Пенуэл

Уроки веры №1 2018г

Бытие (32; 24-32). Остался Иаков один. Вдруг явился Некто пред ним. И они боролись. Иакову Некто повредил бедро. Но и Иаков силён был и не отпускал Незнакомца. Взошла заря. И попросил Некто: мол, отпусти меня. Иаков же духом вдруг почуял величие Того, кто был рядом с ним и сказал: не отпущу, пока не благословишь меня! И спросил Имя Незнакомца. И понял, что разговаривал с Богом. То место было названо Иаковом Пенуэл, что значит: место, где увидел лицо Бога. Увидел лицо Бога и остался жив! Иаков был счастлив: сохранилась душа моя!

Скупы строчки ветхозаветных книг. Не всё ясно и понятно из текстов. Однако мы можем сделать некоторые выводы.

Итак, у каждого человека есть свой Пенуэл. На это место, место встречи с Богом, мы приходим в жизни не единожды. Последний раз – на смертном одре. Он — наш Пенуэл. Здесь мы встречаем Бога лицом к Лицу. Здесь мы видим Божье Лицо, смотрим в Божьи глаза, сами понимаем, какова оценка нашей жизни.
Но на протяжении земной жизни мы не раз выходим на свой Пенуэл, оставаясь живыми. Это те моменты, когда мы решаем: бороться с Богом или попросить у Него благословения? Продолжать борьбу с Ним или стать его ребёнком? Пенуэл – это место наших личностных отношений с Богом. А как часто мы встречаем Христа-Бога, когда нам плохо! Господь лицом к лицу с нами, облегчает наши физические и духовные страдания. Мы непременно повстречаем Господа лицом к лицу и когда сами оказываем помощь несчастным, пострадавшим. Ведь рядом с каждым из скорбящих Христос! Оказывая помощь им, мы сами оказываемся рядом с Богом.
Личностных отношений с Богом очень не хватает многим верующим. У большого процента тех, кто ходит в храм, личностных отношений с Богом просто нет вовсе. Мы не выходим на контакт с Богом, потому что не воспринимаем Его, как Личность. И это очень серьёзный пробел в нашей вере. Для нас Бог, порою, нечто неопределённое. Мы осознаём Его или просто как нравственный закон: потому что даны заповеди. Или мы осознаём Бога, как судью иль прокурора, который слепо взвешивает на весах: грешен – не грешен; вот грех, а вот сделанное доброе дело. Дальше – бухгалтерский учёт: чего больше? Кладёт, мол, Господь, как гири на весы, наши грехи и добрые дела – что перетянуло, туда и пойдёт душа. Мы воспринимаем Бога как некий сгусток Разума, коллективного разума всех людей. В общем, как угодно мыслим о Боге, но не думаем о Нём, как о Личности. А ведь если человек понимает, что Бог – Личность, он начинает искать своей личной встречи с Богом. Чтобы сказать Богу: Господи, люблю Тебя! Или напротив, выразить своё неприятие Бога. Собственно, рай и ад есть во многом вот эти самые личностные отношения с Богом.
Когда мы повстречаем Бога лицом к Лицу, когда Господь посетит нас, мы испытываем или смуту в душе и протест – мы боремся с Ним; или чувствуем великое умиротворение и счастье, безмерную благодать и покой. Так по жизни мы и идём через эти точки Пенуэла, пока не дойдём до последней – нашей смерти, которая определит наши личностные отношения с Богом навсегда.
Если осознавать Бога, как Личность, то уже становится сложным и невозможным просто машинально повторять молитвы. Заметим: у исихастов, которые как раз и стремятся к личному общению с Богом, молитвы сводятся в основном к одной – самой простой и короткой: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Огромные молитвенные правила, которые включают в себя неимоверное количество акафистов, длинных многословных молитв, становятся излишними. Трудно повторять с чувством чужие слова. С Богом надо говорить своими словами. В том сила и тайна молитвы Иисусовой – она своя каждому! В ней лишь имя Христа и просьба спасти меня, лично меня!
Если осознаёшь Бога, как Личность, становится сложно грешить. Если мы любим человека, то как против него согрешишь? Так же, если любим Бога, как можем жить греховной жизнью, которая противна Богу?
А вот когда Бога не осознаёшь, как Личность, грешить можно со спокойной совестью: ну и что? Я же живой человек, со своими потребностями, желаниями. А бог – некий безликий абсолют, коллективный разум… и вообще «что-то там есть, на верху»… Греху мы выделяем особое законное место в жизни. И ходим в храм, нося в сердце пословицу: не согрешишь – не покаешься.
Я полагаю, что именно об этом нас предупреждает новозаветное послание Иуды. О чём говорит святой апостол Иуда (не искариот)?
Он увещает возлюбленных подвизаться за веру. А беду видит в том, что появилось очень много людей, которые более суть душевные, но не духовные. Они постоянно чем-то недовольны и находятся в хроническом осуждении… Не важно чего. Они всегда найдут повод осуждать и ругать что-либо. Эти ругатели, как называет их апостол Иуда, живут по своим похотям и эмоциям. Они предаются увеселениям, пиршествуют и продолжают осуждать. Это — ропотники.
Святой апостол Иуда призывает быть осмотрительными. Когда мы встречаем порок в человеке, то к людям нужно подходить по-разному, чувствуя человека. К одним – с милостью и лаской. Другим требуется суровое обличение, чтобы исторгунть их из греха. Но не должно быть в христианине пустого ругания и осуждения — как привыкли мы: за чашкой чаю или тарелкой супу кого-то просто так похулить и поругать. От этого в жизни перемены не будет – ведь мы ничего не говорим виноватому! Он даже не знает о наших обличениях. А мы пребываем в духовном нестроении через осуждение, теряем покой и благодать, теряем любовь к миру, сотворённому Богом.
Святой апостол Иуда напоминает ветхозаветную историю…
Господь показал Моисею Землю обетованную, но запретил ему в неё войти. Моисею было повелено отойти в тайное место, которое никто не знает, и там умереть.
Известно, что до пришествия Христа все грешники после смерти пребывали в аду. Ветхозаветная церковь не была искуплена. И Иоанн Креститель находился там же, увещевая людей не отчаиваться и ждать Христа.
А вот Моисея в аду не было. Пророк Илия был взят живым на небо. Моисей умер, но, вполне возможно, что воскрешён вместе с телом. Илия и Моисей были на горе Фавор в момент Преображения Господня. Следовательно, Моисей был не в аду, а на небесах.
Апостол Иуда рассказывает, что когда Моисей испустил дух, явился сатана за телом Моисея. Но ему преградил путь архангел Михаил. (1;9). Так вот что подчёркивает святой апостол: «Михаил архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненнаго суда, но сказал: да запретит тебе Господь.»
То есть архангел Михаил не стал обличать диавола, не стал говорить о диаволе, что он – клеветник и хулитель. Архангел Божий не стал ругателем, а отогнал диавола силой Господней. Архангел Михаил не осудил сатану и не назвал его бранными словами, чтобы самому не впасть в осуждение – вот пример для истинного христианина! Однако, призывая Имя Господне, архангел Михаил исполнил то, что должен был сделать. То есть, он не уступил сатане, но забрал тело Моисея. Дело было сделано, но без ругательств, хулы и укоризненного суда.
Откровение (12; 10-12) говорит нам о том, что диавола на небесах знали, как хулителя и клеветника. Он вечно был всем недоволен, он изыскивал недостатки и клеветал на братьев своих – ангелов день и ночь. Когда же он был ниспровергнут с неба – небеса возвеселились, на небе наступила власть Христа. Только горе стало земле: на землю был низвергнут «диавол в сильной ярости». И на праведного Иова диавол клеветал и постоянно изыскивал какие-то грехи Иова. И у Моисея он старательно выискивал грехи, чтобы обвинить перед Богом человека.
Божьи архангелы, зная природу диавола и падших ангелов, не раз вступали с ним в поединки – как на небе, так потом и на земле, но не осуждали их, не занимались перебранкой и руганием. Они делали своё дело, уповая лишь на силу и волю Божию.
В ветхозаветной книге Товита говорится о том же… Сарра не могла выйти замуж, ибо демон убивал всех её женихов. Товию стал сопровождать в пути под видом юноши архангел Рафаил. Это архангел, который очень любит общаться с людьми. На старинной гравюре мы видим Рафаила, то обедающего, то беседующего с Адамом и Евой.
Его часто изображали с котомкой на плече; выражение лица простое – будто он обычный человек, а не могущественный ангел.
Так вот вспомним наставления Рафаила Товии…Прежде того, как связал Рафаил демона, он успокоил Товию: «Не бойся; ибо она предназначена тебе от века, и ты спасёшь её, и она пойдёт с тобою, и я знаю, что у тебя будут от неё дети». (6; 18) Архангел призвал парня не бояться правого дела, ибо благословенно иметь семью и детей. А после изгнания демона Рафаил наставлял так: «Благословляйте Бога… Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедовать о делах Божиих…. Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою…Грешники же суть враги своей жизни…Когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мёртвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою.» (12; 6-15)
Рафаил подчёркивает, что пришёл он не по своей воле, а по воле Бога.
И написал тогда Товит молитву, где есть такие слова: «Если вы будете обращаться к Нему всем сердцем вашим и всею душою вашею, чтобы поступать пред Ним по истине, тогда Он обратится к вам и не скроет от вас лица Своего.» (13;6)
Товит был 88-ти лет, когда потерял зрение. И через 8 лет после того прозрел. А Моисей умер в возрасте 120 лет, «но зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась». Второзаконие; 34;7).
«Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется. И (помышляя), что он удостоился, подобно Богу, быть названным милостивым, и это — от Христа, и в нынешнем веке и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего у него просит, но он без того, чтобы быть милостивым, по возможности, не может быть жив или спастись: ибо если не хочет умилосердиться над подобным себе по природе, то как просит Бога, чтобы Он умилосердился над ним? Размышляя о сем и многом ином, удостоившийся заповедей отдает не только то, что имеет, но и душу свою за ближнего, ибо в этом и состоит совершенная милостыня, как и Христос претерпел смерть ради нас, всем показав образ и пример, чтобы и мы умирали друг за друга, и не только за друзей, но и за врагов, во время надобности (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 41—42).
Итак, подведём итоги. Что выяснили мы, читая Священное писание?
Лучше славить Бога и радоваться хорошему, нежели постоянно ворчать и ругать плохое, ибо от этого человек развращается и портит свою душу.
Только тогда, когда мы мыслим Бога, как Личность, можно надеяться на встречу Бога лицом к лицу.
Эта встреча может стать для нас богоборческой, а может освятить нас великой любовью и светом невечерним.
Дело праведное должно быть сделано, но без лишнего осуждения грешной стороны. И приговор исполняется не личной волей человека, а именем Божьим.
Когда мы творим добрые дела, у нас есть шанс личной встречи с Богом, ибо Он всегда рядом со скорбящим.
Каждому из нас по жизни не раз будет дана возможность прийти к своему Пенуэлу. И от того, как пройдут встречи с Богом при жизни, зависит наш последний Пенуэл – после нашей смерти.