Василий Васильевич Тёмный

15 век. Русские давно потеряли доверие к Византийской и Греческой церквям. Всё чаще всплывали наверх устремления Византии к объединению восточных и западных церквей. Дескать, нужно примирение двух «сестёр», двух ветвей одного древа. Желанное для Византии и Рима объединение получило название – уния.
В 1439 году июле месяце состоялся Фераро-Флорентийский собор с целью провозглашения унии. Основными догматами унии стали считаться догматические положения Римско-Католической церкви. Верховная власть отныне принадлежала римскому папе. Византия согласилась принять филиокве. Греческая церковь теперь стала именоваться Греко-католической, а её паства — католики византийского обряда.
На этот Флорентийский собор очень спешил митрополит всея Руси Исидор – грек, поставленный Константинополем в Киев 1436 году. Считалось, что Исидор и был главным устроителем унии и «единой Христовой церкви». На Киевский митрополичий престол он был посажен не случайно: нужно было подготовить почву для обращения России в католичество. От имени Русской церкви Исидор поставил под унией свою подпись. Домой он не торопился возвращаться – он направился в Польшу, где с успехом обратил поляков в униатство.
Русская московская церковь негодовала: Исидор «царя обольстил (т.е. константинопольского) еси, патриарха смутил еси, царствующий град погибели исполнил еси»… В 1441 году прошёл слух, что Исидор решил воротиться в Россию. Москвой правил внук Дмитрия Донского — Василий Васильевич Тёмный. Прозвище своё он получил из-за горького события… Был такой странный и жестокий обычай в средние века – пленников ослепляли.
Дмитрий Донской первый передал власть не по старшинству, а по наследству – своему сыну Василию Димитриевичу. И сын – так же по наследству своему сыну – Василию 2 Васильевичу. Передача власти по наследству давала возможность государству окрепнуть. Но это вызвало недовольство среди родственников. В результате вспыхнувшей войны между князьями власть переходила несколько раз из рук в руки, московский престол захватывал то один князь, то другой. Вначале по приказу Василия Васильевича был ослеплён его двоюродный брат, сын Юрия Дмитриевича Василий Юрьевич, а потом ослеплён и сам Василий Васильевич. Так он и получил прозвище Тёмный, т.е. незрячий. Престол в Москве Василий Тёмный потерял и обосновался в Коломне. Однако москвичи выбрали царём Василия, а не его дядю Юрия, сидевшего теперь в Москве. Москвичи на подводах потянулись в Коломну. Князь Юрий, видя к себе неприязнь москвичей, которые так и не позвали его на царство – сам ушёл из Москвы. Василий 2 взял в Ферапонтовом монастыре благословение вернуть себе престол. Его политикой была политика «собирания Руси» — то есть ликвидация мелких княжеств и превращение Московского княжества в сильное и мощное государство. Вернулся Василий 2 в Москву, вернулась из ссылки и его жена – Мария Ярославовна. Она была ещё совсем молодой женщиной, когда попала в жернова междоусобиц: на втором году супружеской жизни, беременная, она пережила заключение в тюрьме и ссылку. Однако она не сломалась духом. Не зря она была внучкой героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Она помогала слепому мужу править княжеством. Многие грамоты подписаны её рукою и от её имени. Она родила мужу семерых сыновей и двух дочерей. Второй сын их – Иван (первенец умер, второй сын остался старшим) – будущий государь Руси Иван 3. И он продолжит отцовскую политику «собирания Руси» и разорвёт ханскую басму. Русь освободится от татарского ига. А его мать, великая княгиня Мария, настрадавшись от княжеских войн, до конца жизни следила, чтобы её дети не ссорились и не затевали кровопролития. Приняла постриг с именем Марфа.
На Московском престоле был Василий Васильевич Тёмный, когда Исидор решил вернуться в Россию и там продолжить после Польши своё чёрное дело. Великий князь, прознав о приближении Исидора к России, специально собрал Архиерейский собор. Подоспевший к собору Исидор был обвинён в предательстве православия, низложен и заключён в Чудов монастырь под стражу. (Оттуда низложенный митрополит, правда, бежал в Литву.) Русская церковь осталась без архипастыря. По указу государя Василия Тёмного во главе московской церкви стал митрополит Иона. Москва провозгласила унию ересью, объявила, что унию отвергает и не считает действительной подпись низложенного Исидора, которого специально поставил на Москву Константинополь. Отныне Москва отделяется и от Киева, и от Византии, и от греков. А позже, в 1448 году Василий Васильевич вновь созывает Собор, на котором митрополит Иона официально, собранием русских епископов избирается митрополитом всея Руси, а Московская церковь объявляется автокефальной. Западная же часть русской церкви – Киевская — так и осталась под властью униатов.
Этот поступок Московского княжества был вызовом всему миру. Москва фактически объявила всем, что она самостоятельна и с нею придётся считаться всем государствам, хотят они того или нет. Византия и Рим были в гневе: Русская церковь, по их мнению, проявила неслыханное самочиние – выбрала сама митрополита, отказалась от унии. На эти обвинения Москва ответила совершенно твёрдо, спокойно и со знанием дела: по 15 правилу Двукратного Константинопольского Собора 861 года местная церковная организация может порвать каноническое общение с высшей церковной властью, если эта власть впала в ересь, и объявить себя автокефальной. И потому Москва объявляет себя третьим Римом. Два пали – первый Рим – это Рим, в котором родилась православная церковь, и второй Рим, в котором православие укрепилось – Византия. Теперь же Москва будет третьим Римом, который сохранит чистоту Веры Православной до скончания века. Четвёртому – не бывать! Историк Соловьёв потом так охарактеризует это событие: «Это одно из тех великих решений, которые на многие века вперёд определяют судьбы народов».
Очень большая часть православных всего мира посчитала Флорентийский собор недействительным. В 1443 году патриархи Иерусалимский, Александрийский (Египет) и Антиохийский (Сирия) созвали Поместный Иерусалимский Собор, где уния была предана анафеме. А что же Византия? Византия упорствовала. 12 декабря 1452 года в кафедральном соборе Святой Софии была отслужена Литургия с поминовением папы и в соборе же были оглашены положения унии. И что же? Это, заметим, был конец 1452 года, месяц декабрь. Уже в мае 1453 года Константинополь пал — турки захватили город и собор Софии. Император погиб. Собор, в котором помянули папу, стал мечетью. Византии больше не существовало. Наследником Византийской империи провозгласил себя турецкий султан Мехмет 2. Турки захватили Балканы.. Всё больше верных монахов, священников и мирян говорили о том, что случившееся – кара Божия Византии и грекам за отступничество от Веры Православной и за их единение с католиками: вот, что бывает, когда объединяются с еретиками — урок на все времена православным! На соборе Софии, где помянули папу и провозгласили католические догматы — не уцелели кресты. А жители Византии и Балкан попали в мусульманское рабство…
Далее случилась неожиданное событие. Турецкий султан Мехмет 2 был человеком умным, дальновидным. Удивительно, но он стал орудием Божьим: именно он вернул ортодоксальное Православие! Он сразу оценил ситуацию: его империя огромна. Удержать власть в такой большой державе трудно. Запад начнёт помогать христианам и объявит против турок крестовый поход, мусульманское иго будет сброшено рано или поздно. Для спасения Османской империи нужно сделать так, чтобы католический Запад отказался помогать Византии и Балканам. Мехмет сам лично стал разыскивать православного Георгия-Геннадия Схолария, которого во всём южном православном мире считали честнейшим человеком и строгим ортодоксом, непримиримым противником унии. Во время войны с турками он был схвачен и продан в рабство на мусульманский Восток. Султан Мехмет 2 нашёл его, вызволил из рабства и поставил на патриаршую Константинопольскую кафедру! Так Православие вернулось в Византию и на Балканы. Воистину, Бог может сделать орудием справедливости любого, кого пожелает! С приходом Геннадия вернулось Православие и в Грецию.
Казалось бы, отношения Константинополя и Москвы должны теперь были возобновиться. Однако Василий Тёмный отверг вновь всякие сношения с Константинополем. Василий Васильевич понимал, что православный патриарх поставлен мусульманином. Что из этого выйдет в дальнейшем – неизвестно. Бесспорно, для Константинополя и греков патриарх–ортодокс – спасение. Но что получит Москва, косвенно поставив себя в зависимость от турок, общаясь с патриархом, которого держат на престоле бусурмане? Сегодня Мехмет думает так, а завтра – иначе. Москва и на этот раз отказалась поддерживать отношения с Константинополем и Грецией, предпочитая остаться незапятнанной, автокефальной – т.е. самостоятельной церковью.
Через 45 лет в Константинополе официально уния будет отвергнута, как ересь. Пока же, в 1459 году из Рима был послан Григорий Болгарин на Русь, чтобы возглавить Русскую церковь. Но его в Москву просто не пустили силой. Не солоно хлебавши он уехал. Годом ранее, в 1458, разделились Киевская и Московская церкви. Москва никак не желала общаться с теми, кто ославил себя еретическими сношениями. На Соборе 1484 года Греческая церковь официально аннулировала Флорентийское соглашение, которое не принесло на землю Греции ничего хорошего, но лишь беды и мусульманское иго на много-много лет. Одни греки стенали: почему Бог не помогает православным? А другие им возражали: ведь веру, переданную людям Самим Христом, Греция не сохранила. Что же Богу было беречь и спасать? Вот и попала Греция под власть турецкого султана.
А что же Москва? Россия за это время оформилась в крупнейшую державу в Европе. Россия оказалась фактически единственной независимой православной страной во всём мире. Православные всего мира расценивали это, как особую награду Руси от Господа за стойкость в вопросах чистоты веры. Русь осталась одна, но не поколебалась. Одна и сохранилась невредимой и даже стала богаче и крепче прежнего. Теперь для покорённых православных народов Русь — единственная поддержка. К ней постоянно обращались за помощью, в том числе и финансовой. Москва никому не отказывала. Уже тогда в Москве стала появляться идея об объединении православных всего мира в одну державу, где строго будут исключены любые ереси, а власть будет принадлежать только верующему государю-ортодоксу, который лично, как Василий 2 Васильевич, заинтересован в сохранении чистоты веры. Только истинная православная вера, основанная на апостольском предании, способна создать крепкое государство, хранимое Богом. Весь мир скорбел. И в 1492 году предсказывали конец света. Москва же крепла. Любимый сын Василия 2 – Иоанн 3, которого Василий Тёмный с 10 лет привлекал к государственным делам и ставил на документах две подписи – свою и сына, — весьма резко отвечал константинопольским патриархам. Русь заставила с собою считаться.
И всё же торжество Православия на Руси было не полным: патриаршей кафедры Русь не имела. Об этом ей при случае старались напомнить все, кому не лень. Каждый мог уязвить, что, дескать, как вы не старайтесь, а будете второсортными. Установление патриаршего престола на Москве стало насущной необходимостью. Последний в роду Рюриковичей – царь Фёдор Иоанович и царица Ирина Годунова с братом Борисом Годуновым смогут решить и эту проблему. В 1589 году на Москве станет первым русским патриархом Иов.
Обращает внимание то, что именно для двух этих государей – Василия 2 Васильевича Тёмного и царя Фёдора Иоановича, утвердивших Русь самостоятельной Православной державой, для двух государей, противостоявших всему миру, боровшихся за чистоту Церковного Предания – не нашлось у историков добрых слов. Василий Васильевич Тёмный объявлен историками слабовольным, злым, государем, который никогда не правил, «то по слепоте, то по слабоволию». А Фёдор Иоанович и вовсе объявлен историками «слабоумным», который только молился и ничего не делал. (К слову сказать, не мешало бы многим понять, что истинная умная молитва иной раз спокойнее, безопаснее и лучше многих дел!). Так же и о государынях Марии Ярославовне и Ирине Фёдоровне чаще молчат. Будто не внесли они никакого вклада в историю Русской державы. А если говорят, то часто так же недобро: называют, например, царицу Ирину — гордой и самолюбивой; женщиной, которая жаждала власти и пыталась править при слабом умом муже. Ну, и Борис Годунов не заслужил добрых слов… Понятно, что историки-атеисты не могли оценить деяний этих царей по заслугам. Но где же наши православные историки? Потомки должны помнить об этих людях. А ежели у них случались грехи – тот, кто без греха, пусть первым бросит в них камень…