Ефрем Сирин изучал Священное Писание. Скупы строки Бытия. Мало читается да много мыслится. Святой стал молиться Богу: открой истину, объясни, Боже, просвети… «Мостом к раю» стала для Ефрема Сирина Святая книга. У каждого мост к раю свой…
И увидел по милости Божьей Ефрем Сирин в тонком видении рай и всё строение земного и небесного мира. И написал об этом Божьем Откровении творение, которое так и называется: «О рае».
Как же прекрасен рай! И как был прекрасен первый человек – Насадитель рая! – восклицает святой Ефрем. Всё в раю облечено во Славу. Здесь «никогда не утомляющаяся сила, никогда не изнемогающая мышца». Рай насыщает своих обитателей даже воздухом – уже воздух служит пищей. С дуновением райского воздуха нашёл на апостолов Дух Святый. И мы молимся на Литургии о благорастворении воздухов – чтобы и наш земной воздух хоть немного, сколь возможно, смешивался с дивным райским дыханием. Едва доходящим до нас благоухающим воздухом рая мы, живущие на земле, утешаемся, исцеляемся.
Дивно высок рай. Его земная проекция – Междуречье. Так считают многие святые отцы. Он находится на востоке и над землёй. Не нужно думать, что именно часть земли между Тигром и Ефратом была когда-то раем. Рай – не Земля! Едва пяты его касались воды потопа. Но никто из восходящих в рай не утомится. В рае нет ничего плохого. Бог, обозревая всё Своё Творение, говорит, что всё оно весьма хорошо. Следовательно, и два тайных древа, насаждённые Самим Богом – Древо познания и Древо жизни, — не плохи, а хороши.
Господь создал человека на земле. А потом поместил его в Раю — как во дворце, для наслаждения. Слово Эдем и означает «наслаждение». (Бытие, 2; 9). « И произрастил Господь Бог из земли всякое древо, приятное на вид и хорошее для пищи, и древо жизни посреди рая, и древо познания добра и зла». (Быт., 2;10). «Два древа насадил Бог в раю — древо жизни и древо познания: оба они благословенные источники всех благ. При их посредстве человек может уподобиться Богу, — при посредстве жизни не знать смерти, и при посредстве мудрости не знать заблуждения.»
Сотворённый Богом мир – храм Божий. Мир имеет трёхчастное деление, три высоты. По отношению к Эдему Земля — как бы притвор мирового храма. Центральная часть храма-мира – сам сад Эдем — служит трапезной. Мы сейчас привыкли, что трапезная в наших церквях есть что-то отдельное от храма, в котором мы молимся. Обыкновенная столовая. Её во многих приходах даже и не стараются украсить и благоустроить. Так, что-то вроде подсобного помещения. Но нет! Христос – Хлеб Жизни. Под трапезной понимается именно центральная часть храма, где причащаются верующие. Сад Эдем и был при сотворении мира этой Трапезной, дворцом и домом человека. И, наконец, за Трапезной – Святая святых: алтарь, самая высота рая.
Алтарь отделён от Трапезной двумя деревьями.
На данной иконе мы видим не два, а три дерева, как прообраз Троицы. И в одном из деревьев — Лик Христа. Иконописцами написано несколько разных икон, где присутствует изображение дерева: Христос Древо жизни; икона Святой Троицы, где за образом Бога-Сына прописано дерево; Христос Виноградная Лоза…
Это не яблоня, конечно, не гранат, не инжир и не бананы, как спорят нынешние верующие. Пусты споры о земных деревьях и плодах. Дивен рай своими растениями! Два дерева – Древо Познания и Древо Жизни — образовывали своими стволами и кронами Царские врата и завесу-кафитасму. Два дерева со священными плодами – одна из ипостасей Божьих. Причастие плодами обоих деревьев давало Познание и Жизнь Вечную.
Икона Таинство причащения или Евхаристия, на которой изображено принятие апостолами причастия – пищи Жизни из Божественных рук.Древо Жизни — Христос причащает апостолов, питает их в жизнь вечную. Чаша Жизни, Древо Жизни, Древо Познания – это Иисус Христос.
Вспомним ещё главу Евангелия о Закхее. Обычно трактуют её прямолинейно: Закхей был мал ростом и потому он залез на дерево. Какого роста был Закхей – не столь важно. В этой главе куда более глубокий смысл: кто хочет приблизиться к Богу, должен возвыситься духовно, должен непрестанно расти и совершенствоваться, как с годами растёт и становится крепче дерево. Икона Распятия изображает Крест, как бы растущим из могилы Адама.
Крест – всё мироздание, опора которому Христос. Христос держит на руках весь мир. Он есть центральная ось, стержень, ствол мира.
Не до конца понят и смысл иконы Моление о Чаше.
Господь молится не где-то, но в оливковом саду, среди деревьев. Вновь сад, дерево, Чаша Жизни символично соединяются воедино.
Господь запретил Адаму вкушать от плодов Царственных деревьев не навсегда, но лишь на время, — объясняют святители древней христианской церкви. Первый человек Адам был предназначен на священство. Но войти в алтарь, Святая святых Божьего мира, Адам пока не мог. В алтарь входят с жертвой. Жертва – наш дар Богу. Принеся своё дарение, свои труды, духовный рост, Адам причастился бы плодов из рук Самого Господа. Причастие нужно было заслужить и получить от Бога, но не брать самому!
Бог говорит: “от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси” (Быт. 2, 16), выражая этим, как я думаю, следующее: от всех творений восходи ко мне — Творцу и со всех них собери один плод — Меня, истинную жизнь; пусть все приносит тебе, в качестве плода, жизнь, и общение со Мною полагай основой своего существования; ибо таким образом ты будешь бессмертен.“ (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры; книга 2, гл. 11, О рае).
«Райская дверь – испытующая». Адам по трудам должен был получить венец. Все люди шествуют в рай со своими плодами. Подвижнические труды – колесница для шествующих в рай. В раю – пристань победителей.
«На самом деле для человека не было бы полезным, — рассуждает святой Иоанн Дамаскин, — получить бессмертие до того, как он был искушён и опробован, ибо он мог возгордиться и подпасть одинаковому с дьяволом осуждению (1Тим. 3, 6), который по произвольном падении, по причине своего бессмертия, бесповоротно и неотступно утвердился во зле; тогда как Ангелы, поскольку они добровольно избрали добродетель, непоколебимо благодатью утверждены в добре. Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушён, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие, как награду за добродетель. В действительности, будучи по естеству своему нечто среднее между Богом и веществом, человек, если бы он избежал пристрастия к сотворённым предметам и соединился любовью с Богом, сохранением заповеди утвердился бы в добре непоколебимо».
Ефрем Сирин: Древо сие было для него образом двери, плод — завесою, закрывавшею храм. Адам сорвал плод, преступил заповедь, и едва увидел славу, которая лучами своими осияла его изнутри, как побежал прочь, и поспешил искать себе убежища под смиренными смоковницами. …Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святое святых. Адам приступил, дерзнул войти, и пришёл в ужас.
… Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм; то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Заповедь для Адама была кадилом, чтобы ею вошёл и пред лице Сокровенного, в сокровенный храм…
… Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем».
Змей был в услужении для Адама. Он был ему другом. Именно поэтому сатана избрал змия и вселился в него – чтобы легче было совратить человека. Но змею запрещено было восходить в Эдем. И всё же, наущаемый сатаной, он проник туда. Адам был слишком беспечным стражем Рая. Он побеседовал со змеем и, не распознав того, кто говорит ему из плоти змея, рассказал диаволу о том, что доверил Адаму Господь. И вот пришедший похититель похитил самого стража.
Преп. Ефрем Сирин:
«…Враг завидовал прародителям, ибо они по славе и дару слова явились выше всего, что на земле, им одним обещалась вечная жизнь, какую могло дать древо жизни. Таким образом, завидуя и тому, что было у Адама, и тому, что должен был он приобрести, враг устраивает козни свои и в кратковременной брани отъемлет у них, чего не должно бы им утратить в продолжительной борьбе. Если бы змий не вовлёк их в преступление, то они вкусили бы плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не стало бы для них запретным, ибо от одного из этих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобными.
«Одеяйся светом яко ризою…» Свет даёт нетканую одежду душе и телу. В эту нетканую одежду и были одеты наши прародители. Но нужно было трудиться духовно далее. Не дождавшись, когда за труды Господь из Своих рук одарит их плодами с Деревьев Познания и Жизни, они решили плоды взять сами – не через славу, а через унижение тайноядения. «Благо, приобретённое через грех, обращается в проклятие». И увидели Адам и Ева, что теперь наги – нет достойных дел, которые их покрыли бы «светом, яко ризою». Божественный свет, служивший одеждою, погас. Чтобы прикрыть наготу, они были вынуждены сшить рукотворную одежду из листьев смоковницы. Но тело укрыть проще. А что делать, если чувствуешь наготу духовную? Мучаясь тем, что духовно они опустошены, что свет их погас, люди решили спрятаться от Бога. И Господу пришлось вопрошать: «Адам, где ты?»
Однако то, что не давало покоя людям и заставило прятаться от Бога – не что иное, как голос совести. И в этом было спасение Адама и Евы! Как пишут святые отцы, диавол надеялся на то, что человек, приняв плоды познания, станет горд. Но в человеке проснулись совесть и стыд, а не гордость. И это чувство стыда спасло человека и лишило диавола победы. Именно поэтому человек не наследовал судьбу сатаны: первые люди не возгордились, а устыдились. Однако теперь человеку невозможно было принять плоды с Древа Жизни. Бессмертие оставило бы человека навечно в этом мятежном, неспокойном состоянии. Господь не сотворил человека уже в «готовом» божественном образе. Господь дал человеку возможность совершенствоваться и самому прийти к богоподобию. Однако после грехопадения человек стал не выше, а ниже душою, нежели при сотворении. Следовательно – тем паче недостоин причастия плодов с Древа Жизни. Прощение и безнаказанность за непослушание так же сделали бы людей дерзкими. Потому Господь изгнал их из райского сада. Господь повелел Адаму и Еве жить ниже рая. А оплотом рая стали меч и огненные Херувимы. Каин, убивший Авеля, ушёл и спустился ещё ниже. А вот потомки Сифа и Еноса жили над детьми Каина. Поначалу живущие выше, как их называли, Дети Божии, потомки Адама и Евы от Сифа и Еноса, старались никак не общаться с потомками Каина – Детьми человеческими. Дети Божьи во всём слушались Господа. А вот дети человеческие имели свойство поступать иной раз по-своему и против воли Божьей. Но впоследствии оба рода смешались в браках. И праведность смешалась со грехом ещё более. Рай стал недоступен для человеческих душ.
Для душ, умерших и восходящих в рай после Воскресения Христова, рай даруется не весь, но попадает душа в тот ярус, в который её пропустит её же собственная нетканая одежда. Низ рая – для покаявшихся грешников. В середине рая, центральной его части, живут праведники. Высота рая отдана святым. А над всем – чертог Божий. Много душ на райской высоте и в середине рая. Много их и внизу рая. «Пусть посетует враг, который мечтал увидеть меня в том месте, какое он мне готовил, и увидел меня в обители, какую уготовали мне щедроты Твои!» Каждый, запасись ключом от рая! Жизнь на земле трудна, но она – как пост перед Пасхой. А смерть земного тела – Пасха для каждого христианина. Земля в страданиях рождает своих детей для сада радости.
В раю кущи праведников. У каждого по трудам – своя. Со своими дивными, благоухающими цветами и съедобными плодами. Каков труд – такова и куща. Слово «куща» имеет два значения: первое – уютный дом, шатёр; второе – диковинный сад. Каждый праведник имеет в Раю свои дом и сад. Как все праведники помещаются в раю? Но как, спрашивает Ефрем Сирин, в одном грешнике поместился легион бесов? Это тонкая материя, которая может как расширяться, так и сжиматься. И вообще она занимает, по земным меркам, очень мало места.
Плоды райские произрастают непрерывно, подобно непрерывному рождению людей. Как на земле одновременно кто-то старится, а кто-то пребывает в цветущей юности, кто-то зачинается в утробе, а кто-то родился – так и в раю одновременно на деревьях зрелые и молодые плоды, цветы и бутоны, почки. Напоминанием о райских деревьях для нас служит смоковница, на которой можно найти как спелые плоды, так и едва зачавшиеся.
Господь кормит небожителей, Господь кормит нас – живущих на Земле. И до того простёрлась Любовь Господа на нас, что Господь отдаёт нам Свою Кровь и Плоть. Так родители отдают частицу своей плоти, зачиная ребёнка, создавая его тело; а мать кормит дитя молоком – собственной «белой кровью», как говорили когда-то. Сатана же поступает иначе: по дошедшим до нас преданиям, он сам постоянно жуёт души грешников, а потом испражняется ими. Душа бессмертна, потому она проходит эту муку и унижение бесконечное число раз. Рай – место, где Господь кормит людей пищей жизни. Ад – место, где людей жуют, пожирают.
Грех есть разложение и гниль. Святость и праведность эту гниль уничтожают. Вот почему православную Церковь называют солью земли. Соль уберегает продукты от гниения, продлевает им жизнь. Соль убивает гниль. Церковь Христова, животворяющая человечество Причастием, спасает от гнили всю планету Земля, весь созданный Богом мир. Церковь на земле – частица Эдема, Рая.
Авва Антоний сказал: « Я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо любы изгоняет страх». Не боясь, но любя и надеясь, Ефрем Сирин написал:
«Умилосердись надо мною, Владыка рая, и если нет мне возможности войти в самый рай Твой, то помести меня хотя снаружи, вблизи тех пажитей, которые в ограде его. Внутри его пусть будет трапеза для праведников, но плоды, произрастающие в ограде его, как крупицы, и за пределы её падают для грешников, чтобы и они были живы по благости Твоей!»