Иисус заповедал нам просить во имя Его. С того самого времени, когда Христос беседовал со Своими учениками, и родилась молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. То есть, Иисусова молитва, как и молитва Господня, дарована нам Самим Богом. «Если чего попросите во Имя Моё, Я то сделаю». (от Иоанна, 14; 14)
В Имени Иисуса сила, власть, мир, любовь. Когда мы просим помиловать нас, не имеется ввиду только покаяние и просьба простить за грехи. Нет, «помилуй мя» — вся полнота любви, ибо слово «помилуй» — однокоренное словам «милость», «милующий», «мил». Потому святые говорили, что эта молитва, как и само Имя Христа – сладчайшая: «сладчайший мой Иисус Христос!» — именно с такой любовью говорили о Христе древние святые отцы. Есть и такой вариант молитвы: Господи Иисусе Христе, помажь меня елеем, — то есть даруй всю полноту заботы, любви, тепла, даруй всяческий достаток, сотвори целым и невредимым. Помазание елеем — символ всяческих возможных земных и небесных благ. Приблизительно это значение несёт в себе и слово «помилуй».
Странно, что именно эту молитву, данную самим Господом, многие священники и богословы… не рекомендуют произносить, не разрешают ею молиться! Странный парадокс, если не сказать более строго…
Так что же такое Молитва Иисусова и почему вокруг неё столько разных кривотолков?
Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Или: Сыне Божий, помилуй мя. Или так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Это всё варианты молитвы Иисусовой.
Молитва Иисусова напрямую соединяет нас с Богом, потому что содержит Имя Христа и призывание Его. Потому монахи-исихасты, непрерывно читая молитву, достигали прямого общения с Богом. Однако ж, движение здесь постепенное и не от человека зависящее. Молитва – это Бог. И Бог всецело руководит человеком на молитве и дарует Сам молящемуся плоды. Потому исихасты видели Свет Фаворский, входили в Божественные энергии. Новоначальные монахи часто впадали на Иисусовой молитве в прелесть. Они начинали форсировать ступени молитвы, стремясь, как можно быстрее получить сладкий плод Иисусовой молитвы: взять самому то, что лежит далеко. Не дожидались, когда заветный плод подарит Сам Бог Своею Рукой.
Молитва многоступенчата. И нельзя с первой ступеньки прыгнуть на последнюю. Как молитва, так и добродетели, так и грехи имеют свою цепь. Одна добродетель является как бы матерью для другой. Преуспеваем в одной, переходим к следующей. Как и грех – один-единственный – сразу погружает нас в цепь грехов: скажем, сделал нехорошее дело – это один грех. Но теперь его нужно скрыть – соврать, может даже убить свидетеля или запугать его и т.д. Чтобы скрыть один грех, необходима целая цепь последующих грехов. Как говорят святые: злоба и прочие грехи не могут быть бессупружными. Молитва так же имеет свою цепь, свою лествицу восхождения. Она так же не бессупружна.
Если мы почитаем книги монахов-исихастов, мы найдём очень много разногласий. Одни советуют читать молитву как можно медленнее, другие – быстро. Одни старцы сразу же нагружают новоначальных большим числом молитв – по нескольку тысяч, заставляя терпеть нападки диавола, другие говорят: Боже упаси сразу много читать! Одни говорят, что нужно сосредоточить внимание на вдохе-выдохе или на сердце, другие говорят, что сие — ни к чему.
Падшие ангелы часто подсовывают новоначальным высокие степени добродетелей, которые человеку просто не по силам. И человек срывается на них. Бессильная сила, как говорят монахи, у такого молящегося.
Одни требуют для совершения молитвы Иисусовой руководство духовного отца, другие говорят, что нужно учиться по книгам. Третьи рекомендуют просто начать молиться. Так как же, всё-таки, быть?
Однозначно, молитва Иисусова, как воздух, нужна каждому мирянину, а тем паче монаху. Молиться этой молитвой учил Сам Господь. Как же можно сию молитву отвергнуть? Паисий Величковский, Нил Сорский, Игнатий Брянчанинов ужасались, когда читали труды некоторых священников, советовавших мирянам даже и не думать приступать к сей молитве: неужели не полезно произнесение имени Иисуса? «Какую благовидную причину изобрели вы, чтобы похулить эту пренепорочную и божественнейшую вещь?» (krotov.ru Паисий Величковский о молитве). Что может быть плохого в памяти о Боге? Благодатная сила Имени Христа разгоняет прочь всех бесов. Как же можно запрещать произносить сию молитву?
Вполне возможно, что страхи, нагнетаемые вокруг Иисусовой молитвы, вовсе не человеческие изобретения, но суть диавольские козни. Однако ж святые старцы предупреждают вот о чём…
Безрассудно необоснованное стремление к отшельничеству. Отшельником враз не становятся. Как и сразу желать от Иисусовой молитвы каких-то явных знамений – прелесть.
Что же нужно? Просто молиться со вниманием. Имя Бога – свято. Тихо и спокойно, благоговейно, с предельным вниманием произносите имя Бога и свою просьбу – помиловать вас. Не нужно много раз. Многотысячные молитвы – не для новоначальных мирян. Достаточно произнести молитву от 10 до 50 раз по чёткам — сколь вы сможете прочесть со вниманием. Очень хорошо этой молитвой начинать день и заканчивать его – читать, пока не заснёте.
То, что молитва Иисусова не несёт в себе ничего страшного, лучше всего показывает древняя традиция: неграмотных крестьян, кто не мог помолиться по книгам, учили молитве Иисусовой. И это была основная молитва для тех, кто не был силён в книжной грамоте. Вместо утренних и вечерних молитв; иной раз даже вместо Псалтири, Евангелия и правила ко Причастию. А как иначе неграмотный может помолиться?
Можно ли прельститься ею? Прельститься можно чем угодно! Кстати, верить в то, что имя Бога, повторяемое вами, принесёт вам беду – большой грех и такая же прелесть!
Не нужно себе что-то представлять на молитве: например, Христа или Свет Фаворский… Если Господь сочтёт нужным, Он дарует это всё молящемуся. От молящегося требуется только внимание и благоговение. Прочитали несколько раз – лучше немного и чаще – и славно!
Постепенно отношения между вами и Богом, личностные отношения, будут становиться всё богаче. Не нужно отвлекаться на технику, дыхание, на вдохе или выдохе произносить… Оставим это монахам, которыми руководят опытные учителя. Главное чудо молитвы Иисусовой – никого более, кроме тебя и Бога! Эта молитва может быть покаянной, благодарственной, ликующей, радостной, горестной, оживляющей – самые разные чувства в пяти коротких словах! Техника исихасма – не для новичков! Техника, дыхание, всё прочее – это для ведомых мудрыми учителями монахов. А для нас – просто молиться с чистым сердцем: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!
Бояться – значит не любить Бога и не верить в то, что Господь заступится за Своих. Молитва от того, что боишься попасть в ад – она тоже не пользует. Молитва – разговор с Богом. И с Богом мы говорим не потому, что боимся наказания и мук, а просто потому, что любим Христа! В истинной любви нет страха. В страхе же нет свободы и радости, в любом страхе есть мучение. И потому страх – не то чувство, с которым следует идти к Богу.
В чём смысл жизни и смерти православного человека? В бессмертии. Чтобы получить бессмертие, мы зовём Бога, стараясь быть Его достойными.
Монахи советуют мирянам непременно прерывать молитву Иисусову на больших бусинах иною молитвой. Это нужно, чтобы не утерять внимание и не начать повторять пять коротких слов механически. Молитва на больших бусинах может быть любой: Богородице, Дево; Достойно есть; Отче наш; Пресвятая Троице и другие. Без внимания молитва мертва, оскорбительна для Бога и пища для диавола.
Кто же главный учитель молитвы? Бог! Он будет вас вести, когда сочтёт нужным. Через молитву вы придёте в личное соединение с Богом. Нужно терпеливо молиться – понемногу, внимательно, не уповая на свои человеческие усилия, довериться действию Божьему. Сия молитва не просто спасает от гнева Божьего, но дарит нам всё богатсво отношений Бога и человека, построенных на любви.
Попытки отвратить мирян от молитвы Иисусовой по меньшей мере странны.
В заключение хочется напомнить житие Игнатия Богоносца. Этот святой был тем самым младенцем, которого когда-то Спаситель взял на руки и сказал: если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное. Пребывание в Божьих руках имело столь благодатное действие, что всю свою жизнь Игнатий Богоносец молился Иисусовой молитвой и говорил всем, что носит в сердце Христа. Когда при императоре Трояне его повели на казнь, Игнатий просил не мешать ему умереть: он – пшеница Божья. Перемелют зёрна львы и сделается человек чистым хлебом Христовым. Игнатий непрерывно читал Иисусову молитву. Когда его бросили в амфитеатр и львы растерзали тело святого – сердце осталось промыслительно нетронутым. Вспоминая слова святого, что в его сердце прописан Христос, люди разрезали сердце… и увидели: золотыми буквами внутри сердца было прописано: Иисус Христос!
Нужно ли молиться медленно? Или напротив – быстро? Ничего не важно! В разные минуты своей жизни вы можете молиться и медленно, и быстро, лишь бы внимательно, с сокрушением о грехах, веря Богу и ожидая милость Бога. И ничего не важно, кроме самого главного: в данный момент нет никого боле – только Господь и вы. И значит, ничего плохого быть с вами не может!