне твердым, устойчивым, способным понимать происходящее». «В основе устройства Православной Церкви лежит принцип соборности. Нужно при этом ясно сознавать, что соборное начало Церкви органически сочетается с иерархическим. Архипастыри, пастыри, миряне, весь церковный народ несут ответственность за судьбу Церкви. Но служение Церкви неодинаково. По православному каноническому учению, замечательно емко выраженному преподобным Иоанном Дамаскиным, Церковь вручена епископам. В Церкви все совершается в духе любви, единомыслия и единодушия, с соблюдением канонической дисциплины. Отступления от этих богозаповеданных начал угрожают Церкви нестроениями и бедами. Заключая заседание освященного Собора, я хотел бы призвать всех высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир, монашествующих, наших благочестивых верующих сделать все для единства Церкви Христовой.»
С этих слов начал патриарх Алексий свой патриарший путь.
Обратим внимание: принцип соборности! Главнейшее положение. Зачастую в умах верующих складывается совершенно мирской принцип построения Церкви: глава церкви – патриарх. Глава Церкви – Христос!! А мы все составляем единое Тело Христово. Поэтому в Церкви можно трудиться, служить, но только быть её главой нельзя. Последнее для человека невозможно. А вот мера служения у членов Церкви разная. И, несомненно, патриарх несёт на себе самый тяжёлый крест, ибо его служение заключается в служении всем: жизнь посвящается людям и Богу. Конечно, нужно сказать Богу и людям. И всё же, я намеренно, говоря о служении патриаршем, поставил на первое место слово «люди». Не от того, что они главнее Бога. А лишь потому, что услужить людям намного труднее, нежели Господу: люди уставшие, надломленные, каждый убеждён в своей правде, они плачут, скорбят, тужат, много трудятся впопад и невпопад, труждающие и обремененные, к каждому из которых хороший руководитель просто обязан найти подход.
Принцип соборности – основной. Все члены Церкви должны жить с полным осознанием, что они члены Тела Христова, а потому должны иметь хоть какое-то религиозное образование, иметь правильные представления о вере. Не просто приходить в храм с тряпкой и ведром или покупать там свечки, а веровать осознано. Именно поэтому патриарх Алексий предлагал распахнуть двери семинарий для мирян, открывались богословские институты, где так же учились миряне, в каждом выступлении патриарх говорил о важности религиозного воспитания и обучения, о том, что должны шириться воскресные школы, а ещё лучше – общеобразовательные школы при церкви. Преподавание в воскресных школах следовало доверять, как считал патриарх Алексий, не только священникам, но и благочестивым мирянам. Нужно было решить поставленную сложнейшую задачу: показать простым людям, что церковь – это не удел батюшек и монахов, а Церковь – это единый организм, в котором соединены белое и чёрное духовенство и миряне, и Церковь живёт не в отдельном мире, а живёт среди нас, в нашей реальной земной жизни есть Господь. Возрождение прихода, живого и действующего – эту цель поставил патриарх перед Церковью.
«В то время как в современном обществе проявляется нетерпимость друг к другу, мы должны явить пример братства, сотрудничества, взаимопонимания. Любовь Христова должна объединять нас в нашем служении Богу, святой Церкви Христовой и пастве, которая вручена нашему духовному водительству…
…Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви. Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его святой Церкви… Достижению поставленных целей будет способствовать также управление церковной жизнью согласно нашему новому уставу, уделяющему большое внимание развитию соборности.
… Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания. С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества.» (Цитируется по той же интернет-публикации, см.выше)
Свободное духовное просвещение! Вот заветная цель патриарха Алексия.
Сколько святых мощей было найдено в его митропольничье и патриаршее служение! Были спасены Пюхтицы, был восстановлен поруганный монастырь на Карповке в Питере, восстановлен монастырь Горненский в Иерусалиме, были обретены мощи патриарха Тихона, Серафима Саровского…. Прославлены Иоанн Кронштадтский, врач и епископ Лука Крымский, Ксения Петербуржская, митрополит Филарет Дроздов, родители Сергия Радонежского….
«В первые месяцы,– вспоминает Патриарх Алексий II,– я остро ощущал, что никто не признает Церкви, никто не замечает ее. И главное, что мне удалось сделать за четыре года,– это добиться того, что с Церковью стали считаться: положение в корне изменилось….
У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. Исключительно важное положение нового закона содержалось в статье 6, которая, хотя и подтверждала принцип отделения школы от Церкви, тем не менее открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей.
Закон запрещал командованию воинских частей препятствовать участию военнослужащих в богослужениях в свободное время; он дозволял совершение «религиозных обрядов» в больницах, госпиталях, домах для престарелых, в тюрьмах и лагерях, причем администрации этих учреждений предписывалось оказывать содействие в приглашении священнослужителей.» (источник тот же)
Поучительно отношение к истории. В порыве духовных поисков мы были готовы отринуть всё, что было для нас недуховным. И получили в ответ такие слова патриарха: «Поймем ли мы, что 1917 г.– не лишняя страница в истории России? Не лишняя, не пустая, не бессмысленная. Да, страница горька. Но ведь, по слову Писания, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда (Иов. 5.6). Болезни, из которых выросло то горе и которые подвели Россию к той грани, нам еще долго придется осмыслять. Еще дольше многие из них нам придется изживать… И пусть все минувшие годы один за другим встанут в нашей совести и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков»
Как важны эти слова сейчас, в наше, опять же, смутное время! Каждая страница истории важна и беда вырастает не из земли! Тому, что происходит сейчас, есть причина. И кроется она в нашем приземлённом образе жизни в последние годы, когда мы отказались не только от духовности, но от элементарного, что ценилось даже язычниками в глубокой древности и коммунистами в СССР – отказались от образования, культуры, морали. Мы спокойно заменили красоту на уродство, мы уже не делаем замечания детям, которые позволяют себе на игровых площадках под нашими окнами ругаться матерными словами, мы махнули рукой на покупные дипломы, развал промышленности, а значит отсутствие работы… Мы работу заменили торговлей. Но! Труд и знания, наука – понятия не столько экономические, сколько нравственные. Обратимся к сокровищнице русского народа – пословицам и поговоркам, собранными Владимиром Ивановичем Далем. Посмотрите, ведь всё понятно без лишних объяснений!
Без дела жить – только небо коптить. Лентяй да шалопай – два родных брата. Праздность – мать пороков. Трутни горазды на плутни. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Ученье лучше богатства. Ничего не смыслить – век киснуть. Раба не научить. Отчего мужик дёшев? – оттого, что глуп.
« Прошу вас помнить, что вы находитесь не в чужой завоеванной стране, а в пределах вашего же отечества… Церковь обращена к той глубине жизни человека, которая не имеет соприкосновения с политикой,– говорил Патриарх Алексий II, отвечая на вопросы корреспондента «Известий» в мае 1991 г.– И потому мой прямой пастырский долг – препятствовать политизации жизни Церкви и конечно же никого своими действиями не отталкивать от Христа… У нас иное назначение – указывать людям дорогу к Вечности»
Церковь вне политики. Она на стороне мира и тишины, она на стороне истины. И каждый страждущий может получить в церкви помощь и поддержку, благословение и напутствие, независимо от его политических убеждений. Помните, как говорил митрополит Филипп Колычев: благословляют добрых на доброе. И даже когда мы не добры, но озлоблены, церковь благословляет нас на доброе.
Патриарх призвал остановить кровопролитие у Белого Дома, прекратить лить кровь братьев и угрожать оружием под угрозой отлучения от церкви. Сейчас у нас нет стрельбы, танков и вертолётов. Но какое разделение в церкви от причин совершенно нецерковных! И не только у нас идёт помрачение сознания. Уже по всему миру известны случаи, когда за отказ надеть маску обезумевшая толпа набрасывалась на людей и избивала их. Церковь должна хранить верность своему миротворческому призванию, «не допуская даже тени осуждения людей за их политические убеждения».
Церковь должна служить людям! Именно потому Церковь не облагается налогами: предполагается, что все, полученные от народа деньги, церковь вернёт народу же! «Церковь существует не только для богатых, но и для бедных, — говорил патриарх. — Это мы должны помнить, а сейчас бедных гораздо больше… Если человек умирает без напутствия священника, священник, отказавший в этом, несомненно, должен понести наказание, вплоть до отрешения от службы»
Вот выписка из церковного бюджета при патриархе Алексии 2: в расходах Патриархии за 1993 г. и 11 месяцев 1994 г. содержание учебных заведений составило 54,7%, Отдела внешних церковных сношений вместе с финансовой поддержкой зарубежных епархий, приходов, монастырей, подворий и представительств – 15,6%, содержание других отделов Патриархии и расходы на Всецерковное православное молодежное движение в сумме – 3,2%, проведение общественных мероприятий – 5,5%, строительные реставрационные работы – 6,8%, оказание финансовой помощи вновь открытым храмам и монастырям – 10,8%, содержание Патриархии – 3,4%. (источник тот же)
Особую тревогу вызывало у патриарха «тяжелое состояние общественной нравственности, которое усугубляется бедственным материальным положением большей части населения страны». «Все это особенно прискорбно, если иметь в виду, что количество материалов, нравственно воспитывающих человека, на телевидении, радио и в газетах сведено до критического минимума. А многие компьютерные игры уже с детства учат убивать. Полагаю, что и эта проблема должна быть разрешена законодательной властью».
Что бы сказал патриарх Алексий сейчас, видя, как равнодушно и бессильно мы опустили руки, смирились с открытой проповедью среди молодёжи и детей насилия, убийства, бессердечности, содомских грехов, отвержения семьи, ненависти к родителям?
Но не пора ли вспомнить, что мы – богочеловеческий организм и нам не пристало собирать самые мерзкие грехи человечества и позволять им уродовать наших детей и нашу жизнь.
Мы живём нынче уже в другую эпоху – эпоху теплохладности, равнодушия, стяжания, вражды, бессмысленности, праздности. Мы позволили заменить труд торговлей, легализовали ломбарды и махинации на биржах, мы предпочли истинное образование какому-то суррогату из псевдонауки и греха, наши дети изучают на английском самые омерзительные псевдокультуры неформалов, хорошо запомнив всю гнусность последних, но так и не овладев иностранным языком. Мы вообще свели изучение иностранных языков к одному английскому по всей стране, что не показывает детям многообразие человеческих культур, но привязывает к одной чуждой среде… Можно долго перечислять подобное, этот горький список бесконечен. Но пусть оживёт в нас память о тех, кто служил нам до последнего биения сердца. Среди них и патриарх Алексий 2 Ридигер.
И лучше закончить статью памяти патриарха Алексия 2 его же золотыми словами…https://foma.ru/patriarh-aleksiy-ii-aforizmyi-2.html
«Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя. Боюсь, что сегодня человек воспитывается так, что он воспринимает самого себя как некое единое «чувствилище», услаждению которого должен служить весь окружающий мир. Я должен предупредить, что христианство иначе видит место человека. Вспомните Распятого Христа, вспомните, как Он возлюбил мир…Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир…
Любое преступление во имя религии есть преступление против религии, потому что нельзя убивать неповинных людей во имя религиозных идей.
…Только святость нормальна для человека. Грех же — любой, даже самый, казалось бы, незначительный и распространенный, ненормален, потому что он искажает человеческую природу…
Сегодня мы можем признать, что иссякает любовь среди людей. Вернуть ее людям… — вот что надо сегодня. Это и есть светлые идеалы человечества…
Творцом нам вручена земля. И мы должны будем дать ответ в том, как использовали данный нам талант. «Вот, Господи, мы любили землю эту, и, живя на ней, мы славили Тебя, ее Творца; и мы выращивали виноград и пшеницу, а вино и хлеб приносили в твои алтари, чтобы этими простыми земными дарами Ты смог приобщить нас к Себе». Или скажем: “Вот, Господи, мы так любили эту землю, что убивали и прогоняли с нее всех, кто, кроме нас, хотел назвать ее своею…».
…Вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать ее условно, в той мере, в какой она нужна для наших целей, хотя бы и законных. Вера воспитывает терпение, самопожертвование и обуздывает личные страсти — это так, но нельзя прибегать к ней только тогда, когда страсти разыгрываются, и только для того, чтобы когда-нибудь урезонить или пристращать расправою на том свете. Вера не палка, и в руках того, кто держит ее как палку, чтобы защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы. Вера служит только тому, кто искренне верит.
…Я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.»
Начало ХХI века ознаменовано всеобщим распространением коммуникативных технологий, способных практически мгновенно обеспечивать контакты людей, находящихся в самых разных точках нашей планеты. На наших глазах новой сферой жизни огромного количества людей, число которых возрастает с каждым днем, стал интернет. Так называемый процесс глобализации все быстрее охватывает мир. В нем есть свои положительные стороны…Но есть и грозные признаки приближающихся последних времен, которые апостол Павел характеризует такими словами: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5). Как всегда, диалектические противоположности сходятся: всеобщая глобализация стимулирует развитие крайнего индивидуализма и эгоизма. Можем ли мы не сказать решительное «нет» тенденции лишить людей своей точки зрения, веры, любви? Разве можно равнодушно относиться к стремлению смешать порок и добродетель, мужской пол и женский, семейную жизнь и блуд и т. д.?
Люди, помните!! В наше время это всё стало опасней, глубже, страшнее, реальней. И разве можем мы не сказать решительное «нет» процессу глобализации?
Нас стращают глобальным потеплением, голодом, перенаселением планеты… Поверьте, что Господь знает о всех наших нуждах! И земля будет родить огромные плоды, и хлеба и воды хватит всем, и климат будет удобен и мягок для жизни на планете…если мы будем того достойны!
Дух животворит всё. Сейчас, как никогда, нам нужно вернуться…к роднику 90-х, как ни странно это звучит! Нет, не к хаосу 90-х, не к кровопролитной гражданской и политической бойне, не к разрухе и голоду, но к простому осознанию, которое нам подарило то странное время: духовность, милосердие, богобоязненность, нестяжательство способны победить всё зло и нестроение современного мира.