Человек — это два сердца

СВЯТЫЕ СТЕФАН И АНГЕЛИНА.

   

Святая Ангелина

  1441 год… Сербия проливала реки крови от сабель турок-захватчиков, уничтожавших всё христианское население. Семья сербского деспота (правителя)  из рода Бранковичей была захвачена в плен. Дочь Бранковичей, юную деспотиссу (принцессу) Мару  увезли и продали в гарем турецкого султана (где она всё же смогла не отказаться от веры православной). А двух её братьев – старшего Григура и младшего Стефана, рождённого приблизительно в 1417 году,  турки  ослепили в тюрьме в день Святой Пасхи. Не сразу, но отцу удалось выкупить слепых своих сыновей. По смерти отца деспотом Сербии стал младший сын Лазарь. А затем – средний, слепой Стефан.

Святой Стефан

Но не долго Стефан пробыл на царском троне. При дворце сформировалась группа заговорщиков, симпатизировавших туркам. В результате  — законный  православный правитель Стефан был оклеветан и изгнан из родной страны. У человека, рождённого для царского правления, жизнь обернулась так страшно: он стал слепым изгнанником, слепым нищим странником, не имеющим пристанища нигде на земле. Он вынужден был скрываться и просить подаяние, чтобы не умереть от  голода. Так он дошёл до Албании…

Албанский князь Ариянит был богат и добр. Он всем сердцем отозвался на беду нищего слепого сербского  деспота и принял мученика в свой дом, где окружил всяческим почётом и уважением, соответствующим его сану.  Деспот Стефан был высок ростом, могуч в плечах, красив лицом… Он был умён, образован, начитан. Его склад характера отличался достоинством без гордости, серьёзностью, благородством… Дочь албанского князя, юная Ангелина полюбила слепого короля. И решилась попросить благословения у родителей. Родители с радостью благословили их, видя в благородном сербе прекрасного, доброго и мужественного друга  для  своей горячо любимой дочери. В 1461 году Стефан и Ангелина обвенчались. Годы шли в любви и Божьей благодати. Ангелина родила своему супругу двух сыновей – Георгия и Иоанна и двух дочерей – Мару и Милицу.

Новое нашествие турок на Албанию прекратило их счастье. Ради спасения детей Стефану и Ангелине пришлось бежать от турецкой расправы в Италию. Можно себе только представить, сколь трудным был этот путь для молодой женщины, имевшей четырёх детей и слепого мужа…  Но и это было ещё не самым страшным. Самым страшным оказалось то, что в 1476 году  не вынес всех тягот Стефан и умер. И осталась его Ангелина с четырьмя детьми одна-одинёшенька на чужбине. В этой нищенской жизни королеву по отцовской крови  и королеву по мужу, возможную деспотиссу Сербии и Албании, не имевшую ничего на земле, кроме детей, утешало лишь одно: её любимый супруг был славим Господом – над могилой покойного струился дивный свет. Впоследствии оказалось, что мощи нищего короля-странника нетленны.

Чтобы спасти своих детей, чадолюбивая мать решилась обратиться за помощью к венгерскому королю Матии Корвину. Король Венгрии  душевно отнёсся к сербской и албанской деспотиссе и её детям – он предложил им переехать в город Купиново  на реке Саве. Что стало с дочерями Ангелины и Стефана – не известно. Известно, что она с двумя сыновьями и мощами дорогого супруга  прибыла в дарованную ей землю. Мощи святого Стефана она положила в церкви евангелиста Луки. Это было в 1486 году. Венгерский король дал так же старшему сыну Стефана Георгию  во владение земли. Однако  Георгий передал их своему младшему брату Иоанну, а сам постригся в монахи под именем Максим. В семье Иоанна рождались одни дочери. Долгожданного наследника не было. А в 1502 году  Иоанн скончался. Ангелина очень скорбела – из всей её большой семьи остался лишь один сын.  Они решили уехать к влашскому воеводе Радулу. Затем Максим стал митрополитом Белградским. Вместе – сын и мать – занялись строительством  Благовещенского монастыря  в Крушедоле, где обрели упокоение  перевезённые ими мощи Стефана и Иоанна. Для строительства этого монастыря Ангелина обратилась за помощью к русскому Великому князю Василию 3.

 В 1516 году отошёл ко Господу и Георгий. Мать осталась одна. Оба сына и супруг причислены к лику святых. Ангелина приняла монашеский постриг с тем же именем. Она столько помогала людям добрыми делами, молитвой, что уже при жизни её стали величать «святая мать Ангелина». Святую Ангелину так почитали все сербы и албанцы. В 1520 году святая мать Ангелина отошла ко Господу. Семья вновь объединилась: в Крушедоле в Благовещенском монастыре  упокоились мощи святых супругов Стефана и Ангелины и их двух святых  сыновей — Георгия-Максима и Иоанна.

Так было до 1716 года. Турки напали на Крушедол, сожгли мощи и разрушили монастырь до основания. От мощей святой семьи остались  крупицы. От мощей святой Ангелины уцелела лишь левая рука.

Память святых супругов – 14 июля и 23 декабря нового стиля.

 

 

СВЯТЫЕ СИМЕОН И ИУЛИАНИЯ ВЯЗЕМСКИЕ.

Свв.Симеон и Иулиания

  У  боярина Максима Даниловича и Марии Никитичны родилась дочь Иулиания. Отец Иулиании происходил из знатного и благочестивого рода Гостомысловых. В 1391 году Иван Данилович был убит. Вскорости скончалась и его супруга. Их маленькой Иулиании было всего 4 годика.  Малышку взял к себе дядя – Фёдор Данилович и воспитывал с любовью, как родное дитя.

Смоленский князь Юрий Святославович происходил из рода Владимира Мономаха по линии внука Мономаха – князя  Ростислава. Его знали, как бесстрашного, смелого воина…но, правда, очень своенравного и неудержимого в гневе. С кем связывала его истинная, крепкая мужская дружба, так это с князем Вяземским Симеоном Мстиславовичем. Вяземское княжество входило в состав Смоленского. И хотя князь Симеон был подчинён Юрию, их сердечной дружбе это не мешало.  Дядя Иулиании  просватал свою племянницу за вяземского князя Симеона. Юная девушка  венчание приняла, как Божье благословение, как Божий дар. Полюбили они друг друга всем сердцем. Княгиня была красива, умна.  А своим кротким и добрым нравом она восхищала всех, кто её знал. Князь был мужественным, добрым, сильным и благородным человеком. У благословенной четы родились дети.  Княжеские семьи – Юрия и Симеона – часто навещали друг друга. И всё шло хорошо, пока однажды не  случилась беда: свои же русские князья помогли  той беде  – навели Литву на Русь и не препятствовали Литве  ни в чём. А Литва давно мечтала прибрать к рукам Смоленские земли. Силы были не равны. Князь Юрий понимал отчаянность своего положения. Выход был один – ехать за военной помощью в Москву. Но пока  князь ездил, дома нашлись предатели: его жену схватили свои же и передали литовцам в плен. Уцелел сын Юрия Фёдор…  Двум друзьям – Юрию и Симеону —  пришлось  спасаться бегством из родных земель. Они стали скитальцами, изгнанниками, потерявшими всё. Великий князь Василий, пожалев смоленских князей, выделил им удел – Торжок. Оба  неразлучных и в горе, и в радости друга нашли в Торжке пристанище для себя и тех, кто уцелел из их семей.

 Имея законную супругу, князь Юрий  по-дружески тепло относился к милой, доброй Иулиании. И очень уважал жену своего друга. Но времена изменились. Юрий остался один. А его друг имел жену, которой восхищались все…  Как говорят – бес не спит. Грех вспыхнул в сердце Юрия и  разгорался всё сильнее. Ослеплённый бесовским наущением, которое расцвело на почве гордого и строптивого характера Юрия, князь решился на злое дело. Он пригласил супругов к себе на пир. Далее летописи расходятся в повествовании…  В одних житиях говорится, что князь Юрий прежде убил своего друга, а потом решился насильно овладеть его беззащитной женой. Другие летописи повествуют наоборот: Юрий позвал Иулианию в уединённую комнату и пытался её соблазнить, но она стала кричать, звать на помощь мужа. Распалённый страстью и злобой Юрий убил на глазах Иулиании  князя Симеона, прибежавшего на крики жены. Так или иначе, но князь вяземский погиб. Иулиния пыталась сопротивляться насилию. Она смогла вынуть из ножен нож, который Юрий неосторожно положил рядом. Что могла сделать против сильного мужчины, опытного, закалённого в боях воина хрупкая женщина? Естественно, её удар ножом  был не точен и слаб. Она всего лишь ранила князя в руку.  Но тем не менее, Юрий не ожидал этого и на несколько секунд выпустил свою жертву. Женщина бросилась бежать из комнат на княжеский двор, крича и умоляя о помощи. Но кто мог помочь? Кто посмел бы из слуг и гостей восстать против князя? Неожиданный отпор и нанесённая рана, а затем бегство женщины во двор привело князя Юрия в бешенство: теперь о его страсти стало ясно всем. Он почувствовал к Иулиании  злость за своё  унижение. Бес блуда теперь уступил место бесу гнева. Князь Юрий схватил меч и отсёк несчастной жене своего бывшего друга ноги, а потом и руки. И велел бросить тело мученицы в реку Тверцу. Несчастные слуги не посмели перечить господину. Так 3 января (нового стиля) 1406 года погибли благочестивые супруги Симеон и Иулиания.

Юрий, испугавшись сам себя, бежал в Орду. Но совесть не давала князю покоя. Он вернулся на Русь и попросил пристанища в монастыре. Принял постриг, принеся покаяние за убийство друга и его жены, которую и сам некогда  чистосердечно уважал. Два года он провёл в слезах и покаянии. И был прощён Богом. В его лице русская церковь обрела местночтимого  святого. Скончался в 1408 году.

Но за год до этого случилось чудо. Иулиания была убита зимой. А по весне шёл берегом реки больной крестьянин. И увидел, как против течения плыло совершенно нетленное тело убиенной и всеми любимой княгини. И  раздался от тела голос: княгиня увещевала не бояться, но попросить духовенство похоронить её тело у южных  дверей Спасо-Преображенского собора града Торжка. В тот же момент больной крестьянин почувствовал исцеление. И с великой радостью в душе побежал в собор известить священников о чуде. Воля покойной была исполнена. Приходившие на погребение и потом  к могиле  люди —  исцелялись. Поток страждущих продолжался. Спустя много лет, в 1819 году в соборе отстроили  предел в честь Иулиании Вяземской. Мощи её благоверного супруга так же оказались нетленны.

В 1918 году собор закрыли. Верующие пытались  перенести мощи в собор Архангела Михаила, который оставался действующим до 1930 года. Удалось ли это – сказать сложно. Сведения противоречивы. Мощи исчезли, их судьба не известна. Люди говорили, что их выбросили  во всю ту же реку Тверцу за ради «ликвидации культа мёртвых тел» — так обозначили свои действия атеисты-большевики. Будет ли на то воля Господня, чтобы река вновь отдала мощи святых супругов – не известно.

Как понимается в церкви целомудрие? Целомудрие – это не девственность, это сохранённая чистота брака. Все, кто не сохранил целомудрие – то есть чистоту единственного в жизни брака, должны приносить покаяние. Похожий случай помогает нам понять, насколько святые отцы ценили целомудренный брак, ибо он тот, который был дарован ещё при сотворении мира человеку в раю… Святая Фомаида  Египетская имела схожую с Иулианией  судьбу. В отсутствии мужа   свёкр пытался склонить Фомаиду к измене его же собственному сыну. А получив отпор, убил женщину. Преподобный старец Даниил велел положить тело женщины в усыпальнице монастыря, где покоились  останки святых отцов. Монахи монастыря возроптали: как можно положить тело замужней женщины в святых пещерах мужского монастыря? На что старец ответил, что  «сия отроковица»   не только свята, но стоит «выше нас с вами», ибо жизнь свою не пожалела и отдала за целомудрие: «Великое дерзновение имеют пред Богом подвизающиеся за целомудрие»! 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *