Женщины Руси

Уроки веры №6 2013г

Старая Русь жила иначе, нежели мы. Каждый человек ощущал своё единение с Господом и служил ему своим личным богослужением. Самое обычное, на первый взгляд, дело могло стать этим самым личным богослужением, которое, начавшись, уже никогда не прекращалось.

Кроме того, каждый человек понимал свой пол, как особую стезю, данную от Бога для совершения важных в его жизни дел. Эти дела, во-первых, служили Господу, во-вторых, были нужны Отчеству, а в-третьих, делали жизнь людей либо более удобной, либо более красивой, то есть приносили пользу. Такие дела на Руси отличались по признаку пола их исполнителей: мужские и женские – и понимались именно как служение, данное от Бога.

Икона. Благовещение. Золотое шитьё

Как ни удивительно, но одним из особых служений было женское рукоделие. Естественно, рукоделие существовало всегда. Но одно дело – кройка и шитьё: без одежды не проживёшь, а в суровом русском климате просто пропадёшь. Другое дело – вышивка. Казалось бы, вышивка не могла играть серьёзной роли в жизни людей. Но всё было иначе! Как раз-таки вышивка и являлась тем самым особым женским личным служением, без которого русская женщина не осознавала бы себя таковой. Люди прошлого очень серьёзно относились к вопросу красивого – безобразного — среднего. Безобразное и среднее не имело права существовать. Впоследствии об этом скажет А. П. Чехов: в человеке должно быть прекрасно всё… Стойкое убеждение, что образ очень серьёзно влияет на формирование личности, заставляло наших предков – мужчин и женщин – всё делать красивым: резные наличники избы, вышитые рукавицы и сапожки, весёлые расписные матрёшки и прочие детские игрушки, свистульки, кружевные занавески на окнах… С помощью красоты растили людей. Дети, едва начиная осознавать себя, видели: в доме всё красиво… и не похоже на дома других… Ни у кого так не расписаны ворота, ни у кого так не изукрашена печка, ни у кого нет таких рушников на иконах. С пелёнок закладывалась личность — яркая, самобытная, талантливая…

св.Никита Столпник. Лицевое шитьё

Но, кроме того, вышивка была ещё и особым – женским — жизненным богослужением, а жизненное богослужение нельзя оставить! Потому, даже в самые трудные годы, женщина обычно не выпускала иглу из рук. Более того, женщина, сидящая без дела, находящаяся в праздности – воспринималась неприлично. Оставить рукоделие даже на час и ничего не делать (исключение — разве что по немощи), как писали тогда в книгах, есть дело постыдное. Своё рукоделие женщины передавали в монастыри и церкви. Это являлось делом не по прихоти. Сие — женская работа ради Господа, которую исполняли все. Вышивка соединяла идеальное и реальность. Благодаря женскому рукоделию, идеал всегда присутствовал в жизни каждого человека, в каждом доме: от самой бедной крестьянской избы до царских палат. Когда младенцу исполнялось 3 – 4 года, проводили обряд посвящения во взрослые. Обряд проходил в церкви. Его совершал священник. Но мы больше знаем об обрядовой стороне «мужской» — сажание отрока на коня, вручение маленького, но настоящего меча… Так же, пострижение отрока. Всё это совершалось при храме. Мы, однако, позабыли, что у девочек тоже было своё посвящение во взрослые – мать давала в руки иголочку. Всего за каких-то 10 – 12 лет девочка не только научится кроить, шить, прясть, ткать, трепать лён, вязать, мастерить и украшать кокошники, плести разными способами кружева (а кроме того, топить печь, носить воду на коромысле, доить, готовить, печь пироги и хлеб, жать серпом на поле, работать на огороде, нянчить детей и ещё много чего) – но к выданью замуж она уже приготовит приданное, которое будет включать в себя одежду, постельные принадлежности, рушники, скатерти, занавески, шитые одеяла… К 8 годам ребёнок уже считался не ребёнком, а взрослым (только ростом ещё не вышел) и мог в основном исполнять в доме практически любую работу. Не лишне сравнить нам своих детей с детьми старой Руси! Не потому ли наши дети, уже будучи достаточно взрослыми, творят так много глупостей и несерьёзно относятся к жизни? При этом нам всё кажется, что мы их перегружаем… Они у нас к 18 годам всё ещё дети… Мы просто разучились мыслить так, как мыслили наши предки. Мы не живём теми категориями, иначе оцениваем мир, своё место в этом мире. И ещё меньше задумываемся о степени нашей близости Богу.
Рукоделию придавали тем больше значения, чем выше и знатнее род. А царица просто обязана была вышивать лучше всех! Особенно славилась Русь дорогим лицевым шитьём. Что это такое? Это когда вышивается икона полностью – и лик вышит в том числе. Вышивка лица представляла собою сложнейшее искусство. Вышивальщица должна была знать даже анатомию – расположение и направление мышц на лице. Именно по направлению мышц клались стежки, чтобы придать лику святого живое выражение, которое ни в чём не уступит иконописи. Но без иконописца не обходились. В царевенных мастерских иногда работали до 80 человек. Вначале иконописец-знаменщик писал икону – это как бы эскиз вышивки. Затем словописец наносил на икону надписи. Это могла быть личная молитвенная благодарность или просьба: о помиловании душ умерших, о чадородии, о благоденствии Отечества. После эскиз вышивки – писаная красками икона переходила к травщику, который расписывал икону орнаментом: цветами, травами. Затем уже икона поступала к вышивальщице. Вышивка исполнялась дорогими нитками – натуральным шёлком, натуральными серебряными и золотыми нитями, жемчугом и самоцветными камнями. Фоном служили однотонные шёлковые ткани. Обычно, фон иконы был один, а фон каймы – другой. Особое двустороннее шитьё отличалось тем, что не имело изнанки – обе стороны одинаковые.
Благодаря лицевому шитью, в каждом русском доме светлица – самая чистая и красивая комната в доме — представляла собою иконописную мастерскую. И каждая женщина была иконописцем! Естественно, бедная крестьянка должна быть всеми в одном лице – она и знаменщик, и словописец, и травщик, и вышивальщица. На дорогие нитки даже бедняки денег не жалели. Своим рукоделием женщины украшали и дом, и местную церковь, монастырь… Отсылали в другие монастыри. Кстати, если на Руси вышивали только женщины, то в Греции это было обычное, как мужское, так и женское занятие. Своими вышивальщиками славилась гора Афон.
Рукоделие имеет богооткровенное происхождение. Об этом говорит книга Исход (35, 35): «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила…исполнил его духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава…Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу для святилища, резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червлёной и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искуссные ткани». Сотканная руками Богородицы завеса в храме разодралась надвое в момент крестной смерти Спасителя. Хитон Спасителя – бесшовный – соткала Господу Матерь Божия. Иконы Благовещения изображают в момент Благовещения Богородицу работающей – на одних иконах она пряла или ткала, на других иконах – читала книгу. Два богодуховных дела…
Женщины изготавливали для храмов покровы, плащаницы, иконы, завесы…
О самых знатных русских вышивальщицах хотя бы кратко… Каждая из них достойна памяти потомков.

 

СОЛОМОНИЯ САБУРОВА.

(Инокиня, преподобная Софья Суздальская). 1490 – 18 декабря 1542.
День памяти 29 декабря и 14 августа по новому стилю.
В сентябре 1505 года Василий 3 Иоанович собрал смотр девиц. На этих смотринах он должен был выбрать себе жену. Девиц было 500. Царь выбрал быть царицею Соломонию Юрьевну Сабурову.
Немало покровов, кафитасм, икон отослала царица Соломония в монастыри и храмы – просила о чадородии. Но чада она не имела. После 20 лет бесплодного брака Василий 3 потребовал от церкви развод с Соломонией и венчание с молодой Еленой Глинской. Так было положено окончание династии Рюриковичей – грех, изначально один, повлёк за собою целую череду новых грехов, закончившихся общероссийским бедствием на многие-многие годы.
Митрополит Варлаам, Максим Грек и старцы — нестяжатели (их вдохновитель – преподобный Нил Сорский) выступили против расторжения брака, ибо бесчадие не является поводом для развода. В итоге, воспротивившиеся разводу старцы были сосланы в ссылку либо заключены в тюрьму, а митрополит лишён сана (что было противозаконно и со стороны церковной власти, и со стороны светской). По преданию – патриарх Иерусалимский Марк, осудив грех русского царя, предсказал рождение «злого чада». Однако царя не остановило и это. Он женился на Елене Глинской. Брак оказался в течение 4 лет бесплодным. Наконец, на пятом году супружеской жизни, после усердных молитв, лечения, Елена Глинская забеременела и родила сына – Иоанна Грозного, предпоследнего в роду Рюриковичей.
А что же Соломония? Судьба Соломонии была горькой. 25 ноября 1525 года её насильно постригли в монахини в Москве и перевели в Суздаль. При пострижении она предрекла, что Бог не оставит её мучителей без наказания. Подвизалась она в Суздальском монастыре, прожив во иночестве 17 лет. Повода к разводу у Василия 3 не было — к тому времени наступила долгожданная беременность: Соломония носила под сердцем законного правителя Руси. Но её супруг уже был настроен на развод, на брак с молодой Глинской. И не хотел ничего знать о наследнике русского престола. Есть предание, что судьба Соломонии так потрясла Александра Сергеевича Пушкина, что он решил непременно написать о её горькой жизни, чтобы потомки помнили о ней. Но имя Соломонии Сабуровой было под запретом в царской цензуре. И тогда Пушкин решил облечь свою повесть в форму невинной детской сказки. Так появилась на свет «Сказка о царе Салтане…его сыне Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди». Царицу с новорождённым сыном, по сюжету сказки, поместили в бочку, бочку засмолили и пустили по волнам… Царь был бездеятелен, и его обвели вокруг пальца «сватьи бабы Бабарихи»…
Соломония, уже будучи монахиней, в монастыре родила законного наследника царского трона — сына Георгия. Что стало с ребёнком – не известно. По одним версиям – он умер во младенчестве. По другим – передан царицей в надёжные руки. Мать, чтобы уберечь дитя, сама сложила легенду о гибели ребёнка и похоронила пустой гробик. Этот пустой гробик с куклой, одетой в дорогую распашонку, был найден советскими реставраторами и находится в музее. Народное творчество отождествляло несостоявшегося русского царя с разбойником Кудеяром. Об этом сложено немало фольклорных произведений. Что было на самом деле – одному Богу известно. Вряд ли это можно восстановить по историческим документам, которые многократно переделывались в угоду правящим лицам. Современники же писали, что предпоследний Рюрикович – Иоанн Грозный всю жизнь боялся законного престолонаследника от венчаного первого брака. Георгию принадлежало священное первородство. Иоанн вёл бесконечные розыски единокровного брата. Он лично отдал приказ Малюте Скуратову: найти Георгия и уничтожить. Именно так, якобы, и появилась на Руси страшная опричина.
Монахиня Софья – царица Соломония, урождённая Сабурова, оказавшись против воли в монастыре, судьбе покорилась. И, как большинство русских женщин, не ропща на судьбу, стала честно жить той жизнью, которую отныне имела. И в монастыре она не оставила своего личного служения – лицевое шитьё, одно краше другого, украшало церкви: Соломония готовила для храмов пелены, плащаницы… Люди замечали, что от икон, плащаниц, пелен и завес ею шитых, исходила особая благодать. Более того, прикладываясь к шитью Соломонии, люди выздоравливали. Исцеления были многочисленны. А когда в 1609 году пришли поляки – уже преставившаяся ко Господу Софья-Соломония спасла Суздаль. Она явилась в грозном виде предводителю польских войск Лисовскому. Он испытал такой страх во сне, что одну руку у него парализовало. Очнувшись от сна, он убедился, что сон сбылся. Видение и паралич руки настолько его напугали, что он отступил от города. Уже Андрей Курбский называл Соломонию преподобномученицей. С 1650 года патриарх Иосиф благословил поминать её, как святую. Была написана её икона, которая сразу стала почитаться, как чудотворная.

Царица Соломония, Икона. Святая София.

Однако, начиная с церковного раскола и далее – особенно в петровские реформы — имя матери законного престолонаследника Рюриковича было под запретом. (Может быть, из-за схожести собственного греха не выносил его Пётр 1: имя Соломонии, возможно, напоминало самодержцу о судьбе его первой, законной жены…) Да и во времена Пушкина, как видим, Соломония Сабурова цензуре не нравилась. В церковный календарь имя Соломонии было внесено вновь перед революцией – в 1916 году. Сейчас её поминают как преподобную Софью Суздальскую в числе Владимиро-Суздальских святых.

Икона Маковеев. Вышивка царицы Соломонии

 

АНАСТАСИЯ ЗАХАРЬИНА-КОШКИНА-РОМАНОВА.


Приблизительно родилась: 1530 – 1532. Скончалась в 1560 г.
Февраль 1547 года. Предпоследний Рюрикович – Иоанн 4 Васильевич, сын Елены Глинской, Грозный решил жениться. Со всей Руси привезли на смотр девиц. Иоанн собрал этот смотр больше по традиции. Невесту он себе уже выбрал – Анастасию. О своём выборе он и объявил. Захарьины-Романовы-Кошкины не принадлежали к знати. Это возмутило бояр: дескать, их дочери царю не показались, а приглянулась какая-то неродовитая девица. Так Анастасия изначально попала в боярскую опалу.
Ростом Анастасия была маленькая, а коса «до полу, богатая». Характером царица была добрая, кроткая, очень умная. И рукодельница. Она открыла большую золотошвейную мастерскую. Говорят, что это была первая в России мастерская, где работы были поставлены с таким размахом.
Родила царица трёх сыновей и трёх дочерей. Но из шестерых лишь один ребёнок выжил, стал русским царём – Фёдор Иоаннович. Люди называли царицу «матерью» — за доброту. Даже царь смягчился при ней нравом. Впрочем, ненадолго. Уже вскорости после свадьбы «начал царь яр быти и прелюбодействен зело».

Вышивка иконы Богородицы. Царицына мастерска

Царица до последних дней не оставила свои мастерские. Она изготовила белую кафитасму; царская чета — Иоанн и Анастасия – отправили кафитасму на Афон в Хиландарский монастырь с просьбой о здоровье престолонаследника и о чадородии. Царица сильно болела. В 1560 году в Москве случился пожар. И царь сам лично вывез больную супругу из Москвы в Коломенское, где царица Анастасия Романова и скончалась, не дожив до 30 лет (приблизительно 27 лет, как потом установят реставраторы, вскрывая царские захоронения). И болела Анастасия не случайно. Советские реставраторы, вскрыв могилы, произвели анализ останков. В волосах Анастасии содержание мышьяка и ртути превосходило норму в 100 раз. Анастасия была отравлена. Иван Грозный её всё же любил. Может, она была единственным человеком, которого он любил. На похоронах он плакал и не мог самостоятельно идти. Его вели под руки. А в волосах у царя появилась большая седая прядь. После похорон жестокость царя росла день ото дня. Очевидцы говорили, что царь знал об отравлении жены и попрекал бояр: лишили меня любимой жены – теперь, мол, пеняйте на себя.
Последняя, седьмая жена Иоанна Грозного — Мария Фёдоровна Нагих, впоследствии инокиня Марфа, так же любила царские золотошвейные мастерские. Из-под её иглы вышло немало удивительных по красоте вещей. Не оставила она своего дела и будучи сосланной с маленьким царевичем Димитрием в Углич – вышивала для церкви иконы, плащаницы… Не оставила она труда вышивальщицы и после гибели сына.

ИРИНА ГОДУНОВА. КСЕНИЯ ГОДУНОВА.

(Инокиня Александра). (Инокиня Ольга).
1557 – 29 октября 1603 г. 1582 – 30 августа 1622 г.

В 1557 году Ирина Годунова стала царицей без традиционного смотра невест. Брак совершился по воле Иоанна Грозного – Иван 4 распорядился выдать за сына Фёдора Иоанновича девицу Годунову. Впрочем, Иоанн Грозный не отступил от наследственной черты – не относил он брак к установлению Божьему и считал, что человеку вольно распоряжаться браком, как вздумается. Иоанн завещал назначить «запасной» женой Ирину Мстиславскую, если вдруг Ирина Годунова будет бесплодна. Правда, Мстиславская потом исчезла с политического «горизонта»; как говорили – стараниями Бориса Годунова, которому Ирина Годунова приходилась родной сестрой.

Св. Ирина. Вышивка Ирины Годуновой

Московский летописец так писал о правлении Фёдора Иоанновича: «А царствовал благоверный и христолюбивый царь…тихо и праведно, и милостиво, безмятежно. И все люди в покое, и в любви, и в тишине, и в благоденствии пребывали в те годы. Никогда, ни при каком царе на Русской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, не было такой тишины и благоденствия, как при этом благоверном царе и великом князе»… При Фёдоре прекратилась ломка старого русского уклада, люди ожили, воспрянули духом… Стали развиваться ремёсла и промыслы, возрос товарооборот. При Фёдоре Иоанновиче были построены города: Архангельск, Уфа, Самара, Тюмень, Тобольск, Берёзов… Началось присоединение Грузии к России. Царь Фёдор Иоанович и Борис Годунов лично руководили боями на Балтике со шведами и вернули земли Финского залива, кроме Нарвы. Отличительная черта тактики Годунова – он берёг людей. Не бросал в открытый бой, а умело использовал артиллерию, а так же дипломатию. Царь Фёдор и Борис отогнали полчища татар от Москвы. После этого Фёдор Иоанович назвал Бориса Годунова «новым Донским». Историки писали, что перед битвой с татарами, Фёдор Иоанович приказал соборно молиться. И молился он долго. А когда закончил молитву, вышел посмотреть на вражеское войско. Кто-то из стоявших рядом сказал: дескать, татар так много, что страшно даже думать о бое. На что Фёдор Иоанович спокойно сказал: «Ничего, к утру отойдут». Так и случилось. К утру в рядах татар началось паническое бегство.
Русь отдыхала после жестокого правления отца Фёдора — Иоанна 4. Русь благоденствовала. А вот в семье царя было личное горе: брак Фёдора и Ирины оказался фактически бесплодным. Ирина из многих беременностей смогла лишь один раз доносить ребёнка до срока – родила девочку Феодосию, которая возрастом около годика умерла. Так закончилась династия Рюриковичей. Бояре неоднократно требовали от царя Фёдора развода с Ириной и пострижения её в монахини « за её неплодство». Но царь Фёдор всякий раз отвергал эти предложения, как греховные. Он боялся повторять грех своего деда.
После смерти Фёдора Иоанновича Ирина наследовала престол по завещанию царя. Бояре и патриарх решили присягнуть царице, но Ирина объявила о своём намерении постричься. Говорят, что этого желал перед смертью и её супруг, так как подозревал боярские заговоры и опасался за жизнь любимой женщины. На 9-й день по смерти супруга она удалилась в Новодевичий монастырь, где приняла постриг с именем Александра. А спустя 5 лет – умерла. Престол же по смерти царя Фёдора Иоанновича перешёл к брату царицы – Борису Годунову. Его избрал на царство Земский собор. Поначалу Борис так же пребывал в монастыре и не желал принять власть. Династии Рюриковичей больше не было. Главным в России теперь был вопрос: кому отдать власть, кто будет управлять страной? Решили избрать царя соборно. После решения Собора Борис Фёдорович согласился взойти на престол. Борис Годунов в мечтах видел Русь сильной православной державой: в знак этого в Москве должен быть поставлен главный, грандиозный по масштабам, собор «Святая святым». Годунов лично занимался подготовкой строительства собора. По его же приказу был отлит первый Царь-колокол. Его отлил государев мастер колокольного дела Александр Григорьев. Колокол весил 128 тонн. Он был поднят на колокольню четыре метра высотою. К его языку крепились два толстых каната. По 12 человек звонарей бралось за каждую сторону каната и раскачивали язык то в одну, то в другую сторону. По Москве плыл низкий, торжественный и очень красивый гул. Колокол сломался в годы правления Алексея Романова. Его несколько раз пытались переплавить и заставить звонить вновь. Но эти попытки всегда завершались нескладно. Конец великодержавным планам царя Годунова положило Смутное время: объявился Лжедмитрий, который, якобы, уцелел от расправы Годунова. Часть русских примкнула к полякам, «ставящим» на престол «настоящего русского царя – Рюриковича». Успеху поляков способствовало ухудшение жизни крестьян: усиление крепостного права и обнищание русских крестьян привело к возмущению, бунтам и народной поддержке Лжедмитрия, как «доброго, законного царя-батюшки». Царь Борис умер внезапно. Предполагают, что он был отравлен. Он был лишь первым из своей семьи. Поляки и восставшие бояре решили род Годуновых уничтожить. Не последнюю роль сыграла в умах русских бояр зависть: если царя можно выбирать, то почему не меня выбрали?
По смерти Бориса – власть должна была перейти к детям Бориса – Фёдору и Ксении Годуновым. Судьба Ксении Борисовны – одна из самых горьких женских судеб.
Борис Годунов дал дочери Ксении и сыну Фёдору самое высокое по тем временам образование. Всё лучшее в характере, как говорили, дочь Ксения переняла от отца. Мать её была очень сложным человеком. Видимо, сказывался родовой грех – убийство митрополита Филиппа. Ведь мать Ксении – никто иная, как дочь Малюты Скуратова, дочь убийцы митрополита и многих русских людей, дочь того, кто силою отбирал у опальных соотечественников жён и дочерей на блуд для царя, его приближённых и опричников.. Несчётное количество раз имя Григория Скуратова-Бельского по прозвищу Малюта (из-за невысокого роста) было проклято. Возможно, потому судьба Ксении Борисовны, внучки Скуратова, сложилась так трагично.
Она могла спастись от грядущих мучений, если бы вышла замуж. Но со свадьбой всё никак не получалось: то жених умирал, то свадьба почему-либо расстраивалась… Ксения оставалась в девицах. Её даже называть стали – «вдовствующая невеста». Кроме того, что Ксения отличалась прекрасным, по мировым меркам, образованием и блистала умом — она была известной на Руси поэтессой. Годуновская светлица считалась лучшей. А Ксению почитали, как искуснейшую русскую вышивальщицу. Её шитье сравнивали с ювелирным мастерством. Она прекрасно пела и сама сочиняла музыку. Кроме того, все летописи говорили, что Ксения была удивительно красива. Её косы лежали – «аки трубы по плечам».
Москва присягнула детям покойного Годунова. Но уже через полтора месяца русские бояре — бунтовщики-заговорщики убили на глазах царевны мать и брата – очень умного, доброго и чистого юношу, которого уважали все, кто знал, и возлагали большие надежды на его правление. А сама Ксения стала, благодаря тем же боярам, добычей Лжедмитрия 1, который выдавал себя за убиенного царевича Димитрия Угличского, сына Ивана Грозного и его седьмой жены – Марии Нагих. (В смерти царевича Дмитрия обвиняли Бориса Фёдоровича: дескать, Годунов уничтожил наследника престола, чтобы впоследствии узурпировать власть. Так ли это было – не известно. Однако законность права на престол для ребёнка от седьмого — незаконного по канонам церкви брака – весьма спорна). Полгода Лжедмитрий держал у себя Ксению, как наложницу. Потом, уже не праздную, велел постричь в монахини, что и было исполнено. Инокиня Ольга – Ксения в монастыре родила сына, отцом которого был Лжедмитрий 1. О судьбе ребёнка много версий. Какая из них достоверна – сказать сложно. Известно, что самой Ольге-Ксении удалось бежать от поляков в Троицу, как тогда говорили – в Троице-Сергиеву Лавру. Она выдержала там всю полуторагодовую осаду. После того, как поляков отогнали от Лавры, ушла в Новодевичий монастырь, который вскоре подвергся нападению. Ксения вновь стала пленницей поляков. И в 41 год (иногда указывают 47 лет), после мученической жизни, преставилась ко Господу. Многие историки того времени горевали: сколь могла бы сделать для России эта талантливая женщина, если бы не стечение обстоятельств, в коих не было её, Ксении, вины.
Судьба Ксении сложилась жестоко. И летописи говорят, что её «посекли, как колос» на поле… А вот жизнь её тёти Ирины была иной: она смогла сослужить Отечеству великую службу. Почему-то никто не вспоминает о важнейшем для нашей церкви деянии Ирины Фёдоровны Годуновой: именно благодаря ей, царице Ирине, русской женщине, установилось на Руси патриаршество. Активно её устремлениям содействовал брат Борис.
Род Годуновых отличался умом и образованностью. Ирина, будучи царицей, вела переписку с английской королевой Елизаветой и называла в письмах Елизавету «любезной сестрой». Переписывалась она и с патриархом Александрийским. Борис и Ирина благоволили к иконописцам и собирали лучшие иконы. Это собрание икон хранилось в Троице-Сергиевой Лавре. Современные царице Ирине историки почитали её, как «благочестивую». Ирина была той женщиной, которая, как говорили, «вышла из терема». Рукоделием занималась и она. Её рукоделия были прекрасны. Но кроме вышивания, её беспокоила судьба русской православной церкви. Наша русская церковь не имела полной самостоятельности: хотя Московская церковь уже и отделилась от греков, которым больше не доверяла, она не имела патриаршего престола. Потому и государство наше воспринималось другими странами, как несамостоятельное. Много сил потратила Ирина Фёдоровна на то, чтобы подготовить почву для утверждения в Москве патриаршей кафедры. Наконец сие долгожданное событие свершилось: в Москву приехал константинопольский патриарх Иеремия, чтобы учредить патриаршую кафедру на Руси и поставить на ней Иова – первого русского патриарха. В январе 1589 года в Золотой Царицыной палате Ирина приняла патриарха. Вполне возможно, что первая роль в переписке с патриархом и установлении патриаршей кафедры в России была отдана царице Ирине не случайно. Мужские амбиции не всегда способствуют решению дела. Годунов не зря слыл тонким дипломатом. Скорее всего, он и царь оставались в тени намеренно. Но это вовсе не умаляет заслуг царицы. Ведь если бы она была человеком пустым и недостойным, не имела чистой и крепкой веры, вряд ли патриарх константинопольский вообще захотел с нею общаться и состоять в переписке. Умалять роль Ирины Фёдоровны, как делают многие историки, – всё равно, что умалять достоинство патриарха Иеремии. Не каждого человека он столь уважал и благословлял такими словами, коими благословил русскую царицу.
Когда патриарх Иеремия вошёл в приёмную залу, первой подошла его приветствовать царица Ирина. Она попросила благословения. И патриарх сказал, благословляя: «Радуйся, благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной». Царица ответствовала патриарху «речью прекрасной и складной». Ирина вернулась на своё место, встав между супругом-царём Фёдором Иоанновичем и братом Борисом Фёдоровичем. Это был первый в истории Руси (после правления Ольги) случай публичного выступления русской женщины, государыни. Говорили, что Ирина поразила иностранцев своим убранством – её одеяния были столь красивы и богаты, что их «хватило бы на десятерых государыней». О приезде патриарха Иеремии в Москву подробно описано у епископа Арсения Еласскогого.
Так, благодаря царице Ирине, утвердилось на Руси патриаршество. Вследствие этого Россия стала полностью самостоятельной державой – и в политическом, и в церковном отношении.
Вот такие непростые женские судьбы. Мало в них счастья. Но и в горе — не теряли человеческого достоинства, служили, сколько было сил, до последнего воздыхания – Богу, народу, Отечеству, своей семье.