У Креста и Евангелия мы предстоим

Уроки веры №1 2020г

Книга протоиерея Артемия Владимирова «У Креста и Евангелия» подарена редакции нашего журнала. И, конечно, хочется помочь читателям журнала и прихожанам нашего храма познакомиться с книгой…

Мы унываем, что много грехов и прегрешений накапливается на нас, пока идём по земному пути. «Смею заверить, Бог прогневляется не множественностью наших грехов, но коснением в них, то есть нежеланием вступить в борьбу со злым навыком…»
Люди часто терзаются вопросом: надо писать грехи или говорить? Один батюшка требует: только писать, иначе половины не скажете. А другой тут же ругает за листочек: что же так бездушно? Написали, перечислили и всё? А где же ваше слёзное раскаяние? Отец Артемий успокаивает: «Бог намерение целует». Бог приветствует наше желание покаяться в грехах и Ему всё равно, как вы это делаете. Богу не нужны ни наши слова, ни бумаги. Господь зрит в наше сердце.
Отец Артемий напоминает: сакраментальная исповедь была некогда установлена в церкви для тех, кто от церкви отпал – совершил смертный грех или долго не причащался. Человеку необходимо было покаяние и возвращение в церковь. А наше покаяние, если оно совершается, тем более, раз в неделю или чаще – это даже не исповедь, а «исповедание помышлений». Не было смертных грехов, не было долгого отказа от участия в Евхаристии. И потому разрешительная молитва может и не читаться – ведь речь не идёт о воссоединении грешника с церковью. В 18-19 веках Евхаристическая жизнь в России оскудела. Некоторые люди причащались раз в год. А что такое причащаться раз в год, если тот, кто не причащается раз в месяц, уже отпадает от Тела Христова? Такому человеку нужна разрешительная молитва и соединение с Церковью.
Тот, кто часто исповедуется и причащается Христовых Таин, фактически не нуждается в разрешительной молитве. Его исповедь – это очищение ума, укрепление в сердце мира. Такие люди не расторгали связь с Богом.
Можно ли на исповеди рассказывать что-то о себе или надо просто называть грехи? Опыт общения с людьми показывает: если человек на исповеди просто перечислит грехи, то он может и не почувствовать облегчения после исповеди. Отец Артемий говорит, что лучше и человечнее погоревать с измученным человеком, выразить ему сочувствие, а потом перевести этот разговор незаметно в исповедальное русло. Цель исповеди в том, чтобы человеку стало легче, а вовсе не в том, чтобы исповедь провести строго по установленному регламенту. Если человек о чём-то плачет, то он «стучит в дверь милосердия Божьего». И не только священнику, а и простому прихожанину надлежит не отворачиваться от страждущего человека, но помочь ему ощутить Божью помощь. Ведь чаще всего Господь оказывает нам помощь через людей. Дай Бог, чтобы каждый из нас становился как можно чаще орудием Божьим в деле милосердия и любви.
В последнее время в нашей церковной жизни завелась опасная болезнь – «послушание». К чему сводит церковную добродетель послушания заблудившийся человек? К полному отказу от собственных размышлений. Человек начинает жить едва не как растение: что скажет батюшка, то и буду делать, — отказываясь совершенно от собственных чувств, желаний, рассуждений. Такой прихожанин всё перекладывает на плечи духовника и ни за что сам лично в своей собственной жизни не отвечает. Это неправильная позиция. Да, добродетель смирения, послушания важна. Но она совершенно не отменяет дар Божий – свободу, разум, личностные качества человека. Это тоже проявление Божьей милости к нам. И греховно отказываться от неё. «Горе-послушники напоминают собою чахлые растения, потерявшие силы к жизни». Такая жизненная позиция очень опасна и для мирянина, и для «аввы». Кроме того, она практически неизбежно приносит в семьи раздор. А что такое семья, потерявшая мир? Это ад на земле. «Понуждать пастыря принимать решения вместо самого себя – значит самоохотно превращаться в инфантильное существо, не приспособленное к самостоятельной жизни». «Худо, если священник встраивается в эту «игру в послушание»… «на плечах всё-таки не кочан капусты, а голова» – потому каждый прихожанин в состоянии сам определиться в своих решениях. Да, в сложной ситуации можно спросить совет; да, нужно на свои дела испрашивать благословение… но принимать решения следует нам – ведь это наша жизнь, а не батюшкина. Да и отвечать за свои поступки тоже придётся самому. Что скажет на Божьем суде «послушливое чадо»? Что Господу его не за что наказывать, потому что ему всё по жизни советовал пастырь?
Такая «послушливость» мешает и исповеди. Душа всё равно будет сопротивляться неуместным приказам. В конце концов «жизнь сорвёт маски гиперблагочестия и с пастыря, и с пасомого». Если духовное чадо одиноко, то крах «послушливости» скажется лишь на нём самом. Что тоже очень плохо, поскольку «каждая овца» дорога Господу. Но в сто крат хуже, если духовное чадо имеет семью, которую запросто может разрушить «гиперблагочестие», а так же попытки пастыря вмешиваться в интимную жизнь супругов. Ведь семья – «тайна сия велика». А тайна не терпит бесцеремонности.
Иной раз христианин попадает в беду: в нелёгкие минуты жизни человек даёт Богу обет… а потом выясняет, что выполнить его просто не может. Конечно, слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. Не стоит бездумно давать обеты. Но если такое случилось – отец Артемий даёт утешение: обет только тогда имеет силу, когда дан у Креста и Евангелия в присутствии пастыря. Тогда обет, или, как в старину говорили, зарок подлежит исполнению. Если же обещание дано при иных обстоятельствах – следует просто покаяться на исповеди , получить разрешительную молитву и впредь быть осторожней в обещаниях – словесных и мысленых.
К сожалению, пишет отец Артемий, пастырям часто приходится видеть людей, абсолютно подавленных сознанием своей греховности. У них даже не остаётся сил жить по-человечески; они погружены в беспросветную тоску и уныние, которые распространяют не только на земную жизнь, но и на вечность. «Нет греха, который мог бы препобедить милосердие Божие… Беззакония всего человечества, вместе взятые, как горсть песка, бесследно исчезающая в пучине Божественного человеколюбия. Одной капли Крови Христовой достаточно, чтобы искупить весь мир». «Господь простит и не помянёт – только бы нам никогда не возвращаться к исповеданному согрешению». А если не отпускает грех, то и тут обратимся за помощью к Богу: с Божьей помощью и верой нашей – всё получится!
Иной раз лукавые духи повергают человека в такой плотный и непроницаемый мрак отчаяния, что человек начинает на Бога переносить все грехи человеческие, полагая в своих отчаянных мыслях, что Бог мучает его, придумывает ему испытания и потом наслаждается его слезами. «Посмотрите, вот наше Солнце, за вас распятое и воскресшее… Христос сейчас простирает к вам со Креста руки, желая вас согреть и исцелить Своей всеобъемлющей любовью. Он и пришёл в этот сумрачный мир для того, чтобы избавить вас от насильства диавола, который столь цинично обманывает вас… Найдите в себе силы… довериться Тому, милосердие Которого безгранично».
Да, тяжело в человеческую измученную душу «вдыхать искру бодрости» — но это и есть труд пастыря.
Есть крайность «отцеживания комара» — когда человек, стараясь совершенно очистить свою жизнь от греха, начинает собирать все мелочи, пристально взирать на них… В конце концов грехи уже не дают ему нормально жить. Не зря говорят: если бы сороконожка думала о каждом шаге каждой своей ноги – она бы не смогла ходить вовсе. Человек поглощён собиранием самых мелких прегрешений, не подозревая, что большая часть грехов уходит от его внимания! Потому и каемся в грехах вольных и невольных, сознательных и неосознанных. Ведь «ковыряясь» в мельчайших «ссадинах души» мы думаем, что мы способны осилить греховность человеческой природы, победить её собственными силами. А что это за грех? Конечно, грех гордыни, самонадеянности… и нечистые духи не преминут нам помочь споткнуться на собственной гордости. «Милый, собери свои вольные и невольные, ведомые и неведомые согрешения в единый сосуд покаяния и ввергни его в море милосердия Божьего!»
Мы видим только вершину айсберга. А вся нижняя часть ледяной греховной глыбы сокрыта от нас; мы можем и не увидеть основные свои грехи, ведомые только Богу. Разумнее признать себя, как мытарь, грешником пред Богом: «Боже, милостив буди мне, грешному…»
Привычка постоянно разбираться в тонких помыслах в конечном итоге будет на руку демонам. Если нас начинают одолевать дурные помыслы, отец Артемий советует: скажите просто Богу: Господи! Эти помыслы и не мои, и не Твои; потому я их не принимаю!
Мы мало осознаём, какие два великих блага нам даны в виде времени и покаяния! В вечности ничего не изменится. Но пока мы живы в земном времени – мы можем меняться, каяться, работать над собою, становиться лучше и чище душою. Отходя от пастыря после исповеди, будем чувствовать радость и благодарность Богу, что мы можем меняться, а Бог нас прощает. «Навык благодарить Христа Спасителя за все Его большие и малые благодеяния – подлинная высота духовной жизни».
Кто первый наш помощник? Конечно, Бог! «Все мы призваны стоять на страже своих сердечных чувств, опасаясь, как бы личность пастыря не заслонила лик Искупителя Христа, силою Которого совершаются таинства… Мы – ничто, а Господь – всё… Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог, — свидетельствует апостол Павел». Потому не стоит начинать молиться на батюшку, как на икону. Ведь и любимый пастырь дан нам Богом!
Опасна ложная мистичность, которой заболевают некоторые прихожане. Любое событие они готовы истолковать, как некий божий знак, ниспосланный свыше. Дескать, непосвящённым непонятно, но я-то знаю, отчего, когда я шла по тротуару, мне под ноги вишня упала! А если три вишни — то это и вовсе Троица! Знак свыше! Увы, это проистекает от ложного самомнения, которое, как замечает пастырь, выкорчевать никто не в силах, кроме самого обладателя, «да и то с Божьей помощью».
Такие «проницательные» личности обычно весьма агрессивны. Они начинают «непосвящённым» «растолковывать» свершившееся событие, требуя неукоснительно подчиниться «божьему знаку». Если их собеседник начинает возражать, то и до ссоры не далеко. При том мистически настроенный человек останется в гордом самомнении: ну и пусть не слушает меня! Что поделать, раз ему не дано понимать, как мне, Божьи откровения! А ведь все мы в этом мире – «как слепые кутята».
Принеся покаяние и причастившись Святых Таин, человек становится страшным для падших духов. Будем помнить, что перед нашей исповедью нервничаем не только мы! Ещё более нервничает лукавый: ведь мы обнажаем его тайные козни, мы рушим его планы.
Мы молимся и о прощении грехов наших умерших. И это есть пример истинной любви. Ведь чаще мы любим тех, кто любит нас, помогаем тем, кто помогает нам. А вот умершие уже далеко от нас и не могут зримо помочь. И наша молитва, наша милостыня о них, наша просьба к Богу о прощении их грехов есть пример высокой и чистой человеческой любви.
Спаси Господи отца Артемия за дорогой подарок – книгу «У Креста и Евангелия», подписанную так: «В журнал…»