Мы часто сейчас говорим о патриотизме – т.е. о любви к Родине. Иногда сетуем на то, что наши молодые люди, по нашим понятиям, не почитают Отечество, армию. Но прежде чем упрекать молодёжь в равнодушии к Родине, проанализируем, что понималось раньше под словами «патриотизм», «воинская доблесть», как понималось чувство долга перед Отечеством.
Обратимся к книге Петра Николаевича Краснова «Тихие подвижники».
Книга начинается с воспоминания об одной братской могиле. Надпись над ней гласила: «Воины благочестивые, славой и честью венчанные».
Пётр Николаевич вспоминает, как умирал один из его солдат. Этого молодого парня тревожило лишь одно: «Отпишите, Ваше Высокоблагородие, отцу и матери, что… честно… нелицемерно… без страха».
«Трагизм смерти от тяжёлых ран заключается в том, что всё тело ещё здорово и сильно… оно не готово к смерти, не хочет умирать… и потому так трудно… молодому и здоровому человеку умирать».
Тем не менее – свидетельство медсестры: «Я не видела солдата, который не умирал бы доблестно. Смерть не страшила их, но успокаивала».
П.Н.Краснов подтверждает: «…Умирали легко. Потому что верили».
Один из умирающих солдат говорил медсестре: «…Как хорошо за Родину помирать».
Это чувство не было фанатизмом. Как русские солдаты умирали – с высоким чувством долга перед Отечеством, так они и жили. Случился удивительный парадокс: при всей отвратительности и бездушности войны (всегда и везде), на этой же войне русский солдат являл собою, как пишет П.Н.Краснов, — «героя Долга» и пример высокой Христианской любви. «…То ли чувство долга и любви к ближнему в крови русского солдата и привито ему в семье и церкви?»
В книге описан один удивительный поступок русских военнопленных в Венгрии. Они построили маленькую часовню. Её строили из «русского леса» — досок от ящиков, в которых посылали военнопленным посылки из России. «Пойдёшь сюда и чувствуешь точно в Россию пошёл».
Чувство этой тонкой, безграничной любви к Родине отличало солдат всех национальностей. «Австрийско-Германское командование, заинтересованное в раздроблении России и порождении розни между народами, составляющими Русскую Империю, тщательно выделяло в особые лагеря поляков, украинцев и мусульман».
Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный лагерь и построил им каменную мечеть. Мусульманам предложили спеть свою молитву. «Вышли вперёд муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подравнялись и тысячеголовый хор, под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянули:
— «Боже, Царя храни…»
Показывавший лагерь в отчаянии замахал на них руками».
А ведь в плену было запрещено петь гимн, за это строго наказывали.
Молодого пленного солдата поставили на завод – подкидывать уголь в печь. Работа не трудная. И казалось бы, русскому пленному, радоваться… Но у парня в голове была одна мысль: «Не делаю ли я чего против присяги?» И узнал, что на этом заводе делают пули. «Работать больше не буду. Это против присяги, а против присяги я не пойду,» — объявил пленный. Парня пытали. Испугавшись, что он не выдержит пыток, парень со словами: «За Веру, Царя и Отечество,» — отрубил себе на правой руке все пальцы. Этот случай не является единственным в русской истории.
Что же было главным для русского солдата? «Воины благочестивые…» Благочестие! Благая честь – вот основное понятие, лежащее краеугольным камнем в воспитании патриотизма. О Родине должна слыть благая честь. А благая честь Родины складывается из благой чести каждого гражданина Родины. Всё, что порочит честь Родины – грех. С этим жили, с этим умирали и в военное, и в мирное время. В бою или в работе благочестие стояло выше собственное жизни, благополучия. Так были воспитаны и простые люди, и лучшие представители дворянства.
Воспитываем ли мы в своих детях благочестие? Вкладываем ли в детскую душу мысль: худая слава о Родине – наш личный грех?
Мы знаем немало примеров,, когда русские эмигранты, изгнанные из своего Отечества, горячо молились за победу Советской Армии в Великой Отечественной войне. Вот великий пример благочестия: слава и честь должны венчать Родину…, а личное — оно не в счёт.
К сожалению, о благочестии мы задумываемся сейчас мало. Многие годы родной истории ( в совершенно разные эпохи) очерняются, гражданские войны воспринимаются не как беда Отечества и народа, а как предмет ненависти и презрения к тем или иным соотечественникам (а ненависть – и вовсе не христианское чувство), собственное благополучие и радение о куске хлеба иногда ставят превыше радения об Отеческой славе. Себя мы оправдываем: мол, не очень –то легко нам живётся в государстве. Но вспомним, что в войне 1812 года принесли немалую пользу боевые действия крестьянских отрядов. А крестьяне были крепостными. И жили похуже нашего. Однако же, о славе Отечества радели, греха пред Богом и Родиной страшились. Значит дело не в экономическом благополучии (хотя и это честь Родины!). Просто, нужно совершенно сознательно, воспитывать в себе и детях духовный стержень – благочестие.