Игумен горы Синайской

Уроки веры №1 2018г

Поучения

Из книги «Лествица»

Книга Иоанна Лествичника многим сложна для чтения. Книга написана для монахов. И когда мирской человек подвизается её читать, он нередко начинает возмущаться: для чего церковь столь сурова к людям, что готова лишить их всех радостей земной жизни? Не лишне повториться: книга написана для монахов. Церковь никогда не требовала от мирян монашеского жития. Монах – это человек, принявший ангельский облик, это тот, кто восполняет число ангелов после отпадения части ангелов от Бога. Потому монах обычной человеческой жизнью не живёт. У него после пострига иная стезя – ангельская. Сложные духовные подвиги даются для тех, кто решил отречься от мирской жизни. Они непригодны для обычных людей. Говорить, что быть монахом хорошо, а быть простым человеком плохо – неверно. Бог ведь сотворил как ангелов, так и человека! Цель их жизни – разная. Но и те, и другие – в Божественном Промысле. Однако возникает другая проблема: отказываясь читать книги отцов церкви, мы много теряем. Ведь в них говорится и о том, что нужно в духовной жизни каждому из нас – будь он монах или мирянин. Потому что существуют и общие для всех ценности.
Из книги «Лествица» отобраны цитаты. Они могут оказаться полезными для обыкновенных мирских людей, кому, может быть, восприятие самой книги даётся не совсем легко.
Начнём с определений, которыми Иоанн Лествичник духовно характеризует людей. Кто такой человек нечестивый? «Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни Бога и о Творце своём Присносущном помышляющее, как о несуществующем». То есть, нечестивый – человек говорящий, что Бога нет. Впрочем, Иоанн Лествичник уже не называет такого человека человеком, но называет его безлико – создание. Человек без любви к Богу немыслим! Кто законопреступник? «Законопреступник есть тот, кто Закон Божий содержит по своему злоумию и думает веру в Бога совместить с ересью противной». То есть, если человек называет себя православным, но при этом говорит, что он разделяет и другие верования, потому что нельзя «узко» смотреть на веру, имеет дома какую-нибудь эзотерическую литературу, смотрит передачи о предсказателях и гадалках и ходит к ним – он есть законопреступник. Кто же есть христианин? «Христианин есть тот, кто сколько возможно человеку подражает Христу словами, делами т помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу». Вот такое простое определение! Христианин – тот, кто подражает Христу… Христос воплотился не как только Бог, но и как Человек. Для чего? Для того, чтобы быть нам примером. Бранится человек плохими словами – задай себе вопрос: а так ли говорю, как Христос? Хочется сделать дурное дело, обмануть, украсть – а так ли поступаю, как Христос? Ежели нет – мы не христиане. Мы уклонились от образа христианина.
Многие задают вопрос: а как спастись, живя в миру. Ответ простой: «Всё доброе, что только можете делать – делайте!» И далее – некоторое пояснение: «Никого не укоряйте, не оправдывайтесь, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, к нуждающимся будьте милостивы, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части…» Оказывается, что спастись можно самой обыкновенной праведной жизнью, не совершая каких-то сверхподвигов. Через малые повседневные дела можно снискать Божью благодать и Царствие Божие по смерти. Честно и в любви живи каждый день…
Мы часто имеем возможность видеть людей, жарко спорящих друг с другом. Меж тем многие святые отцы рекомендуют: даже если вы правы — скажите человеку один раз. Если вас не слушают – вы можете второй раз сказать более жёстко, предупредив о последствиях, чтобы человек не обвинил вас: мне никто не сказал… И оставьте! Не устраивайте дома ежедневных скандалов. Просто молитесь за человека и всё. Вообще, « кто в беседе упорно желает настоять на своём мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим дьявольским недугом; и если он так поступает в беседе с равным, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так и с большими себя и мудрейшимим, то этот недуг людей неисцелим». Что же, спросит кто-нибудь, соглашаться с неверным мнением? Нет. Но ссору, скандал устраивать по поводу разногласий нельзя! Можно — это один из выходов — спокойно сказать человеку, что, дескать, сейчас мы думаем по-разному, но жизнь приведёт нас когда-то к Истине и исправит того, кто был не прав. Особенно следует родителям обратить внимание на отроков! Если ребёнок объявляет Вам свои суждения так, будто, кроме него никто ничего не понимает, чадо серьёзно начинает заболевать. Ребёнок имеет право на своё мнение, но он обязан уважать чужое мнение. Если же мнение другой стороны для ребёнка неважно – это одержимость дьявольским недугом, она требует лечения. К тому следует помнить: «Кто вначале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирение».
О наших грехах. Все они «произошли не от кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виноват в ней – ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только моё нерадение». То есть согрешаем мы прежде духовно, а потом уже плотски. Мы разрешаем себе сотворить грех. Никакой бес изначально не может сотворить над нами насилия. Исполнителями его воли мы становимся потом, когда сами отдали ему себя добровольно. Тогда начинается наше рабство. Но начало – по нашей воле!
«Не старайся в чём-нибудь показываться праведнее других». «Не выставляй себя более боголюбивым, нежели прочие». «Когда повелели тебе поспешать, не будь медлен в действиях и хождении; иначе ты будешь хуже мятежных и бешеных». Почему сказано в столь резких словах? Это от того, что мы в таком случае будем толкать человека на грех гнева. Мы вдвойне будем отвечать за это!
«Ничто так не делает душу бесплодной, как нетерпеливость». Страсть нетерпеливости особенно надо контролировать в детях и отроках. Детство и юность обычно страдают этим недугом. Свойство быть нетерпеливым может наложить отпечаток на всю жизнь человека.
Первый признак, по которому определяется леность: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву. А если дела служения легки, то бегают от молитвы, как от огня».
Когда мы ловим себя на раздражительности, мы говорим, что это «нервы». А Иоанн Лествичник говорит, что «раздражительность … есть безобразие души». В пояснениях к книге рассказана такая история. Один молодой монах страдал гневливостью. Братия монастыря его раздражала. Тогда он решил уйти в пустыню, чтобы уединиться и победить страсть гнева. Захотев в пустыне пить, он налил в кружку воды, поставил кружку, но кружка покачнулась и вода пролилась. Гнев охватил монаха до такой степени, что он «хватил кружку о камень» до того сильно, что она разбилась! Оказывается, если мы рабы гнева – нам нет нужды в людях: мы будем гневаться на вещи, на погоду, на самих себя… Мы будем гневаться и живя среди людей, и находясь в пустыне, ибо страсть гнева, бес гнева поселились именно в нашем сердце, а не в каком-то далёком от нас месте или предметах. От своего сердца мы не избавимся, куда бы ни убежали. Вспоминается, как отец поэта Гумилёва ответил сыну… Сын никак не мог найти себе места в жизни и сказал, что уедет жить в Африку, чтобы там попробовать начать всё с нуля… Новые люди, новая страна… На что отец ответил: от себя не убежишь и в Африку! «Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему, то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек и наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится». «Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святаго, как гневливость». Батюшка предупреждает о серьёзнейшей опасности: можно из людей сделаться бесами! И это не аллегория, это сказано не в переносном, а в самом прямом смысле: мы можем потерять человеческую сущность и из людей сделаться бесами. Стал же бесом самый светлый ангел… Следует особенно избегать гнева отцу – главе семейства, а так же священнику. «Несвойственно льву пасти овец, несообразно видеть лисицу между курами; но еще несообразнее видеть пастыря гневливым, ибо лисица губит кур, а сей смущает и погубляет разумные души». Следите за собой: если вы гневаетесь на вещи или сами с собою, если вы наедине с собою мысленно спорите с обидчиками и доказываете им свою правоту – вы серьёзно и опасно духовно больны.
Нельзя страсть гнева сеять в человеке. Воспитывая детей, важно их не озлобить, не довести до состояния животного или, тем паче, до состояния беса. «Вместо врачебного орудия не употребляй бревно. Бревно – это жестокие слова и грубое обращение».
Свои гневные воспоминания, обиду на людей иногда носим в себе годами. «Памятозлобие есть… посрамление молитвы».
Бойтесь осуждать! – упреждают святые отцы. Старое духовное врачебное правило: «за какие грехи осуждаем ближнего, телесные или душевные, в те впадём сами; иначе не бывает!» Многие старцы, чтобы не дать себе судить ближнего, при первом движении осуждения говорили себе: бедный я, бедный! Тот человек согрешил и искренно покаялся. А я завтра согрешу так же и не найду истинных слёз для покаяния, не покаюсь так, как он! Кроме того, «судить, значит бесстыдно похищать сан Божий».
Что есть ложь? «Ложь есть истребление любви». Если лжёте человеку – вы не любите этого человека. Лжёте Богу – не любите Бога. «Бог погубит вся, глаголющие лжу». (Пс. 5;7).
«Рай чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник». Грех чревоугодия определяет для нас Божьи праздники застольем. Даже праздников праздник – Пасха – для нас иной раз выражается не в службе и участии в Евхаристии, а лишь в съедении скоромных продуктов. Мы меняем Искупление и дар Небесного рая на земной рай желудка.
«Тщеславный человек есть идолопоклонник». Тщеславие заставит нас поклоняться кому угодно, но не Богу. «Крайнее безумие – гордиться Божьими дарованиями». Злые духи тщеславия и гордости – одни из самых коварных. «Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия веселится, когда видит умножение добродетелей». При всём том мы не должны зарывать в землю таланты, которые даровал нам Господь. Небрежение к дару, который дал нам Сам Бог – греховно, кощунственно! Потому нужно быть особенно внимательным к своей душе: делать добрые дела, молиться за других, развивать таланты – всё это, памятуя о том, что «дух тщеславия веселится, когда видит умножение добродетелей»… Особенно строг Иоанн Лествичник к монахам: «Гордый монах не имеет нужды в бесе, а сам делается для себя бесом и супостатом». «Кто пленён гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое».
«Кротость – щит против огорчений». Невоцерковлённые люди часто возмущаются тем, что церковь «проповедует смирение». При том, о смирении имеют весьма смутное понятие. Смирение не заключается в бездеятельности, в проповеди непротивления. Сергий Радонежский благословлял князя Димитрия бить и гнать татар, а не покорно жить рабами. Сам Господь взял в руки бич и выгнал торгующих из храма. Смирение не предполагает жизнь в трусости, равнодушии, подлости, бесчестьи. Смирение – это умение пережить трудную ситуацию без сокрушения души, без сокрушения духа, без сокрушения веры. В наше время отец Георгий со святой горы Афон сказал фразу, ставшую крылатой — говорить: заколи меня, янычар, чтобы я стал святым, — мы не будем. А вот пережить огорчения, тяжёлые жизненные ситуации нам поможет не озлобленность, а кротость и смирение.
Наше самомнение очень мешает нам. «Когда конь бежит один, ему кажется, что он скоро бегает; но когда находится в бегу с другими, тогда познаёт свою медленность». «Свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветки кверху; а когда оные наклоняют, то скорее бывают плодоносны». Тяжёлые лимоны тянут ветки вниз. И они клонятся долу под тяжестью плодов. Пустые ветки обычно бодро поднимаются кверху – их ничто не тяготит и они красуются своими листьями. Но они бесплодны.
Человеческое тело, вопреки встречающемуся мнению, пришедшему к нам от язычников, что тело есть «темница души», — нам дано Богом не для нашего отягощения, а для помощи духу. Мы должны быть особенно внимательны к болящим, помогать им и делом, и молитвой. Больной, страдающий человек часто надламывается духом. «Немалое внимание нужно нам в то время, когда тело немоществует. Ибо бесы, увидевшие нас, лежащих на земле, не могущих уже от изнеможения вооружиться на них телесным подвигом, покушаются нападать на нас с особенной жестокостью». Тело нам тоже дано для подвигов, для возможности эти подвиги совершать. Меж тем, болезнь часто может даваться нам при нашей ленивости. «Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугами».
Иногда нам некогда оказать внимание нашим близким, потому что мы очень заняты молитвой. «Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая».
Научить греху другого человека страшно: «Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом, пришедши в чувство, начал каяться, очистился от греха. Но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было.»
«Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают преодолевать трудности». Человек при этом полностью дезориентируется: ему кажется, что он трудится ради полезного дела, преодолевает неимоверные трудности – и в этом его подвиг, служение Богу и людям. Но истина совершенно в другом: он лишь напрасно тратит силы. А мог бы принести пользу, исполняя простое, повседневное дело. Трудности мы себе часто создаём сами. Мучаемся от сложного и в сущности ненужного дела. Или объявляем войну тем, кто нам видится несправедливыми. «Если Христос, хотя и Всемогущий, телесно бежал в Египет от Ирода, то пусть дерзновенные научатся не вдаваться безрассудно в искушения». Никто не учит нас поступать не по правде. Но многие ситуации требуют серьёзного взвешивания: стоит ли овчинка выделки? Изменится ли что-нибудь от нашей жертвы или она не принесёт плода? Спасём ли кого-то или только погибнем сами, сокрушившись духом?
Думается, что каждый человек из этих немногочисленных цитат сможет вывести для себя правила поведения, правила духовной жизни. Эти правила просты. Но, как говорится, где просто – там Ангелов со сто. Дай Бог нам суметь применить всё это в нашей жизни.