МУТНАЯ ВОДА НЕ СТАНЕТ ЧИСТОЙ, ПОКА НЕ ПЕРЕСТАНЕТ ВОЛНОВАТЬСЯ.
Исихазм составляет основу православного аскетизма. Это древняя традиция духовной практики. Как говорят исихасты, исихия ведёт начало от Моисея. Первый раз Моисей столкнулся въяве с Божественными энергиями, когда пас овец на горе Синай. Он увидел куст в огне – купину неопалимую. Это был не огонь, как таковой, а Божественные энергии, объявшие куст. Из куста Моисей услышал голос Бога. Вторая встреча Моисея с Божественными энергиями – восхождение на гору Синай, богообщение, получение скрижалей и возвращение к людям для сообщения полученных откровений.
Свет на горе Фавор, горящий куст Купины и телесное преображенте, данное Богом Моисею – сильный свет, исходящий от его лица – вот они, свидетельства Божественных энергий.
Человек – существо тварное. Следовательно, человек никогда не станет Богом. Тварны и ангелы. Поэтому они тоже никогда не могут стать Богом. Бог – нетварен. Потому он – Бог. Мысли людей и ангелов стать богом – пусты. Но человек может стать богом по благодати: Господь по милости Своей даёт нам стать причастниками Его Божественных энергий. Бог есть сущность. От Его сущности исходят энергии, наполняющие мир и дающие жизнь миру. Сама сущность Бога – непостижима. А через Божественные энергии человек может познать Бога и соединиться с Его энергией. То есть, познать Бога мы можем только через Его энергии, но никак не через наши способности. Свет Фавора – не сама сущность Бога, но энергия этой сущности. Энергии Бога нетварны и нераздельны с сущностью, но и не слитны с нею. Бог больше энергий. Энергии – это лишь часть Бога. Если кратко: энергии – это Сам Бог. Но Сам Бог – это не только энергии.
Итак, постигнуть Бога не может тварь. Тварь не участвует в сущности Бога. А вот через энергию человек может соединиться с Богом. Общение с Богом реально. Вот точка зрения исихастов. Им противостоял итальянский грек Варлаам. Он утверждал, что свет Фаворский – тварный. Создал его Бог. Был свет и нет его теперь. И общение человека с Богом никогда не возможно. Человек может лишь частично пытаться познать Бога с помощью разума. Варлааму Калабрийцу противостоял Григорий Палама. Пламенно отстаивал Палама общение человека и Бога.
Мы выяснили первое положение исихазма – человек может общаться с Богом. Через свои энергии Бог встречается с человеком и приемлет его в общение с Собой. Сам человек не может общаться с Богом, ибо не имеет в своей тварной природе ничего такого, что могло бы его соединить с Господом.
Второе положение исихазма, исихии: спасение – это не только прощение. Спасение – это подлинное обновление человека. Человек должен обожиться. Но возможно сие лишь через энергию Самого Бога, но не человека. Человек для своего спасения может и должен общаться с Богом. Спасение – это преображение всего человека. Как же достигнуть спасения через общение с Богом?
Всё творение Бога похоже на гигантскую Купину неопалимую. Весь мир пронизан и животворится, существует, благодаря Божественным энергиям. Мистический опыт реального соединения с Богом в божественных энергиях есть – он передан нам через Святое писание. Человеку нужно лишь повторить то, что уже сделано другими. Никакое витиеватое объяснение нетварного света божественных энергий не способно объяснить человеку, что такое Божественный свет. Его надо видеть самому. Через видение Божественного света человек может войти в божественные энергии и соединиться с Богом. Но для этого нужно подготовить тело и душу. Подготовить через молитвы. Ведь удалось увидеть Божественный свет трём ученикам Христовым на горе Фаворской! Прийти к трансформации человеческой энергии и преобразованию её в Божественную возможно разными путями. Вот основные, самые необходимые способы тренировки ума, души и тела…
Молчание.
Постоянная умная молитва. Сознание контролирует непрерывность молитвы Иисусовой.
Умное делание.
Возбуждение в себе добродетелей.
Спокойствие.
Спокойствие по отношению к происходящим событиям, не надо придавать им большого значения. Полное умиротворение, отрешение от всех страстей. Никогда не старайся доказать, что ты – прав. Кто старается доказать, что он прав — не прав, — так говорят исихасты.
«Когда найдет на тебя гнев, крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда то повторится несколько раз, станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях.»
Старец Иосиф Исихаст. Из письма духовному сыну.
Вера.
Скажи горе сей: воздвигнись, — и она воздвигнется.
Лучше умом сказать Богу 5 слов, нежели языком тьму.
Трезвение.
Полный контроль над чувствами, помыслами, полное очищение ума и сердца.
Отшельничество. Скитничество.
Так Моисей водил 40 лет по пустыне народ еврейский. Для чего? Разве можно 40 лет бродить и не находить дорогу? Дело не в этом. А в том, что нужно было воспитать новое поколение, способное иначе думать, иначе жить и поступать.
Монахи-исихасты, образно говоря, «40 лет водят себя по пустыне», учась непрерывной молитве, заключая в теле бестелесное.
Келья монаха становится для него Иерусалимом, где Господь рождается, умирает на Кресте, воскресает, где сияет свет невещественный. Фаворский.
Исихасм называют сердцем Христова Тела. Оно направляет животворный ток Крови Христовой.
В традиции исихастов писал Андрей Рублёв. Когда мы смотрим на икону Троицы, мы понимаем, что идёт диалог. Но диалог – безмолвный. Ни одно слово не срывается с уст Ангелов. Неторопливость жестов… Иоанн Кронштадский говорил, что диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя. А где нет покоя – там нет разума. В поспешности нет мудрости. Вспомним икону Спас-Благое молчание: предвечный Ангел, который не роняет ни слова…
Что такое умное делание? Этот термин используют исихасты. Это особая деятельность ума. Делаем мы обычно руками. Но и ум наш может делать.
Могут делать и наши энергии, мысленные образы. Яркий пример – рождение среди зимы в кельи Серафима Саровского плодоносящего малинового куста; сей малинкой и угостил святой архиерея. Мысль родила образ и создала живую тварь – куст малиновый, полный спелых ягод среди нижегородской зимы.
Погрузи ум в сердце. Если ум убегает из сердца, он становится горделивым. До сих пор считали, что подобные слова – своеобразная поэтическая речь. Как можно погрузить ум в сердце? Считали, что это просто метафора. Очевидно, имеется в виду, что ум должен быть добрым, чутким, внимательным к чужой беде… Именно в сердце, мы говорим, селятся чувства, а ум тоже должен стать сердечным. Но с развитием науки выяснилось, что это вовсе не поэтический образ, а реальная действительность.
Мы – Фомы неверующие. Поэтому для нас – научная справка. Колебания сердца – 1 герц, то есть 1 удар в секунду. Пульс здорового человека – 60 ударов в минуту. Колебания мозга намного больше – 10-13 герц. Во время сна… и во время углублённой молитвы (!!) колебания мозга резко снижаются и становятся равны 1-3 герц. Люди в глубокой молитве могут долго не спать. А погружение их в себя – максимально, так что они почти перестают реагировать на действительность. Считают учёные, что частота колебаний в 1 герц – это и есть частота колебаний Божественных энергий, Божественного света. Выводя мозг на одну волну с сердцем, человек способен слиться с Божественной энергией и общаться с Богом. Не напрасно не разрешается в церкви говорить, смеяться, обсуждать какие-то посторонние темы и проч. Мозг наш в процессе таких бесед входит в обычный активный режим -10-12 герц, и мы уходим из поля Божественных энергий. Зря ходили в храм. Сложно дождаться исцеления после подобных развлекательных бесед в церкви. С таким же успехом можно просить об исцелении на рынке! Так что требование покаяться в разговорах и смехе во время богослужения — это не излишняя церковная суровость, а забота о нас же, неразумных и грешных.
Информация о Вселенной – вся! – говорят учёные, находится в каждой точке Вселенной! В ней всё прошлое и будущее, все прошлые и будущие знания человечества. Именно её, эту информацию и пытается снять человек – или с помощью науки, или с помощью оккультизма… или с помощью Бога.
Но монахи-исихасты держат подвиг молчания и погружения в себя не для пустого любопытства. Их цель – обожение, то есть преображение их человеческой энергии в Божественную и соединение с Богом.
Божественные энергии – не дар Бога людям, но это Сам Бог. Господь даёт людям не какую-то часть Себя, но всего Себя.
Что же есть христианство? Христианство – это опыт живого общения с Богом. И этот опыт — реален. Апостолы и мироносицы общались с Богом. Общаться можем и мы. Но для этого теперь необходимо больше труда, нежели тогда, когда Христос жил с людьми и ходил Своими ногами по земле, и просил пить у колодца.
Итак: спасение – это не только прощение, но и обновление человека через живое общение с Богом! Человек вначале через особые тренировки входит в область Божественных энергий, затем видит Фаворский свет… и тело его оживотворяется. Вся человеческая природа меняется, человек въяве, вживую общается с Богом и в процессе общения сам обоживается…Свете тихий, святый… бессмертный…