Апостолы к апостолам

Уроки веры №1 2015г

Уж сколько раз твердили миру, что»… православие унижает женщину, порабощает её… Сами женщины горестно вздыхают в храме: «грешные мы, от нас грех пошёл»… Хочется спросить: а знаете ли вы, кто возвестил весть о Воскресении Христовом?! Апостолы к апостолам – так именовали Жен-Мироносиц. У ветхозаветных евреев молитва была такая: «Благодарю, Тебя, Боже, что Ты не сотворил меня женщиной». И вот эти всеми презираемые женщины первыми принесли весть о Воскресении Спасителя! Можно ли после этого говорить об унижении женщины в православии?
Откуда же пошло столь странное мнение об унижении? Да просто потому, что большинство современных православных Ветхий Завет не знает и знать не хочет! Не читали и не читают…
Попробуем восстановить все события самой первой седмицы бытия Земли. День шестый… Господь сотворяет человека, но говорит о человеке: «сотворим ИХ». Многие богословы объясняют это так… Человек при сотворении уже имел в себе мужское и женское начало, но оно было объединено в единицу. Затем Господь решил выделить женское начало и дать ему самостоятельное личное бытие. Для чего? Чтобы каждая сторона отныне могла развиваться в свою полноту. Святые отцы в доказательство своего мнения приводят слова Иоана Златоуста: «Творческая Премудрость разделила то, что с самого начала было одно, чтобы потом соединить в браке то, что Она разделила». Бог ничего не присовокупил ко взятой от Адама стороне, кроме личностного бытия. Указывают святые отцы и на то, что слово «ребро» — не единственный перевод еврейского слова. Его можно перевести и как «бок», «сторона». Чему и соответствует русское слово «пол» — пол мужской и женский, то есть как бы мужская и женская половина одной части. Единица разделена именно пополам! То есть на две равные части, так как ни две третьих, ни одна десятая не могут именоваться половиной.
Что произошло потом? Потом Господь благословил две половинки единого целого на брак: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею»… А что было после этого? «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый». А затем: « И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал и почил в день седьмый… И благословил Бог седьмый день, и освятил его…» Итак, наступили покой и радость… Которые затем омрачились человеческим грехопадением.
Почему Бог, наказывая Еву, сказал, что муж будет господствовать над нею? Дело в том, что грех лечится противоположным послушанием и подвигом. Если это две половины, то одна над другою возвышаться не может. А поскольку человек – творение Бога, то и возвыситься над Богом человек не может, не смеет. Однако же попытка возвыситься была сделана Евой. Искуситель пообещал, что, дескать, будете, как боги. И Ева, чтобы самой себя возвысить, первой отведала запретный плод. Грех возвышения исправляется подчинением.
Однако то же смирение и полное подчинение Богу мы видим и у Христа, Сына Человеческого! Откуда можно сделать вывод, что одинаковым грехом гордыни, самовозношения были поражены обе половины человека – и мужская, и женская. Потому и Христос, придя на землю, так же подчинялся Богу-Отцу до крестных мук и смерти, проявляя полную покорность воле Божией.
Почему Господь пришёл на Землю в образе Сына Человеческого, а не Дочери? Во-первых, так было угодно Господу… А во-вторых, здесь мы видим всё ту же искупительную линию: покаяние должен принести ВЕСЬ ЧЕЛОВЕК: мужчина и женщина. Христос и Богородица стали теми, кто претерпели и искупили своими невинными страданиями всего человека: мужчину и женщину. Потому, даже не зная Божьего Промысла, мы можем видеть, что для спасения любимого Божьего творения был необходим приход Господа исключительно в облике мужском.
Однако придя на землю, Господь везде восстанавливает попранную справедливость. Он с теми, кто унижен человеческой гордыней, гордыней возвысившихся людей. Так, Он рождается, как бедный Человек, к Нему приходят первыми бедные пастухи, коим весть принесли сами Ангелы, Божьи посланники. И весть о Воскресении так же приносят первыми униженные женщины – «неудобные свидетельницы», как их часто называют. Не потому что мужчины такие плохие, а женщины такие уникальные и замечательные. А потому что там, где Бог – там нет унижения, там нет несправедливости. От того — те, кого унижали, были подняты с колен.
Крестя ребёнка, до 15 века девочек заносили в алтарь равно, как и мальчиков, показывая этим, что благодать Божья присутствует со всем человеком в его полноте – с мужчиной и женщиной. В древней Руси мы видим немало примеров уважительного отношения к женщине, наравне с мужчиной. Никто из двух половин Божьей благодати не лишён.
Почему же церковь против женского священства? Священником женщина быть не может по той причине, что священник – литургическая икона Христа. А алтарь – это как бы комната Тайной вечери. Сам Христос взял Чашу в руки. Сам Христос велел «творить сие в Моё воспоминание». Литургия – это проживание вне времени Евангельских событий. И потому икона должна точно соответствовать событиям: Христос – Сын человеческий. Следовательно его икона – священник-мужчина. Иконой мы называем как бы список с образа, выражаясь языком художников. Каков образ, такова и его копия. И в таком случае женщина священником быть не может. То, что женщина не служит Литургию, не унижение, но порядок, установленный Богом.
Институт дьяконис был введён одно время исключительно для пристойности при совершении обряда крещения взрослых людей. Никогда дьяконисы не исполняли других обязанностей и тем паче не совершали со священником Литургию, как это делает дьякон. Говорят, что во время войны был вынужденный опыт женского священства за рубежом по причине нехватки мужчин. Однако рукоположенная женщина-епископ сразу же сложила свои полномочия, как только появилась возможность восстановления мужского священства.
А как же «нечистые дни»? У священства самые разные мнения на этот счёт: вообще нельзя ходить в храм; можно прийти, но ни в коем разе не проходить вглубь храма и не прикасаться к святыне, а дома не читать Евангелие; можно и нужно ходить в храм, целовать иконы и ни в коем случае не оставлять чтение Евангелия, но нельзя причащаться; можно креститься и причащаться, при угрозе смерти; можно и нужно причащаться всегда. Почему столько мнений? Потому что в самых ранних канонах Церкви об этом НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО, потому что первые христиане причащались всегда безо всяких оговорок… и мы имеем дело лишь с богословскими частными мнениями. И только. Эти частные мнения позже были закреплены, как каноны, под влиянием всё того же иудаизма. Многие отцы церкви склоняются к рассуждению, опять же, апостола Павла. Правда, оно сказано о животных и пище – ничего, из сотворённого Господом, нельзя почитать нечистым. Но из этого следует, что и физиологические процессы, которыми женщина управлять не может и которые определены Господом, людьми почитаться нечистыми не могут (чем страдали ветхозаветные иудеи-ортодоксы). Если уж среди животных никто не должен почитаться за нечистого, не тем ли паче выше человек?! В первые времена христианства иудеи старались перенести все иудейские обычаи и законы в православие, против чего восстал апостол Павел. Именно он был главным противником иудеев. В церкви в те времена было много распрей. Христос пришёл и изменил человеческие приговоры, однако некоторые обычаи иудеев всё же упорно сохраняются почему-то самими православными до сих пор. Святой Афанасий имел такое мнение: мысли о чистом и нечистом предлагаются «ухищрением диавольским, чтобы отвлечь от духовной жизни» людей. Этому мнению вторили многие другие, назидая женщину ВСЕГДА молиться её Сотворившему, ибо во все дни крещёная женщина имеет в себе Духа Свята.