Великая суббота

Уроки веры №2 2020г

Суббота — день покоя. Бог упокоился от трудов: мир сотворён и он – хорош.
Но есть суббота суббот – когда весь мир был изменён, исправлен, обновлён. То, что случилось в эту субботу, навсегда сделало невозможным существование старого «досубботнего», ветхозаветного мира. Эту субботу мы называем Великой.
Великая Суббота изменила не только будущее и настоящее человечества, но и, как ни парадоксально, прошлое! Ведь были освобождены из рабства адова те, кто умер давно… начиная с прародителей и кончая последним пророком Иоанном Крестителем и его современниками. Люди, умершие в прошлом, освободились, вошли в Рай. Всё последующее человечество получило возможность, минуя ад, так же перейти в Царство Небесное.

Очень часто сталкиваемся с такой позицией: христиане смотрят как бы вскользь на земную жизнь, считая её не важной. Из-за этого многие люди христианства боятся: дескать, религия, которая требует отрешения от земной жизни. Мы не берём при этом почему-то во внимание: Христос пришёл на землю, как реальный человек, реальная историческая личность. Личность Христа вошла в историю человечества и показала, что роль личности бесконечно велика. Это пример каждому из нас: всяк человек в истории важен и пишет в ней свою жизненную страницу. Простая, казалось бы, земная жизнь, но именно с неё начинается Царство Божие, которое затем продолжится в Царстве Небесном после пасхи-перехода в Вечность. Христианство – это личностная религия, где каждый человек имеет свой вес. И как иначе, если все христиане есть Тело Христово?
Господь всегда был внимателен к человеческой жизни. При том, что человечество должно двигаться само по своему жизненному пути, Господь часто вмешивается по нашим просьбам в людскую земную жизнь. Мы видим это как на примерах из нашей собственной жизни, так и на Библейских примерах: переход из Египта, шествование 40 лет по пустыне, где посылались людям и манна, и перепелы, давались источники воды…это и избавление от неплодства Сары и Авраама и других библейских персонажей… И само рождение Богомладенца, которого спасает Ангел, уводя Святое Семейство в пустыню Египта…
Человеческая жизнь, земная жизнь каждого человека важна и для людей, и для Бога. Потому неправильно смотреть на христианство, как на религию, требующую отрешения от земного. Но неправильно и ограничивать человеческую жизнь только земной жизнью, рассматривая смерть, как конец, а не как продолжение пути.
Поскольку после смерти человек переходит в иной мир, величайшее значение для понимания ТОЙ жизни имеет Великая Суббота.
Господь пришёл искупить реальную человеческую жизнь вместе с посмертной жизнью человека.
Ересь несторианства имеет под собой логичные, казалось, бы рассуждения. Несториане считали, что Христос был человеком, в котором жил Бог, но это две разные личности. А иначе, как Бог мог страдать на Кресте и умереть? Бог умер – абсурд. Но «един от Святыя Троицы плотию пострада». Наша православная патристика (то есть философское учение церкви) говорит об этом. Именно смертность человека повинна во всеобщем грехе — ведь человек с рождения одержим страхом: как выжить? Едва появляется на свет маленький ребёнок, как осознаёт, что без матери ему пропасть. Человек по жизни одержим страхами, сомнениями, неуверенностью… Человек всегда ощущает себя под угрозой… Дитя подрастает. И, возмужав, порою начинает выживать за счёт других. Даже если человек старается жить по нравственным заповедям, он, иной раз помимо воли своей, вредит природе, животным, кои являются так же Божьим Творением. Так множится грех, который ежедневно подогревается инстинктом самосохранения. Христос пришёл, чтобы раз и навсегда отделить человеческую личность от инстинктов: Христос отдаёт жизнь за других.

Построение храма не имеет ничего случайного. Однако жизнь течёт, меняется культура, архитектура… Это неизбежно. Но, увы, некоторые изменения могут нас увести от понимания истины или сделать истину неприметной…Мы стали строить по-другому церкви. У нас нет центрального окна в алтаре. Его обычно заменяет запрестольная икона. Но именно в это окно попадал свет на рассвете и падал из алтаря на центральный аналой. «Слава Тебе, показавшему нам свет!» — восклицает священник и церковь. Человечество ожидало перемен в своей загробной жизни так же, как мы ожидаем рассвет… Так же, как мы провожаем закат и начинаем ждать первые утренние лучи солнца…. кончится ночь – и они покажутся… непременно.., — жизнь церковных служб полна ожидания, напряжения, устремления сил…
И вот Великая Страстная Пятница… Три часа дня – в это время скончался на Кресте Господь, как человек. Это время вводит нас в Великую Субботу.
Егда́ во гро́бе но́ве / за всех положи́лся еси́, Изба́вителю всех, / ад всесмехли́вый, ви́дев Тя, ужасе́ся, / вереи́ сокруши́шася, сломи́шася врата́, / гро́би отверзо́шася, / ме́ртвии воста́ша, / тогда́ Ада́м, благода́рственно ра́дуяся, / вопия́ше Тебе́: / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Человеколю́бче.
Слава Тебе, показавшему нам свет! Слава снисхождению Твоему, Человеколюбче! Как перекликаются эти строки! Свет возсиял в аду, свет возсиял в душе каждого человека, свет возсиял для Жизни Вечной. Адам, истосковавшийся по Господу своему, узнаёт Его и радуется. Даже Иосиф Аримафейский, погребающий Христа, радуется: «Аримафей <…> подвизашеся сердцем и устнами Тело нетленное Твое облобызати. Обаче одержим страхом, радуяся вопияше Ти: слава снисхождению Твоему, Человеколюбие».
Рассвет, первые лучи солнца – прообраз новой жизни, которая открываться будет отныне перед каждым человеком, перешагнувшим порог смерти. Сердцевина христологии: в смерти триумф!
К сожалению триумфальную часть предпасхальных богослужений затмевают скорбные человеческие эмоции. И мы забываем о главном: со смерти Христа началась Великая Победа Сына Человеческого! Мощь и сила последних предпасхальных дней не чувствуется нами из-за слёз и скорбного настроения. Меж тем, церковное искусство очень долго не знало никаких изображений мёртвого Спасителя. В византийском богослужении Великой Субботы не было плащаницы. Вместо неё использовали литургический покров небольшого размера — воздух. Да и сам термин «плащаница» на Руси закрепился в Богослужении только после 16 века. А придавать плащанице большое значение стали уже ближе к 19 веку. Священнодействие с плащаницей всё более усложнялось и обрело те формы, которые знаем мы. Хорошо это или плохо – сложно сказать. Но скорбное изображение умершего Господа совершенно придавило в нашем сознании ликующий и торжественный дух христианской Великосубботней службы: Господь пришёл ради того, чтобы соединить обе наши жизни – на этом свете и на том, сделать их одинаково реальными и светлыми, чтобы даровать человечеству победу над смертью и адом, над бессмысленностью, над скоротечностью земного времени… Будущее становится реальностью, в которой мы уже сейчас пребываем: ведь Царство Христа не имеет смерти и тьмы, и начало его – здесь, на земле.
Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое,
Плащаницею чистою обвив,
и вонями во гробе нове покрыв положи.
Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше:
мира мертвым суть прилична,
Христос же истления явися чуждь…

«Смерть Христа уже есть победа. Нельзя поминать ее одною лишь скорбью, ибо это Сам Бог «в мертвых вменися» и разделил наше состояние смертности. Наши усопшие уже не одни во гробе. Приближается победа! Церковь знает это, и потому она не может поступать так, будто действительно тьма победила свет, как это казалось не верившим в божество Христа. Отсюда и то парадоксальное сочетание скорби и радости, которое пронизывает службу Великой субботы». (о. И.М.)
В древней практике Ад и Смерть – персонифицированные личности, которые имеют свой разум, волю, чувства. В стихирах Великой субботы персонифицированный ад говорит:
Днесь ад стеня вопиет:
разрушися моя власть…
«Гроб Христов – это причина смятения и скорби для сил зла и смерти, а не для освобожденного человечества. Напротив, для нас это исполнение нового творения через Воскресение. Но если это так, то мы можем провести параллель между Великой субботой и «седьмым днем творения», когда Бог почил в удовлетворении от дел Своих.» (о. И. М.)
С Гроба Христова начинается физическое и духовное преображение всего Творения. «Как же можно не заботиться для души своей, что нам есть, и что пить, и во что одеваться (см.: Мф. 6:25)? Возможно ли для человека жить как полевые лилии (см.: Мф. 6:28)? Не является ли Нагорная проповедь всего лишь нереалистическим сентиментализмом? Конечно, является, если не рассматривать ее в контексте этики воскресения. Во Христе побеждена смерть, а вместе с ней исчезли и основания для страха, для постоянной борьбы за выживание. Уничтожен закон падшего мира, который был основан на самозащите, самоутверждении, на претензиях к другим. Новый Завет категорически утверждает, что «блаженнее давать, нежели принимать», не оговаривая никаких условий.» (о. И. М.)
Победа Христа над смертью предвозвещает нам конец истории: Господь есть альфа и омега, начало и конец всего сущего. Сотворён человек, человеку даётся свобода, чтобы обновлённым, пройдя тернистый путь самостоятельной воли, он вернулся к Богу осознанно и разумно… В Пасхе – наше личное прошлое, будущее и настоящее. Это и есть то, что называют эсхатологией – учение о конечных судьбах мира и человечества. Грядущее и вечное Царство Божие живёт реальной жизнью уже сейчас на земле. Пасха говорит нам об этом.
Отец Иоанн напоминает нам о трудах Кирилла Александрийского: «Духовный опыт, аккумулированный в Кирилловой христологии, основывается на двух основных интуициях.
1. Бог в поисках падшего человечества (см. притчу о «заблудшей овце») не останавливается на полпути, но идет именно туда, где это падшее человечество пребывает – в саму смерть.
2. Сын Божий воспринимает не идеальное, совершенное человечество, но ту человеческую природу, что отягощена всеми последствиями грехопадения – в частности, смертностью и тленностью. Если не считать самого греха – личного акта восстания против Бога, которому Христос, будучи Богом, остался абсолютно чужд, Он воспринял все несовершенство падшей природы, в том числе страдание и смерть…. Для того чтобы привести падшее человечество к нетлению через воскресение, Он прежде сошел туда, где в действительности оно пребывало – в ров преисподний (Пс. 87:7), а перед смертью возопил: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46). Этот момент был воистину «смертью Бога»: восприятие Самим Богом – в предельном акте любви – человеческой природы в ее состоянии отлученности от «естественного» общения с Богом.»
Отец Иоанн подчёркивает: западная церковь более говорит о примирении человека с Богом, восточная же говорит о восстановлении общения человека с Богом. Мог ли человек получить спасение не от Бога? Нет! Только Бог, бессмертный, вечный, мог дать тленному человечеству бессмертие, вечность: «не старец и не ангел, но Сам Господь спас нас, не чуждой смертью и не посредством обычного человека, но Своей Собственной кровью». «В понимании Максима (Исповедника) истинное человечество динамично, созидательно, наделено собственной «энергией» – это касается и человечества Христа, Который, будучи человеком, обладал человеческой волей, отличной от воли божественной. Человеческая воля во Христе была восстановлена в соответствии с изначальным и предвечным замыслом Творца в том виде, в каком она существовала до грехопадения». (о. И. М.) Человек восстановлен в своей полноте, которая включает в себя человеческую волю, человеческую мысль, творчество, свободу и, самое главное – общение человека с Богом.
Сущий – так Септуагинта передаёт нам имя Бога. Но христианская иконография всегда облекает Сущего узнаваемыми чертами Христа. Так человечество узнаёт: Бог – Личность. И Бог –Личность ждёт в каждом человеке становление личности. Ведь полноценное общение может быть лишь между двумя личностями! Так высоко поднимает каждого человека Господь, христианство. Именно поэтому восстановление падшего человечества, подчёркивает отец Иоанн, не могло носить характер механический, магический, волшебный. Бог пришёл на землю, чтобы своим личностным примером вдохновить людей на свободный, добровольный личностный ответ Богу и восстановить прерванное богообщение.
Синоптические Евангелия начинаются с рассказа об исторических событиях: о рождении и детстве Христа – Матфей; о рождении Иоанна Крестителя и Благовещении – Лука; о Крещении Господнем — Марк. И только Евангелие от Иоанна начинается словами, возвращающими нас в эпоху сотворения мира: Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Это Евангелие читают на Пасху, начиная им круг Евангельских чтений. В праздников праздник Церковь возвращает нас к сотворению мира, к альфе… для победоносного шествия к омеге – Воскресению и Царству Христа. Христос – смысл всего Творения. Без Христа жизнь человеческая потеряет смысл. «Великая суббота есть провозглашение «осуществленной эсхатологии». (Эсхатология – знания о конце. М.П.) Человеческой свободе, вере, человеческому опыту сделались доступными тот конец, та цель творения, где смерти не будет уже (Откр. 21:4). Начался Переход, началось Избавление, началась Пасха!» (о. И.М.)
Часто ли мы задумываемся над тем, над чем размышляет отец Иоанн? ««Бог стал человеком», – сказал свт. Афанасий Великий, – не для того, чтобы перестать быть Богом, но «чтобы человек стал Богом». Христианское Евангелие, «благая весть», состоит в этом, и только в этом… Христианская ответственность – это в первую очередь ответственность перед всеми людьми.
Как поразительно жить среди богов, зная, что самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого и не вынесли; или станет немыслимо, невообразимо страшным. Мы должны непрестанно об этом помнить, что бы мы ни делали, ибо все наши действия, в любви ли, в простом общении, способствуют или тому, или другому… Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. <…> мы должны принимать всерьез друг друга. А тогда не может быть небрежности и пренебрежения: любовь остается зрячей, не вырождаясь в ту равнодушную терпимость, которая не похожа на любовь, как не похожа радость на пустое легкомыслие.» (о. И.М.)
И вот теперь нечто важное: «Христианская ответственность не ограничивается «духовными материями» или представлением о «правильной вере» как о наборе понятий, воспринимаемых лишь рассудком. Слово Божие не передается только человеческим словом: Оно есть дарование самой жизни. Вот почему Вселенская Церковь на протяжении веков знала, как «нести слово» через святость своих членов, через поэзию, художественные образы, музыку, т. е. подтверждая гармонию, порядок, истинность того, что сотворено Богом.» (о. И. М.) Мало «правильно верить», нужно правильно, православно жить.
Люди любят всё делить на духовное и мирское. Но есть ли это «мирское», если всё сотворено Богом, живёт в Боге, благодаря Ему существует, живёт, дышит? «Мирское» — самый невероятный мираж, обман или, говоря современным языком, фейк – информационная мистификация, дезинформация, фальсификация, подделка фактов, ложь… «Мирского», в смысле «отдельного от Бога», жизни вне Бога просто не существует. Когда мы делим жизнь на мирскую и церковную, мы превращаем свою жизнь наполовину в обман. «Процесс отбора, очищения и исправления, подобный тому, что выпал на долю отцов Церкви, столкнувшихся с гигантской задачей обратить греко-римский мир ко Христу, предстоит нам и сегодня. Разумеется, наша задача куда более трудна, поскольку перед нами – постхристианский мир: он претендует на то, что знает христианские нормы и может свободно отвергать их.» (о. И. М.) Отвергать, как прошлое: «На дворе 21 век! Очнитесь, господа!» Именно так начинают атеисты свои выступления против Церкви. Поразительно, что люди яростно отстаивают свою возможность «сгнить без остатка», отвергая подаренную Вечность.
Великая Суббота… Преображение, озарение светом Господним человечества, каждого человека…Ежегодно Великая Суббота своей великой живительной силой смывает с нашей души пыль, пепел, грязь повседневной суеты, страхов, скорби, заставляя задуматься над вечными словами: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек…» Были, есть и будем мы…во Христе…
Христос воскресе!

В статье использованы материалы из книги отца Иоанна Феофиловича Мейендорфа «Пасхальная тайна: статьи по богословию».