…Тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше… (от Луки, 21;28)
В последнее время интернет изобилует устрашающими сайтами, рассказывающими о том, как мучаются грешники после смерти, о том, кто попадёт в ад… Читаешь, смотришь и понимаешь так: никто из нас спастись не может. Те, кто имеют паспорт – попадут в ад. Кто имеет денежную карту – попадут в ад. Кто не хочет проходить курс химиотерапии или идти на операцию – попадёт в ад. Кто имел работу певца, артиста – попадёт в ад. За малейший грех – Христос изгоняет в ад. Шансов нет: надо быть ангелом во плоти, чтобы попасть в рай.
Люди после подобных прочтений или просмотров роликов не спят ночами, ходят унылые и угрюмые… Кто-то вообще перестаёт ходить в храм и говорит, что православие – непосильно для нормального человека. Кто-то уходит в другие христианские и даже нехристианские конфессии. Кто-то начинает пытаться дома устроить монастырь, все домашние сопротивляются… В доме обстановка, действительно напоминающая ад… Уже на земле.
Но давайте будем опираться на Священное писание! Начнём с главного: кто может спастись? Да, в общем-то, никто. Человеку спастись невозможно. Только Богу возможно нас спасти. Человечество поражено грехом, а ничто нечистое и грешное в Господни обители прийти не может. Следовательно, путь наверх человечеству перекрыт. Но Сам Бог пришёл к нам для нашего спасения.
«Мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не насилует нас, как прежде, и не содержит нас в рабстве, только позаботимся о себе, братия, и сохраним себя от действительного греха. Всякий грех, исполненный на деле, опять порабощает нас лукавому врагу, поскольку мы сами добровольно низлагаем себя и порабощаем ему. Не стыд ли это и не великое ли бедствие, если мы после того как Христос избавил нас от ада Своею кровью и после того как мы это узнали, опять пойдём и ввергнем себя в ад? Не достойны ли мы в таком случае ещё сильнейшего и жесточайшего мучения?»
Это слова аввы Дорофея из его работы «Дом души». Итак, после прихода Христа сатана не властвует безраздельно над нами, в земной церкви правит Святый Дух, и у нас есть выбор, куда идти. Теперь нам надо выяснить, что же нужно, для того, чтобы спастись?
Господь тот же, что был ещё до начала времени. Он ничего не меняет в Своих словах. Господь дал нам всего две заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя: что не хочешь для себя – не делай другому. Люби прежде Господа и не сотворяй себе кумира. Заботься о том, чтобы Царствие Небесное было внутри тебя, а остальное приложится. И есть ещё две самые ранние заповеди, данные в раю, когда человек ещё любил Бога и слушался Его: растить детей и заботиться о планете Земля, сотворяя из неё дивный сад, а не помойку или мёртвую пустыню. Это два изначальных дела человека. Никаких сверхъестественных подвигов Господь ни от кого не требовал и не требует. Живи честной жизнью, будь ласков со всеми, имей трудовой пот на своём лице, не кляузничай, не делай подлости, не лги, развивай дары, которые обрёл от Святаго Духа.
Если бы мы могли быть без греха – приход Господа был бы не нужен. Но мы не можем быть безгрешными. Первоверховные апостолы глубоко согрешили против Бога: Савл преследовал христиан, а Пётр, столько пробыв рядом с Самим Богом, отрёкся от Него. То есть, к моменту нашей смерти мы не можем быть без греха. Что станет с нами? Обратимся к Деяниям апостолов.
Вот как описывает апостол Павел события последних дней.
Первый человек был душевным – Адам. А второй духовным -Христос. «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1Кор., 15; 46). Так и с нами. Во мгновение ока произойдёт воскресение. Первыми изменятся мёртвые – они изменятся и воскреснут в новых нетленных телах. А кто будет жив на тот момент – так же в мгновение изменятся и без смерти получат нетленные тела. Как они будут прекрасны! Как будет хорошо себя чувствовать человек в новом, безболезненном и нетленном теле! Все увидят это новое тело. Даже грешники. В этом их самая большая трагедия: тогда они поймут, что потеряли. В новом теле живые и мёртвые праведники будут восхищены на Небо, чтобы на облаках, на воздухе встретить Христа. Этого трепетного момента ждут те, кто сейчас в раю. Не смотря на своё блаженство, они знают: жизнь в теле много прекраснее и счастливее жизни без тела! Потому второго пришествия Христа ждут все.
Что же советует апостол верующим, чтобы быть восхищенным на Небо? Ничего сверхтяжкого!
«Вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…» (1 Фес., гл 5; 14 -18)
Совет непрестанно молиться может показаться невыполнимым, но чуть выше, в этой же главе ап. Павел объясняет: бодрствуешь или спишь – будь со Христом. Всегда ощущай с Ним своё единство. Это и есть форма непрестанной молитвы для мирян.
На примере благоразумного разбойника видим, что нужно, чтобы Господь не оставил нас. Что смог сделать разбойник после своей неправильной жизни? Он покаялся и признал, что наказан заслуженно. Он заступился за невиновного. Он верил, что рядом с ним – не просто пророк, но что рядом с ним – Бог. И попросил Бога всего-то навсего помянуть его во Царствии. Этого оказалось достаточно, чтобы первому из людей войти в рай.
Какие грехи наиболее опасны и могут оставить нас на земле, не допустив ко встрече Христа на воздухе? Первый из них – ложь. Тот, кто солгал, не имеет общения с Богом, но имеет общение с сатаной. Ибо сказал Господь, что Он есть Истина, а сатана – отец лжи. Ложь – это искажение Божьей реальности. Ложь происходит не только тогда, когда мы перевираем факты, но и тогда, когда – внимание! – мы домысливаем события! Авва Дорофей подробно останавливается на видах лжи. Ложь словом – понятна. Но ложь мыслью чрезвычайно коварна. Она, как вездесущий сорняк. Вот задержался ребёнок – не пришёл к положенному времени домой. Одна история, когда родитель просто переживает: где же дитя? Вторая история, когда родитель домыслил: наверно, опять в футбол играет! А ребёнок просто ждал транспорт или не смог войти в переполненный автобус. Иной пример… Поссорились соседки. И вот женщина идёт домой. И видит, что её соседка стоит с другой женщиной и о чём-то разговаривает. Женщина почти приблизилась к дому, а соседка развернулась и ушла. Домысел: вот и ушла специально; не хочет со мною даже поздороваться! А на самом деле соседка вдруг вспомнила, что на плите у неё молоко, а она долго проговорила со встретившейся подругой… Иной раз мы не знаем, как происходили события, но выстраиваем свои рассуждения: наверно, всё было так… А было всё иначе. Это и есть грех помыслом, ложь помыслом. Люди, которые навыкли строить свои догадки и верить в них, почти никогда не бывают мирными. В них мятущийся дух, который непрестанно подаёт им новые фантазии, ничего общего не имеющие с реальностью.
И вот теперь – внимание вновь: додумывать за Господа простит Он нас или нет, решать и определять ход событий, которых мы просто не можем знать – это тоже ложь помыслом, ложь мысленная. Как и всякая ложь, а мысленная ложь – особенно, она лишает нас всякого покоя. Человек не может радостно глядеть на жизнь. Домыслы о Страшном Суде лишают человека силы, лишают, в конечном итоге, веры, ибо унылый человек быстро веру теряет. Уже всё сказано: будь честным, будь добрым, старайся сделать для другого человека то, что хотел бы для себя… люби Бога и верь в то, что, если уж Господь отдал за нас Свою жизнь, то каждого из нас Он любит. Уныние и безрадостное состояние мыслей, души и духа – это действительно не те чувства, не та энергия души, которая смогла бы нас допустить к восхищению на Небо. Не случайно в акафисте «Слава Богу за всё» мы читаем такую просьбу к Богу (икос 10): «Не дай отпасть от Тебя, не дай забыть все Твои благодеяния и дары, не дай усомниться в Тебе». Отпадение от Бога в трудные минуты, когда мы теряем и физические, и духовные силы, к сожалению, распространённое явление в жизни верующих. «Не дай отпасть от Тебя!» — и если мы искренне говорим эти слова, Господь вернёт нам веру в Него и душевный покой, мы обретём мир и терпение.
Что есть терпение? Это когда, не смотря ни на что, ты продолжаешь делать своё дело. Потому претерпевший до конца – спасётся. А делать нужно до самого конца. Господь открыл нам, что до последних дней люди будут рождать детей, жениться, пахать землю, продавать и покупать товар, жать пшеницу. Бросить всё и ждать конца света или ничего не делать, потому что мозг погряз в тоске: я не спасусь и всё бесполезно, я и там согрешил и вот тут… — это грех. Упал – вставай и иди дальше. Если даже после падения мы скажем себе: я всё равно люблю Бога и хочу быть только с Ним, я не хочу знаться с сатаной – Господь пошлёт нам силы идти по жизненному пути.
Теперь стоит задать себе два вопроса. Вопрос первый: хочу ли быть в аду? Конечно, нет. Так скажет подавляющее большинство людей, если не все. Однако ж главное — вопрос второй: а почему не хочешь быть в аду? И вот тут много вариантов ответа! Я боюсь бесов, они противны. Я не хочу мучиться, при жизни мучился да ещё и там? Неужели я не заслужил у Бога награду? И прочее подобное. Но это всё неправильные варианты ответа. Истинный ответ таков: я люблю Бога! Я хочу быть с Тобою, Господи, ибо я Тебя люблю! Вот это и есть НЕЛИЦЕМЕРНАЯ ВЕРА, вера искренняя и истинная. Прежде чем что-то сделать, спросите себя: а я поступаю по-Божьи? А Господь так поступил бы? А что если Господь или другой человек так поступит со мною? Хотел бы я этого? И тогда уж можно решить: совершать мне поступок или воздержаться? Сказать эти слова или лучше промолчать? Так поступать – не сложно. Просто нужно в себе целенаправленно воспитать привычку задавать себе подобные вопросы: а если мне кто-то сделает так?… Или напротив, не сделает? А если со мною? Это не великий труд. Именно поэтому Господь сказал, что Он возлагает на нас ЛЁГКОЕ БРЕМЯ. А вот фарисеи возлагали на верующих бремена неудобоносимые. За что и были осуждены Богом.
Если мы хотим быть восхищены на Небо только из страха перед муками и бесами – наша вера ложная, она стоит на фундаменте страха, а не на любви. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор.;3, 11) То есть, если мы положим в основание веры страх перед бесами, наш дом не устоит и рухнет. А именно эту веру предлагают нам устрашающие сайты. В них не ведётся речь о любви к Богу. Краеугольный камень – Христос и любовь ко Христу, а не страх перед Ним. Да, говорят: страх Божий. Но есть и другой страх, о коем говорит народная поговорка: страх – сила дьявола. Те, кто боятся не спастись, питают своими страхами дьявола, равно как и те, кто гордится, подобно фарисеям: я-то уж точно спасусь, я ведь такой хороший и правильный!
Многих интересует вопрос, а спасутся ли некрещёные? Обычно христиане категорично говорят: спасёмся только мы. И очень много в интернете работ, которые говорят именно об этом. Да, апостол Павел сказал, что спасутся те, кто кладёт в основание дома души Христа. Да, Христос, сказал, что, не родившись от Духа Святаго, нельзя родиться в жизнь вечную. Но всё же многие священники благоразумно упреждают верующих: давайте этот вопрос мы не будем решать сами! Богу виднее, кого Он захочет спасти! Возможно, Господь подарит кому-то из некрещёных жизнь вечную, как подарил дочери самарянки здравие. Просто по Своей любви и желанию. Но это область не для человеческого рассуждения, а область Божьих решений. «Антоний, внемли себе!» – так можно сказать каждому, кто пытается рассуждать о спасении-неспасении некрещёных.
Самые последние времена будут очень тяжки для верующих, для всех честных людей. Об этом нам сказано. Но время Жатвы – не страшно. Оно благостно. И потому конца смертного земного мира нужно ожидать не в страхе, а в радости: «поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». «Не бойся, малое стадо!» «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». (Иоанн; 14; 1-2) Этих слов достаточно, чтобы верующему не бояться, спать спокойно и жить, радостно глядя на Небо. Слово Бога нерушимо. Даже если для вас лично не хватит места, Господь пойдёт и приготовит его конкретно для вас! Только живите честно!