Душа, что пела флейтой…

Уроки веры №1 2018г

Николай Сербский – один из тех святых, судьба которых не может оставить равнодушным никакое сердце. Почти наш современник, пережил на своём веку тяжелейшие испытания – см. «Узник Дахау»… («Уроки веры, № 5 2012) И вот читаю материалы о смерти святого старца…
Надо сказать, что современники Владыки Николая постоянно пытались исказить факты из его жизни. Так ряд изданий говорит о том, что Владыка был освобождён из концлагеря союзными войсками накануне победной Пасхи 1945 года. Другие же биографы настаивают на том, что епископ Николай был освобождён уже в марте 1945 года самими же немцами по просьбе серба, вдохновителя партии православных сербских фашистов Димитрия Льотича. Димитрий Льотич – участник гражданской войны в Югославии, серб, воевавший против хорватов. (Хорватом был пришедший к власти Броз Тито). Димитрия Льотича Николай Велемирович уважал, сам отпевал его. И сказал над его одром пламенную проповедь. Эта проповедь дорого обошлась Владыке Николаю.
Его пытались объявить в профашистских настроениях… что весьма сомнительно для узника «Дахау». Человек, переживший концлагерь, Гитлера, уж верно, любить не будет… Однако ж… после освобождения из концлагеря дорога в Сербию, домой, для Велемировича была закрыта. А после похорон Льотича, и вовсе.
Жизнь Владыки Николая в Америке была тяжела от разлада с сербским епископом в Америке Дионисием. Смерть Владыки полна тайны. Сербы ревниво охраняли тёмную завесу над кончиной Велемировича. Всем, кто пытался пролить свет на мученичество святителя Николая, выговаривали, что не стоит чужакам касаться «тонких сербских вещей». В биографиях Велемировича написано обычно, что он «мирно скончался в штате Пенсильвания». Но есть и другие источники, которые повествуют, что кончина мирной не была. Мученическая кончина выпала на долю певца красоты мира Божьего. Да, истинная любовь всё прощает, истинное милосердие никогда не озлобляется… Верно, что душа святителя Николая Сербского осталась именно такой после смерти — в вечности.
Владыка преподавал в Русской семинарии на американской земле. Душа его тосковала и скорбела без родной сербской земли.. Старец находил утешение только у русских…
В марте 1956 года в окрестностях русской семинарии при монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания выпал очень глубокий снег. Владыка поселился в семинарии, чтобы быть поближе к монастырскому храму.
За несколько дней до кончины святого мученика в газетах вдруг появились необоснованные статьи: дескать, Николай Велемирович очень плохо себя чувствует. Старец грустно улыбнулся: торопятся похоронить… Народная молва говорит, что на Владыку было совершено 6 покушений. Последнее седьмое стало роковым.
17 марта в монастыре объявился некий странный серб. По свидетельству игуменьи Параскевы, с коей Владыка был в хороших отношениях, этот серб был клириком епископа Дионисия. Он и раньше как-то навещал епископа Николая. Но Владыка не доверял ему. Да и для всех студентов и преподавателей семинарии он казался человеком, не вызывающим ни участия, ни доверия. Вечером Владыка проведал семинаристов, поговорил о завтрашней Литургии, спросил, кто из семинаристов читает проповедь: семинаристы поочерёдно готовили проповеди, а Владыка всегда проверял, наставлял…. Всё было как всегда. Владыка Николай удалился к себе. После одиннадцати вечера приезжий серб вышел от Владыки с кофеварником в руках, объявив, что Владыка требует кофе. Стал варить кофе. Как серб ушёл от епископа Николая – никто не видел. Только удивлялись: Владыка кофе не пил из-за здоровья уже давно, а тем более в таком часу никогда не трапезничал. Однако ж легли спать. Не беспокоить же старца расспросами в полночь?
18 марта все ждали святителя в храме. Уже ударили в колокола, готовясь в положенное время встречать Владыку…. Но он не ехал. Позвонил епископ Дионисий и поинтересовался здоровьем Николая Велемировича. Это было очень странно. Дионисий никогда не заботился о старце. А тут вдруг… Решили проверить келью епископа Николая. Но на стук никто не ответил. Дверь отворили… Владыка лежал мёртвым. На нём были синяки и ссадины. На голове была небольшая рана. А в руках чётки – подарок русских монахинь. По всей вероятности, он пытался доползти до двери, чтобы попросить помощи. Но не смог.
Тут приехали сербы во главе с епископом Дионисием. Отдать тело на вскрытие сербы не разрешили. Келью буквально разгромили: бумаги Владыки Николая вытаскивали и либо разбрасывали по комнате – что-то искали, отбрасывая ненужное, либо ворохами бросали в машину… Увезли… А епископ Дионисий удивил всех своими словами: «Как при жизни ты был моим мучителем, так и после смерти заставил ехать меня по непогоде». Город об ту пору завалило снегом. Снегом замело и тайну кончины…

Епископ Николай

Владыку, облачённого в архиерейские одежды, уже отпевали в храме. Вдруг от епископа Дионисия поступило распоряжение: отпевание остановить, тело вынести из церкви и отдать для бальзамирования в американскую погребальную контору. Бальзамировать тело православного человека нельзя. Кроме того он уже отпевался архиерейским чином. Отпевание нужно было прервать. Подчинились не сразу, иереи пытались сопротивляться, отстаивая православные каноны. Но увы… субординация победила устав церкви. Когда приказ идёт свыше, напрасно нижестоящим на иерархической лестнице власти доказывать, что старший по сану и положению – не только не прав, но вообще поступает вразрез с православием. С уже окоченевшего тела еле сняли архиерейские одежды и отвезли в погребальное бюро. День похорон был назначен на 10 день после смерти, что так же противоречит всем православным канонам. Объяснили тем, что во многих городах хотят проститься с уважаемым покойным. Для этого и бальзамировали, якобы…
Так окончились земные дни мученика, узника концлагеря Дахау, доброго, благородного старца, Владыки, песнопевца, музыканта-флейтиста, святого Николая Сербского.
Свидетельств о его смерти, строго говоря, осталось три. Первое принадлежит епископу Дионисию (Миливоевич). И оно, разумеется, считается верным: мирная кончина и почитание в церквях Америки. Два других объявлены еретическими: книга Драгольуба Цокича и воспоминания Владимира Маевского. О книге Цокича, подробно описывающей события мученической кончины Владыки, говорят так: доверять книге нельзя, поскольку она была издана после смерти автора и туда злоумышленники намеренно вставили рассказ об убийстве. А Маевский был в отъезде. Узнав о смерти – торопился приехать, но опоздал. И сам лично видел лишь оставленную в разорении келью. Потому он – просто «сплетник». Свидетельства других – вовсе не в счёт. Маевский собрался продолжить публикацию, но русский митрополит Леонтий запретил. Так же агрессивно церковные власти отнеслись и к иеромонаху Арсению, опубликовавшем в журнале «Миссионер» статью об убийстве Владыки Велемировича. Тема кончины стала запретной по распоряжению свыше.
Как бывают неудобны некоторые владыки и священники! Этих людей, ведомых Божьим откровением, неудобно вложить ни в одно прокрустово ложе как государственных, так и околоцерковных политиков. Вот и святитель Николай Сербский был для политиков загадкой. Святитель писал, что фашизм – наказание грешному люду, отступившему от Божьих заповедей. Гитлеровские фашисты объявили епископа Николая Велемировича в числе самых опасных персон, подлежащих уничтожению в концлагере. Сербы назвали его же — «пособником оккупантов», многие из-за этого были противниками канонизации Владыки Николая. Сам же святитель, не оглядываясь на то, что станут о нём говорить, отпевает Льотича, глубоко уважая усопшего, как верующего человека.
Когда Владыке было тяжко на душе – он играл на флейте: народные сербские песни, песни собственного сочинения… Флейту он любил. Тосковал в ту пору, когда был лишён инструмента. Флейта – продолжение его души… Как его стихи, как его проза…
Писать о стихах Владыки – это никуда не годится. Стихи надо читать. Стихи даны в русском переводе. Но одно стихотворение – подлинник, на сербском. Именно там вы и почувствуете жизнь, дыхание светлой радостной музы, обитавшей в сердце святого. А кроме того – некоторые слова святого о вере, о Боге, о добре и зле в наставление нам…

Вера наша.

Вера наша, вера стара
Вера наших светих цара
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Вера пука и кнезова
И народних витезова
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Витезе је изродила
Светитеље одгајила
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Срце блажи, вољу снажи
Ко још бољу од ње тражи
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Вера ова души годи
Она разум људски води
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Народ српски просветила
Земљу српски осветила
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Народ руски просветила
Земљу руску осветила
Вера вечна, вера славна
Наша вера Православна

Золотые плоды

Пучина тверди вдруг разверзлась тут и там,
Планета наша — ствол космического сада.
Невзрачный стебель к золотым плодам
Небесного святого вертограда.
Незримы ветви она тихо простирает,
Златые яблоки небесные питает.
О дивные плоды из брения земного!
Се — милости Господней пречистая основа.
Да, человек — земля, и бренно его тело,
Но как звезда на небе — всяко благое дело,
Пространны его мысли — до конца вселенной,
И на ветвях незримых суть венцы нетленны.
Плод благ! Его и ждёт Господь от всех Своих созданий,
По сим плодам и суд вершит над мирозданьем.
Смерть древо отрясёт, и яблоко златое
В Господни руки попадёт, взращённое тобою,
Тогда и сможешь ты сказать: «Прожил я не напрасно-
Прекрасен этот мир, а то был сон ужасный!»

Молитва о младенце

О Господи могучий, помилуй и спаси!
И огонёк сей нежный смертью не угаси!
Дитя — как искорка свечи прекрасной,
А бури мировые — и для звёзд ужасны.
Огонь немощный под тёплым пеплом кроется,
А под Твоей рукой — детские души покоятся,
Воды вздымаются, желая дитя потопить,
Смири их неистовство, не дай им огонь угасить.
Спаси его, Господи, миром Твоим заступи,
Избавь от погибели, в Духе Благом укрепи!

Пророк, царь Давид Тебе сердцем молился,
И зов его факелом светлым горе возносился.
Но что сей младенец в сравнении с тем исполином?-
Нежнейшая лань на земле, наполненной рыком звериным;
От помыслов буйных нещадно борима везде,
От чуждых наветов — трепещет, как лист на воде.
Дитяти рассудок скорбит и не знает покоя,
Любой ветер злобы его расслабляет и колет.
И светлое пламя задуть норовит постоянно,
Но сила Твоя охраняет его неустанно.

О Господи могучий, помилуй и спаси!
И огонёк сей нежный смертью не угаси!-
Молитвами славного старца сего Симеона,
Богоприимца, ликующего в мире оном.

Подвижник чудный

Подвижник чудный, Сам Господь сзывает рать
Всех тех, кто заповеди может соблюдать,
Кто верным Богу может до конца пребыть,
И муку претерпеть — и Царство получить;
Тех, кто за все готов Творца благодарить,
Ему страданьями своими послужить,
А также тех, кто силен ближнему прощать
И оскорбленья, как награду, принимать;
Тех, кто другого может вере научить
И с грешного пути на правый обратить;
Тех, кто скорбящим здесь способен сострадать,
А в радости чужой — с другими ликовать;
Кто с сердцем плачущим всегда рыдать готов
И ограждать себя от мыслей злых и слов,
И от излишества — и в пище, и в одежде,
И от всего, чем дразнит плоть сей мир мятежный;
Кто на плотское смотрит хладно и нелестно,
Ведь тело — колесница в брани поднебесной,-
А вся борьба идёт за душу человека
И веры православной торжество — от века.

Такие ратники войдут в сады Господни,
Где Царство Божие шумит уже сегодня
И где владычествует Тот Подвижник чудный
С сынами света, коих мир отринул блудный.

День и ночь

Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

( использованы материалы сайтов: ruskline.ru ; gazeta-pkrest.livejornal.com ; Стихи.ру)