«О том, как можно много раз наступать
на одни и те же грабли…»

Дело обучения и образования детей и молодёжи есть дело первостепенной важности для каждого гражданина, каждого родителя.
Предо мною книга 1900 года издания. Называется она «Русская общеобразовательная школа». Автор А.Ф. Масловский дал книге подзаголовок: «Мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы».
«…Неисповедимым промыслом Божьим я поставлен во главе большой семьи…»
Суть в том, что прежняя программа гимназий и реальных училищ графа Уварова заменена на программу графа Толстого, который был тогда Министром Просвещения. Однако, что удивительно: если не обращать внимание на частные вопросы, касавшиеся уваровской и толстовской гимназий, а смотреть на вопросы, касающиеся школы вообще, — то спрашиваешь себя: а точно ли книга 1900г. издания? Может быть, нашёлся умный человек сейчас? И решился написать о нашей современной школе?
Во всяком случае – далее идут цитаты. Судите сами! Это мысли не учёного мужа, но мысли неравнодушного отца…
Можно с полной уверенностью сказать, что в настоящее время в России нет таких семей, которые бы доверяли современной школе детей, без серьёзных опасений, что они не подвергнутся там самым неблагоприятным влияниям во всех отношениях. Ужаснее всего то, что отдавая поневоле туда своих детей, русские родители не сомневаются в том, что их там учат не тому, чему следует и совсем не так, как того требуют современные условия жизни… Верных 9/10 русских детей всецело приносятся в жертву нашим школьным непорядкам, с единственной надеждой, что, авось, не всё доброе в них будет искалечено… Это заветное русское «авось», по видимому, весьма редко осуществляется в деле, потому что наше общество наполняется людьми, плохо воспитанными, малообразованными и не развитыми, при том условии, что количество средних учебных заведений у нас довольно быстро возрастает, также, как и число студентов университетов, за последние 26 лет утроившееся.
…Насущных интересов русской семьи мы там не видим. Будем надеяться, что на этот раз Министр Просвещения не отнесётся холодно и безучастно к естественному праву русских родителей иметь своё суждение в этом жизненном для них вопросе. При этих только условиях можно… не терять надежды, что истинные интересы русских отцов и детей, а за ними и всей России, не будут забыты.
В русском образованном обществе заметно понизился уровень нравственного и религиозного воспитания. Молодые люди … отличаются незнанием русского языка и поразительным незнакомством с русской литературой. Нельзя мириться с мыслью, что мы никогда не добьёмся от нашей общеобразовательной школы основательного обучения хотя бы двум иностранным языкам.
Опасно перепроизводство людей с высшим образованием только по дипломам, людей, только называющихся образованными, а в действительности ни к чему не пригодных. Это своего рода самообман, от которого так жестоко страдает русское общество вообще и правительство в частности.
Казалось бы такой ежегодный значительный прилив образованных людей должен сильно отражаться на умственном и вообще культурном развитии страны, а между тем, этого совсем незаметно. Ужас охватывает нас, когда подумаешь, что сколько бы ни возрастало число учебных заведений, сколько бы на них не тратило материальных средств правительство — … наше положение будет только ухудшаться.
…Школа…должна сделать со своей стороны всё возможное, чтобы развить в своих воспитанниках волю, направляемую религиозными и нравственными началами. Довольно туманных опытов, оплаченных столь дорогою ценой, как систематическая порча нескольких поколений русской учащейся молодёжи.
…Процветают, если не по качеству, то по количеству, одни только гимназические учебники… слишком обременительно отзывающиеся на скудных карманах и без того обездоленных родителей.
… Школа обязана относиться самым объективным образом, ничего не предрешая, а всячески содействуя учащемуся получить средства к развитию той стороны его ума, которая в нём преобладает. Но для того, чтобы этот выбор мог быть сделан разумно, необходимо, чтобы общеобразовательная школа также разумно и объективно сделала своё важное дело – дать учащемуся ясное представление об окружающей его жизни природы вообще и человека в особенности. В состав этой … задачи… входит ознакомление учащихся в главных чертах со всем, что определяет отношение человека к Богу, природе, обществу и отдельным людям… В гимназическом курсе не оказывается надлежащего места и времени для изучения таких действительно общеобразовательных предметов, как – Закон Божий, родной язык и литература, история русская и всеобщая, география, иностранные языки и наука о жизни природы.
Историю можно сделать предметом сухим, обременяющим только память и не приносящим никакой пользы, также как и обратить в могучее средство возбуждения в учащихся любви к знанию… Историю всегда почти преподают в более или менее искажённом виде, с искусственными сокращениями в одних местах, с целью скрыть от учащихся целые эпизоды и даже исторические эпохи. Самый главный… недостаток постановки преподавания истории заключается в том, что она преподаётся.. сухо, бездарно и тенденциозно… как бы нарочно с целью заглушить в учащихся всякий интерес к этому важному предмету и обременить одну только память. В виду того, что история, за исключением филологических… и историко-филологических факультетов… не преподаётся, приходится признать, что наши гимназисты этим скудными историческими сведениями, в большинстве случаев, должны ограничиваться всю жизнь.
… В известном письме своём … князь Васильчиков писал графу Толстому: «Мы с Вами принадлежим к тому разряду счастливцев, которые могут выдержать без расстройства всякие испытания, преодолеть всякие трудности и пожертвовать большими суммами для воспитания наших детей, не причиняя себе никаких стеснений. Но нас не много, тысячи полторы или две семейств в России, для всех же прочих, для людей не только беднаго, но и средняго состояния, для всего провинциального дворянства, для большей части купечества и всех разночинцев, задача, Вами предложенная для воспитания, неразрешима и невыносима.
Если в среде педагогов незаметно открытаго протеста, то только потому, что они воздерживаются от этого по нужде, для сохранения своего положения… Вы творите испытание, которое русское общество не выдерживает. [Хорошие] школы устраиваются для нескольких десятков избранных учеников, с платою за каждого из них, не менее 3 000 франков в год, не считая разных непредвиденных и дополнительных расходов. Не о таких баловнях судьбы мы должны заботиться у нас в России, а о массе детей русских, недостаточно обеспеченных семейств, в настоящее время, не имеющих возможности получить не какого-либо особо усовершенствованного образования, а такого упрощённого, которое бы хоть сколько-нибудь помогало сносно справляться с трудными и сложными условиями современной жизни.
Нельзя искусственно и насильственно удерживать школьную систему, против которой стоит всё русское образованное общество, как один человек. Человек должен задаваться целью служить своей стране и своему народу и через их посредство работать на всё человечество, а не наоборот. Без прочной основы своей будущей умственной и нравственной личности… это будет… безпочвенно образованный человек, нигде не находящий дела, не знающий и не любящий своего Отечества, вечно скитающийся по чужим краям и нигде не обретающий удовлетворения и успокоения.
Когда России приходится перестраивать свои государственные и общественные учреждения, мы… всё берём напрокат их чужих краёв… Если юноша не впитал в себя русского национального духа в общеобразовательной школе, то в специальной он уже не сделается русским человеком. …Сказывается самым горьким образом ужасный порок нашей средней школы, заключающийся в том, что она всё подготавливает своих учеников к высшему специальному образованию и совершенно забывает готовить из них людей прямо для жизненной деятельности, не требующей специальной подготовки.
Главным образом <ученики> поголовно не знакомы с родной литературой, не сведущи в русском языке, на котором они ни говорить, ни писать свободно, ни читать толково не умеют. Затем они являются круглыми невеждами в иностранных языках, на которых даже правильно механически читать и писать не могут, не говоря уже об умении свободно переводить, а тем более самостоятельно владеть языком на письме… Жертвы нашей средней школы выносят из неё чрезвычайно смутные и узко-формальный знания по части христианской религии. …Государственная, общественная и частная деятельность нуждается в меньшем количестве людей с высшим специальным образованием и в гораздо большем числе скоромных, но хорошо воспитанных людей, обладающих солидным общим образованием. Знание… только тогда и полезно и производительно, когда оно глубоко проникает в сознание человека, а полузнание составляет лишь вредную роскошь, ни к чему не пригодную.
В классе… одновременно обучаются около 30-40 учеников, обладающих разнообразными умственными способностями и не одинаковыми знаниями… Лучшие ученики по каждому предмету вынуждены задерживаться в ходе своих занятий, а более слабых необходимо форсировать. И то, и другое имеет свои вредные последствия… Эти недочёты, возрастая всё более и более в следующих классах, нередко сильно задерживают правильный ход умственного развития учащихся.
Некультурное общество напоминает тех же детей… Не будучи сами образованны, родители не ощущают сознательной потребности в образовании и для своих детей.
В основу экзаменов последняя реформа положила резкое недоверие к преподавательскому и административному персоналу школы, поставившие его в совершенно ненормальные отношения к учащимся, хорошо это понимающим. Полученные … пакеты тщательно сохраняются под замком до момента соответственного экзамена, когда торжественно вскрываются… Ученики рассаживаются за отдельными столиками для разрешения предложенных загадок. Работа производится под бдительным надзором, имеющим одну главную цель, поставить экзаменующихся в совершенно беспомощное положение… оградить их от всякого нравственного ободрения и поощрения.
…Встречались гимназии, в которых на 300-400 человек учащихся удостаивались получения аттестата зрелости 1-3 человека. Бывали случаи, когда преподаватели признавали присланные математические задачи неразрешимыми и усматривали в этом своего рода задачу на пробу догадливости. Экзамен при таких условиях получает значение какого-то конкурса на звание лучшего отгадчика шарад и замысловатых ребусов, а не испытание степени знаний по математике.
Наибольшее умственное развитие человек получает от ознакомления с изящной литературой. Беда, когда человек вступает в жизнь без всяких идеалов, не запасшись ими ни в семье, ни в школе. Их уже не найдёт он в современной жизни, а без них и скучно жить, и ничего не сделаешь путного из собственного, мизерного существования.
Для всякого русского человека, на какой бы ступени он не стоял, необходимо толково читать на церковно-славянском языке.
Надо когда-нибудь осознать, что разумная организация школьного дела немыслима без очень больших затрат, перед которыми нельзя останавливаться, если от правильного умственного и нравственного развития молодых поколений зависит благоденствие страны. Школа, парализующая животворную инициативу своего преподавательского персонала, сама себя обрекает на прозябание. Ради Бога, войдите в это ужасное положение учителя, который должен беспрекословно выполнять волю пославших его, даже и тогда, когда его самого переворачивает от этого истязания, какому он невольно подвергает своих учеников. Неужели всё по предписаниям Министерства Народного Просвещения, составленным и редактированным чиновниками, или никогда ничего не преподававшими, или забывшими, как это делается?
Существует распространённый афоризм, утверждающий, что победой над Францией в 1870 г. Германия обязана своему школьному учителю. Материальное, общественное, государственное и педагогическое положение наших учителей до такой степени невозможное, что нужно удивляться, что на этом поприще… попадаются истинно достойные люди. …При скудном заработке… после тяжёлой и нервной работы в школе, человек не только не может удовлетворить насущные нужды свои и семейные, но постоянно находится в тревожном состоянии духа за своё ближайшее будущее, решительно ничем не обеспеченные на случай болезни, несчастия и какого-либо переворота в жизни. Преподавательская деятельность даже при благоприятной обстановке сама по себе действует на человека раздражительно. Нормальные занятия в школе в огромном большинстве случаев не обеспечивают материальных нужд учителей, последние вынуждены, где это возможно, прибегать к значительному усилению своего труда дополнительными частными уроками, а так же совершенно посторонними занятиями, что отражается крайне вредно на качестве их работы, состоянии духа и физического здоровья. К этим невзгодам учительской профессии надо присовокупить чуть ли не ещё более важную и вредную – отнятие всякой преподавательской инициативы в школьном деле. Педагогическая карьера в России представляется наименее привлекательным делом.
В школе – главным образом залог будущего благоденствия страны, и потому о школе никогда нельзя забывать.
А.Ф. Масловский.
«Русская общеобразовательная школа»,
СПб, 1900г.

К этим цитатам остаётся добавить: завидное постоянство в России! Изменится ли когда-нибудь сия поразительная константа? Ведь если из текста убрать слова: реальные училища, фамилии князя Васильчикова, графа Толстого, — то просто никто не поверит, что всё это было написано 100 с лишним лет назад! За эти сто лет так много всего было: революция… перестройка… монархизм заменили социализмом, а социализм капитализмом, демократизмом… И что же? Результат этой чрезмерно бурной государственной жизни: актуальность проблем столетней давности в сегодняшний день.