Икона Евхаристия изображает по ту и другую сторону Престола Христа, который подаёт с одной стороны хлеб, а с другой стороны чашу.
Сия икона рассказывает нам о древнем причащении. По древнему канону все верующие – как священники, так и миряне, получали причащение одинаково. Оно происходило у Престола, к которому подходили как мужчины, так и женщины. В крестообразно сложенные ладони, так, как сейчас мы просим благословение, верующие получали тело Христово. А затем получали глоток из чаши. При этом могла быть не одна чаша, а несколько.
Как видим, причащение происходило в раздельных видах: отдельно Тело и отдельно Кровь. И непременно скреплялось словом «Аминь». Каждый причащающийся подтверждал свою веру этим словом.
Причащались ежедневно. Как пришедший на пир и не вкусивший приготовленных яств бесчестит хозяина пира, так праздно стоящий на Литургии и не причащающийся бесчестит Христа. Именно через частое причащение тело наше может стать Телом Христа.
Ежедневное причащение очень скоро стало идеалом, недостижимым для большинства христиан. Взамен пришло еженедельное причащение в день света или в день хлеба – так называли воскресенье. Особеннейший день среди всех дней недели. Ведь в этот день по всему христианскому миру совершается Божественная Литургия и совершается причащение людей. В этот день наша планета получает новые силы, чтобы жить.
Василий Великий Каппадокийский сохранял обычай служить Литургию и причащать паству четырежды в неделю: в субботу и воскресенье – как в дни праздничные, в среду и пятницу – в дни памятования предания и распятия Христа. Каждодневное причащение трепетно сохранялось в Светлую Седмицу. Верующие наслаждались ежедневным соединением со Христом.
Святой Иоанн Златоуст обличал тех, кто причащается редко – раз в год, говоря, что и раз в год можно причащаться недостойно. Редкость или частота сами по себе не делают для нас причастие Тайн достойным или недостойным. Мы и одного раза в жизни не достойны соединиться со Христом. Однако же Господь нас милует и питает по Своему произволению! Он так пожелал: питать и поить Своих детей.
Церковь никогда не отказывала в причастии умирающим. Даже если они были великие грешники и им не разрешалось причащаться. Разрешалось причащаться и нечаянно проглотившему воды во время умывания. Кто же не ходил в церковь три недели, тот лишался святых Тайн.
Первые христиане причащались не натощак. Об этом свидетельствует нам и само Евангелие, предания апостолов. Причастием была третья Чаша благодарения. Со второго века было решено держать пост евхаристический – то есть, причащаться натощак. Но никогда в критической ситуации до сих пор еда не стоит препятствием к причащению. Если человек умирает, находится в пограничном между жизнью и смертью состоянием, его не лишат причастия лишь на том основании, что он ел. В некоторых местах довольно долго сохранялся обычай в Чистый Четверг причащаться, поев. Даже священнику благословлялось совершать Литургию после трапезы. Делалось это в воспоминание о Тайной вечери, где Христос преломил хлеб после застолья.
В еврейской Пасхе использовались опресноки с горькими травами. Мы знаем из Евангелия, что Христос и апостолы совершили Тайную вечерю перед иудейской Пасхой, возможно в доме ессея. Пасха у иудеев и ессеев не совпадала. Потому, вероятно, и не использовали Христос и ученики Его опресноки. Христос причастил всех квасными хлебами.
Вся христианская древность пронизана радостью насыщения; то есть, воспетые в Евангелиях моменты насыщения, кормления людей всегда были соединены в сознании верующих с Евхаристией.
После завершения Литургии диаконы относили оставшиеся Святые Дары тем, кто не мог посетить по уважительной причине церковь, дабы никто из прихода не был оставлен без причащения. Диаконы имели право причащать мирян. Не могли дьяконы причащать только священников и епископов. Даже простые миряне могли относить по домам Святые Дары для причастия тем, кто не смог прийти в церковь. Верующим разрешалось брать домой Святые Дары для причащения в те дни, когда нет Литургии. Уходившие в пустыни монахи имели причастие при себе и так же приобщались Тайн самостоятельно.
В домах старались иметь молельную комнату, в которой стол служил престолом. На нем и хранили сосуды с причастием, которое потребляли по своему усмотрению. Если христиане проживали вместе с язычниками, то причащение совершали без всяких внешних церемоний – каждения ладаном, произнесения молитв и т.п., но принимали Тело и Кровь Христовы тайно. Даже самые бедные люди старались иметь красивый сосуд для Святых Даров – Дарохранительницу.
Собираясь в путешествие, верующие непременно брали с собой Дары для причащения в дороге. Был благочестивый обычай: верующие в знак приветствия обменивались Святыми Дарами. Жизнь верующих была просто немыслима без причащения. Существовал даже обычай полагать Святые Дары в особых ящичках в гроб. И хотя подобная практика порицалась, поскольку умершие не могут исполнить: примите и ядите, — существовала она очень долго.
Священники имели обычай никуда не выходить без Святых Даров. Носили их на шее в особых мешочках – орарях. И потому могли новокрещёным сразу же и предложить Причастие. «Нет богаче того, кто носит Тело Господа в ивовой коробке и Его Кровь в стеклянном сосуде,» — так часто говорили в древности. Запасённые Святые Дары хранились до Чистого Четверга. И затем или употреблялись, или предавались огню.
Почему Евхаристия столь дорога каждому верующему? Евхаристия есть центральное Таинство Церкви, в котором по молитве хлеб и вино действием Святаго Духа прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы. Принимая Таинство, верующие соединяются не только со Христом, но и теснейшим образом друг с другом, становясь братьями и сёстрами по крови. Нет Таинства, равного Евхаристии. Ведь в других таинствах Господь посылает те или иные Дары, но в Таинстве таинств Он отдаёт нам Себя. И дороже этого Дара для христианина нет ничего. Чем оно является по сути? Истинным новым заветом, скреплённым Кровью Господней. Почему мы называем это Таинство Благодарением? А что ещё мы можем сказать в ответ Христу за такой дар? Лишь благодарение…
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21), — то, о чём молился Господь, совершается именно в Евхаристии. То, ради чего пришёл Господь – единение всего человечества по образу Троицы, совершается здесь! Именно этим объясняется неудержимое стремление христиан причащаться натощак, поставив сию Трапезу выше всего. Хлеб насущный – это Хлеб Жизни, Тело Христово. И именно об этом насыщении для вечности просим мы в молитве «Отче наш».
Часто приходится слышать от сектантов: вы смерть Господню возвещаете. Но что для нас смерть Господня? Это воскресение в Жизнь Вечную, это возврат человечества на Небеса. Вот о чем думает православный, возвещая смерть Господню. Не сырая могила, но триумф жизни и победу на все века над смертью возвещает Смерть Господня. Да, мы возвещаем ее, ибо смертью смерть попрана, через смерть мы обретаем жизнь Вечную и восходим на Небеса.
Мы не просто вспоминаем, как Христос в горнице разделил хлеб. Мы входим в живое общение с Ним, чудным образом попадая на ту самую Тайную Вечерю в Сионской горнице. Ведь она совершена, возглавлена Христом единожды. Мы не совершаем новых Литургий, но входим в ту, где Иерем был Первоверховный Иерей. Это не ностальгия по прошлому, но вхождение в то, что совершено единожды и продолжается через века до скончания века. Вечеря продолжается, а не повторяется. Через Евхаристию низлагаются силы сатаны. Мы причащаемся тому Телу, которое исцелилось и воскресло.
Каждая частица Евхаристии есть не «кусок плоти», но в нём присутствует весь Христос целиком. Агнец раздробляемый, но не разделяемый. Потому совершенно нет оснований попрекать христиан в каннибализме. Мы не терзаем на куски Пречистую Плоть Господа, но принимаем через Дары всего Христа. Святые Дары не имеют обратного преложения. Став Телом и Кровью Христовыми, они остаются таковыми навсегда. Сейчас по традиции церкви оставшееся причастие погашает священник. Ранее оно раздавалось людям для хранения в домашних дароносицах и самостоятельного причащения. Унесённые из церкви Дары остаются в прежнем состоянии – Тело и Кровь Христовы. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Через Святые Дары мы имеем возможность получить то, ради чего пришёл Господь на землю.
Молитвы Евхаристии отличаются троичностью. Мы обращаемся к Богу Отцу, вспоминаем Сына, призываем Святый Дух. Ведь чего коснётся Дух Святый, то изменяется, освящается.
Таинственно через Дары мы становимся сами участниками искупления. В воспоминание о Жертве в алтарь не приносится ничего, кроме вина, воды и хлеба. Вино и вода – кровь и вода, пролившиеся из прободенного Тела Христова. Ни в чем ином нет спасения. Никакие приношения не являются для нас избавлением. Именно поэтому в алтарь не вносят другие жертвы – допустим, молоко, ягоды, овощи и проч. Все эти приношения можно отдать священнику, диакону, оставить в церкви или раздать верующим. Но не они возрождают нас и спасают, а единственно Тело и Кровь Христовы, в кои преобразуются, прелагаются хлеб, вино и вода.
Святые Дары изменяют наше тело и превращают его «в себя» — освящают. Так мы обоживаемся. Только ли святых обоживает Господь? Мы забываем о том, что святыми называют тех, кто ищет Бога, а не тех, кто безгрешен. На земле нет безгрешных людей. Те, кого мы именуем святыми, пророками, так же имели грехи. Иной раз Ветхий Завет и его пророки пугают нас своей жестокостью. Псалом 50 напоминает нам о тяжких грехах Давида. Так почему же мы называем их всех святыми? Потому что всей душой они стремились к Богу. Потому и говорят: брось пучину своих грехов в пучину Божьего милосердия… и ничего не останется от твоих грехов.
Тело Христа есть Церковь. А Церковь – это все верующие, все мы: патриарх, священники и монахи, миряне…старики и младенцы, мужчины и женщины. Все мы, люди, составляем Тело Христово. Потому Церковь – наша. Да, ею управляют верховное монашеское духовенство, затем священники… Но Церковь – это и мы, весь крещёный и причащающийся мир. Как из бока Адама взята жена его, так из ребра Господня пролилась кровь и вода, образующая нашу Церковь, соединённую через Литургию. Потому никакое Таинство не может без Евхаристии получить полную силу.
Литургия свт. Василия Великого: «Нас же всех причащающихся от единаго Хлеба и Чаши соедини друг ко другу, да ни един от нас не причастится недостойно». Недостойно причащается тот, кто отрывается от церковного единства. Потому в Церкви нет тех, кто “главнее”.
Да будем едины, как едина Пресвятая Троица. Да поможет нам Бог возлюбить всем сердцем Господа и друг друга.
Использованная литература:
Как причащались древние христиане.
Древнехристианска практика причащения Святых Тайн, в связи с современной, в Православной Церкви. Епископ Арсений (Жадановский) Образовательный интернет-портал «Слово».
Богословские аспекты Таинства Евхаристии, архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор. Аzbyka.ru