Последнее время жизни о.Николая Гурьянова с острова Залита окутано ареолом таинственности. Когда летом 2002 года почил наш любимый батюшка, среди православных пронеслись нетипичные для церковной среды слухи о том, что о.Николай перед смертью находился в заточении, что его умучили, что с ним находились какие-то странные люди и многое другое…
Выход книги «Жил на острове подвижник» (издательство «Паломник» 2009 год), в которой собраны свидетельства очевидцев – духовных чад батюшки и посвященной столетию со дня рождения о. Николая, проливает свет на многие обстоятельства последних дней его жизни.
Вот одно из свидетельств. «Последние годы о. Николай был недоступен для большинства. «Келейницы» пропускали только узкий круг «своих». А всем говорили: «старца нельзя беспокоить». Калитка была заперта, да и забор построен ими высокий (кстати, Царственным Мученикам и в Тобольске и в Екатеринбурге тоже специально ставили высокий забор). К нему было пришпилено объявление, что не только записки не принимаются, но и у калитки стоять запрещено».
О своем положении батюшка говорил, что это его вериги. Самый конец его жизни прошел под знаком невероятного смирения перед обстоятельствами.
До этих «келейниц» батюшка отчитывал. Много приезжало людей, занимающихся экстрасенсорикой. Батюшка выносил икону, но они не могли к ней приложиться. Их не пускала нечистая сила. Лишь когда они каялись в своем грехе, тогда им удавалось приложиться.
Еще одно свидетельство. «Было много людей. На дверях висело объявление, будто батюшка не принимает даже записочки. Охранник сказал, что о. Николаю очень плохо, что он очень страдает и, когда его переодевают, очень кричит от боли. Это было за две недели до его смерти».
Из дневника духовного чада: «Позже появилась на заборе и цепь. Что поразительно, – ржавая, с руку толщиной. Смотреть было страшно. . . Отец Николай никогда не жаловался на свои скорби, все терпел. Видно, принимал скорби как от руки Божией. Только молился и молился. Он очень терпеливо нес крест своей жизни».
Зинаида Петровна Максимова из Пскова с болью в сердце вспоминает: «Батюшка сказал, чтобы через недельку – полторы я приехала: может все-таки пустят к нему. Я приехала, но Валентина так и не пустила. Я слышала, как батюшка умолял ее: «Ну, матушка! Ну что, мне на коленки перед тобою становиться?» И меня старался звать: «Зинаидушка!» А Валентина кричала: «Ни за что!!!» Не по-человечески себя вела, за руку оттаскивала. Хотя без Татьяны (Николаи) (второй «келейницы», примечание автора) она иногда бывала добрее. Та все пределы переступила. Конечно, прости меня, Господь, — я сама хуже всех. Я хуже всех…»
Уже после смерти батюшки до отъезда с острова «келейницы» несколько дней тайком что-то сжигали на дворе. Потом принесли людям тюки с батюшкиной одеждой на хранение, так как сразу все забрать не смогли. При этом предупреждали, чтобы в церковь (где батюшка 40 лет прослужил!) эти вещи никто не отдавал.
Отец Николай писал духовные стихи. В их содержании отражалась его жизненная мудрость и богодухновенность.
К Горе Святой, ко граду Божью
Различных множество дорог,
Но всех начало у подножья
Креста, на коем распят Бог!
Из стихотворения отца Николая Гурьянова «Путь Божий».
Батюшка часто повторял: «Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается». Он очень по-доброму улыбался, его глаза лучились любовью. Любовь стяжал кротостию и смирением, согласно слову евангельскому: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11,29). Кротость – это ответ души человеческой на любовь Божию. Все, что посылает Господь в нашей жизни, должно найти благодарность. Господь даровал батюшке много испытаний для стяжания мирного духа, кротости и любви. Он сам рассказывал о лагерных мучениях, пройти которые уму помогла только молитва. Вспоминал, как их гнали в стужу на работу, а у тропинки стоял на коленях замученный человек и тихо просил хлебушка. А когда их гнали обратно, этот человек был уже мертв… Рассказывая об этих испытаниях, батюшка всегда плакал.
Отец Николай родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда. Когда ему было 9 лет, мамушка Екатерина привезла его на остров Залита. Тогда на нем жил блаженный Михаил и встретил мальчика со словами: «Приехал драгоценный гость!». Этот праведник был одним из первых его духовных наставников. И батюшка просил: «Когда я умру, пусть меня похоронят рядом с блаженным Михаилом на кладбище». (Из воспоминаний игум. Георгии, настоятельницы Горненской обители в Иерусалиме).
Сам отец Николай поведал: «В ранней юности, когда я направлялся на вечернюю встречу с друзьями, у гумна с пшеничным зерном я увидел сидящего Господа нашего Иисуса Христа и Он мне сказал: «Никогда не ходи на гуляния!». Батюшка был Богом избран. С малых лет прислуживал в алтаре и пел на клиросе храма святого Архистратига Божия Михаила. Мамушка его была добрейший человек. Когда ее муж умер, она осталась с четырьмя детьми. Коля был самый младший и серьезный. С детьми он не играл, с девочками не разговаривал. С шести лет ходил только в храм. Маме было очень тяжело, но она радовалась, что хоть один к Богу тянется. Братья погибли в войну. Мамушка от перенесенных скорбей очень болела. Когда батюшка приехал на остров, у него были совершенно разбиты ноги после лагерей. Обычно ходил в калошах, в шерстяных носках, а зимой в валенках. Ему помогали разуваться и обуваться.
Отец Николай любил повторять: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» и «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».
С особым огорчением относился к невенчанным бракам. Говорил, что это очень большой грех. Одна раба Божия вспоминает: «После смерти мужа я поехала к отцу Николаю. Говорю ему: «Батюшка, что мне делать? Мой муж умер». А он отвечает: «Ну какой же он тебе муж? Ведь вы не венчаны?» — «Нет». И откуда он узнал, что мы не венчаны?..»
Одному человеку по дороге к пристани батюшка вдруг сказал: «Хорошо, что вы с супругой венчаны. Это очень много значит для вашей жизни, для потомства и для работы». Уже отплывая, человек осознал, что ничего об этом батюшке не говорил.
У одной пары не было 10 лет детей. Он благословил приехать с женой, повенчал их и родилась дочка.
Батюшка провидел тех, кто не венчан, и всегда наказывал им венчаться. Некоторых даже не подпускал к себе, если не венчаны. Тому, кто пьет, говорил: «Не пей! Плохо будет». Таких тоже сразу провидел.
Был такой случай. Один неверующий человек приехал на остров по своим делам. Заглянул в храм. Батюшка вдруг быстро подошел и, легонько ударив по лбу этого человека, произнес: «Водку любишь, а Бога не любишь». А потом вошел в алтарь. Тот человек и в самом деле выпивал. Сильно озадачился происшедшим и отстоял всю литургию. После молебна отец Николай опять подошел к нему и вновь слегка ударил в лоб ладошкой. При этом сказал: «Ну вот, – теперь ты Бога любишь, а водку не любишь». С тех пор этот человек спиртное в рот не берет.
Как-то раз приехала к отцу Николаю из Пскова одна заядлая курильщица. Она рассказывала, что и пяти минут не могла прожить без сигареты. А в то время батюшку закрывали еще только в келье на замочек. Вот она подходит к двери, зовет его, и он выходит в прихожую. Стоит и спрашивает из-за двери: «А что ты приехала?» — «Да хоть голос Ваш хочу услышать». Поговорили немного и она уехала. Потом рассказывает следующее. Когда пришла на работу, то вскоре ее стали звать, как обычно, на перекур. А она не поняла, что от нее хотят: после разговора с батюшкой совершенно забыла, что была курильщицей, и ни разу не выкурила ни одной сигареты. С тех пор она не курит. Это было просто чудо!
Повествует утешенная мамочка. «Когда Саша был маленький, у него после прививки против полиомиелита вышло осложнение: полностью выжгли желудок. Врачи не смогли ничем помочь, как ни пытались. Анализы показали полное отсутствие флоры в желудке. Были одни клоки мяса и сильный зуд, бактерии… В Пскове врач, видя наше отчаяние, сказала: «Бросьте мучиться! Съездите на остров Залита к старцу Николаю». У младенца даже кожи на шее не было.
Старец так принял нас! Мальчика и на руки взял, и маслицем помазал, и молился. Пока ехали до Пскова, ребенок заснул. Приехали, смотрю – ладошки розовые и уже с кожицей. А домой приехали – все залечилось. Все раны затянулись за каких-то полчаса…»
На остров ехали люди со всей страны. Монахи, священство, миряне – все находили утешение, христианскую любовь у батюшки и ответы на свои вопросы. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий пишет: «Мне, как священнослужителю, как епископу, очень важно было еще раз опытно ощутить и подтвердить, что кроме Бога, кроме жизни в Боге, кроме правды Божией, на земле ничего не важно, а является лишь сопутствующим и малозначащим: хвалят ли тебя или, наоборот, порочат, распинают или превозносят, беден ты или богат. Ты чувствуешь, что здесь все отмирает, все не важно. Есть только Бог, и есть вот этот старец, который хотел передать мне истину».
Игуменьей Варварой, настоятельницей Пюхтицкого женского монастыря передан нам уже исторический факт беседы с отцом Николаем, состоявшейся еще при патриархе Пимене. «Во время разговора я спросила: «Святейший владыка Пимен уже такой слабенький, отец Николай, кто будет следующим патриархом? Может быть наш митрополит Алексий?» – «Наш, наш будет. Непременно будет». Потом ручками развел и говорит: «Большому кораблю – большое плавание». Это было за 7 лет до его патриаршества.»
Зинаидушку, свою помощницу вел батюшка 26 лет по жизни. Вел просто и удивительно: «Пойдешь туда, тебе скажут то-то, ты ответь то-то и сделай так-то… Дай такой -то обет, а операцию делать откажись – ты только что выздоровела… Возьми на воспитание такого -то ребенка» и т. д.
Не смотря на очевидную святость батюшка к себе относился очень требовательно. Часто читал свое стихотворение:
Душа моя скорбью объята:
Я волю Твою не творю;
И дверь ко спасенью закрыта,
Закрыта дорога к Царю.
Закрыта моими страстями,
А их у меня целый лес,
Они возрастали годами:
Им место привольное здесь.
При последних словах отец Николай показывал на сердце. И каждому становилось понятно, что это именно у него страстей целый лес. Так батюшка преподавал еще один урок смирения. Всех исповедников поздравлял с очищением совести. Так и говорил: «Поздравляю вас с очищением совести!».
Следующий случай показывает насколько важно для человека со смирением принимать все то, что дает Господь. Нужно отметить, что иногда старец говорил иносказательно. Одной женщине батюшка говорит: «Супруг твой» – и показывает на брата. Произнес со значением. Женщина отвечает: «Это брат», – а он берет ее за локоточек и опять: «Супруг твой» и так до трех раз. Позже поняла она, когда уже брат запил, и многое от этого пришлось претерпеть. Ведь не вынесла она когда-то креста с пьющим мужем и ушла от него с детьми. Но от креста не уйдешь, теперь приходится брата терпеть.
В 1998 году А. Александровым был снят один из лучших православных документальных фильмов под названием «Почему мы православные», получивший главный приз на седьмом фестивале православного фильма. В нем есть эпизод: во дворе дома о. Николая Гурьянова. Как всегда много народа. Батюшка отвечает на вопросы. Среди других стоит обычная женщина. Вдруг, она совсем по — необычному начинает рычать грубым звериным голосом. И тем же звериным голосом надрывно кричит: «Мы не боимся, кто не правильно крестится. Молодец! Крестись неправильно (одному из приезжих)! Не учи их (батюшке)! Пускай грешат! В ад всех! Ездят по старцам! Сидели бы дома около телевизоров, нашей иконы антихристовой… Пускай в ад идут! Нечего им знать правды, пускай их обманывают! Пускай они телевизоры смотрят, в компьютеры играют! Пусть погибают! Ненавижу православных! Ненавижу! Самая противная вера – православная! Остальные все веры в ад пойдут! В ад! Всех в ад!» Вот так: ни много ни мало…
Все мы читали святых отцов, одно дело – читать, другое – видеть в жизни живую иллюстрацию из патерика. Старчество представляет собой непрерывный поток, который начался в глубокой христианской древности. У его истока находятся св. Антоний Великий, св. Макарий Великий и другие отцы Церкви. Старец Николай продолжал течение этого потока в его русле. У них – один Дух, одна молитва. Батюшкина молитва была также сильна и чудесна, как у пустынных отцов.
С чем еще можно сравнить старчество? Само солнце мы не можем объять. Но можем видеть отражение солнца в капле росы. В отце Николае видишь кусочек Небес, видишь отражение Бога в маленькой капельке чистой росы – душе старца.
Старчество – это когда человек полностью слушается Бога, а Бог слушает этого человека.