Амос

Публикация: №4 за 2021г

В наш цифровой век мы стали забывать о книге. Вначале было Слово… Христианство пришло в мир с книгами. Библия, Ветхий и Новый Завет – с этих книг начался век библиотек, век книгопечатания, век книги в том виде, в каком она просуществовала до настоящего времени, до цифрового формата. Потому что до Библии книги писались в виде свитков.
Когда человеческое общество теряло свой человеческий облик, Господь выбирал лучших и посылал их на проповедь. Так появились пророки. Пророк Амос — один из них.
Все ветхозаветные пророки делятся на две группы – великие и малые. Малыми они названы не потому что у них была меньше «пророческая сила». Малыми они названы потому, что очень мало книг из их наследия дошло до наших дней. Один из 12 малых пророков – Амос.
Амос – пастух. Самый простой и обыкновенный человек. Но человек – с чистым сердцем, любящий Бога, любящий людей, добрый и отзывчивый. Господь велит ему оставить стада овец и идти в «стада человеческие». За два года до землетрясения пророк Амос увидел пророческие откровения Господа, о коих он должен был известить народ. Звали ли так пастуха на самом деле или нет – неизвестно. Но перевод имени, с которым он вошёл в Священное писание, говорит сам за себя: «амос» означает «бремя». Пророчество не дар. Пророчество, увы, бремя, возложенное на плечи одного, за которое побивают камнями многие. Грехи общества несёт один. Каким же было это общество, вызвавшее Божий гнев?
Общество не знало равенства и справедливости. Богатые у бедных забирали последнее дыхание. Богатые были ненасытны. Бедные умирали. Богатые не знали, как им ещё развлечься. В людях погибло чувство родства. Бедные родственники становились ничем. А богатые родственники становились врагами и конкурентами. Люди предавали людей.
Люди стали ненасытны. Чтобы ещё больше наполнить казну деньгами, золотом, драгоценностями, они шли войной, не жалея никого. Рассекали даже беременных. Кровью обагрялась земля, которую Господь сотворил для наслаждения и радости.
Закон больше не действовал. Люди забыли Бога. Кланяясь рукотворным идолам, грабили и убивали. Земное затмило небесное. Люди своими бесславными делами бесславили Имя Господне. Ведь человек – образ и подобие Божие. Но разве Господь может убивать беременных и отнимать последние крохи у голодных стариков и сирот?
Амос должен был напомнить людям, что человечность и правда – это больше всех всесожжений и жертв. Не нужны Богу жертвы от богатых, которые отобрали имущество бедных и отдавали его Богу в качестве жертвы от самих себя.
Господь избирал из погибающего в целом народа чистых сердцем людей и делал их пророками. Но люди говорили пророкам: не смейте пророчествовать и нарушать наш покой!
Вот и Амос… Когда он, исполняя повеление Божие, проповедовал в Вефиле у царского храма, местный священник Амасия вышел к пророку и прогнал его вон. Амосу запретили говорить. Тогда он перестал проповедовать публично и начал записывать свои видения и пророчества. В конце концов он был ранен сыном священника Амасии. Рана оказалась смертельной. Амос скончался.
Господь никогда не готовит тайных наказаний для народа человеческого. Он посылает к людям избранных – пророков. Чтобы они предупредили: «лев начал рыкать». Содрогнитесь, люди, и исправьте свой путь! Пока не поздно! Но тщетно. Люди убивают пророков и говорят Богу: Ты нас не предупреждал! Мы невиновны. Ибо ничего не знали… И продолжают насилием и грабежом собирать в свои покои богатства.
«Слушайте слово сие…вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих…» (кн. Амоса, 4;1)
Сердца людей будто одеревенели. Много бед уже перенесло падшее человеческое общество. Но даже проливаемая кровь детей не заставила их обратиться к Богу. Богу, который «образует горы и творит ветер…шествует превыше земли… претворяет смертную тень в ясное утро»… А всё так просто: «Взыщите Меня и будете живы» (5;4)
Человек строит дом, забирая у бедного хлеб. Господь не даст богатому жить в построенном доме. Суды извращают дела бедных и не позволяют бедным выиграть суд, превращают суды в яд… «Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (5; 15) Господь говорит неправедным, что не примет их приношений и удалит от Себя звук их песен. «Кончится ликование изнеженных».
Священник Амасия послал к царю человека, чтобы сказать царю так: Амос производит возмущение против тебя… изгони или уничтожь его.
«И произведу в стране плач»… (8; 10). И конец страны будет, как горький день. Господь посылает на землю голод. Не будет хлеба? О нет! Не будет слова Господня! Тоска придавит людей. Ибо мрачен для человека день без Бога…. Особенно когда дни за днём идут непрерывной чредой. Но не услышат более люди слов пророка, слов Господних. Господь замолчит. И люди будут таять от жажды Слова и умирать, не услышав его. Если Бог коснётся земли рукой Своей, она растает. Земли не будет.
Господь обещает грешникам лишь одно: спасти остаток – тех, кто покается и исправится.
Мы живём так, будто Ветхий Завет – это прожитая история, которая уже нас никогда не коснётся. История бывает только у нас, людей. У Бога нет времени. Потому книги пророков, как и преступления людей, не «имеют срока давности». Мы живём так, будто сказано давно и не для нас: не обижайте бедных, не отбирайте у соседа и его детей хлеб, не судите неправедно… Мы всё отнесли к историческому прошлому: и Библию, и человеческую совесть. И говорим о Христе не как о Боге, а как о «величайшем моралисте», время которого, однако, безвозвратно ушло. И в наш цифровой век книга пророка Амоса уже, якобы, не имеет никакого значения. Ведь к нам уже не приходят пророки. А если бы и пришли… кто стал бы их слушать? Вновь нашлись бы Амасий и сын.
Но напрасно Библию мы отнесли к истории. У Бога нет истории. У него все живы. И каждый момент прошлого и будущего существует «сейчас». «Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмёт их» (9;2) Так что, «постхристианская» цифровая эпоха – мираж, в который неправедные люди верят для своего утешения. Утешения слабого и временного. Давайте снова перечитаем пророков!