История церквей Белореченского района

Уроки веры №

Люди, живущие на белореченскй земле, очень разные. Есть такие, кому абсолютно всё равно, какие времена, какие события пролетают над нами. Есть и такие, кто стремятся понять, из чего складывается человеческая память, из которой вырастает любовь к родной земле. Вот для тех, неравнодушных, по крупицам собирающих и хранящих зерна исторической памяти, эта серия публикаций.

Историческая справка.

Возрождение духовных традиций русского народа сегодня связывают, прежде всего, с возрождением православной культуры.
Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно церковному преданию, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.
Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.
В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса «Великого шелкового пути». В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои епископские кафедры.
В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители — братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Итак, согласно письменным и археологическим источником уже с IV в. после легализации христианства в Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно проникать в среду горных народов Северного Кавказа.
Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в духовном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархия), Зихополисе и Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора встречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процесс христианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия, которой удалось в церковном отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (849-911 гг.) говорится о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий и упоминается Аланская митрополия.

Хумаринское городище. Расположено над аулом Хумара на правом берегу р. Кубани

Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется влиянием Русской Православной Церкви, просветительская деятельность которой началась сразу после крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского пролива объединились в союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром на Таманском полуострове. К концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав в 1022 г. сооружает здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над косожским князем. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе возникла первая русская епархия, просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 г. назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерской обители, в Тмутаракани основывает монастырь, в котором провел 10 лет своей жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено у аланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе Константинопольского Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедник находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход в XIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению Аланской митрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско — Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В XIII в. на Северном Кавказе появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется Зихийская католическая епархия и назначается епископ — францисканец Иоанн. Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об этом периоде, Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру». Еще в 1396 г. митрополит Зихийско — Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом на Кавказ турков в XV в. среди кавказских народов огнем и мечом насаждается мусульманство. С укреплением русского государства в Москву неоднократно являются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают желание восстановить в своем народе христианство, но трагические события смутного времени в Российском государстве помешали оказать помощь горским народам.
В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгое время распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый Астраханский епископ Феодосий имел титул «Астраханский и Терский» по имени двух главных городов епархии. С середины XVII в. Терки является главным центром православия на Северном Кавказе. В 1664 г. здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 г. в титул Астраханских преосвященных вносится наименование «Ставропольский». В 1745 г. в Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской деятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была организована Моздокско — Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовная комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили — Токаова), который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладе Святейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и 73 молитвенных домов, в ее штате было 160 священников. С 1792 г. черноморские казаки переселяются на Кубань. Их духовное окормление поручается епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В 1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 г. состоялось открытие духовное училища в Ставрополе.
В 1829 г. была образована Донская епархия. Первый епископ Афанасий получил титул «Новочеркасского и Георгиевского». Все православные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донской епархии.
4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемая Кавказской и Черноморской, кафедральным городом которой определяется Ставрополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.), отличавшийся глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная семинария.
За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия стоял во главе Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и все последующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенному епископом Иеремией. С 1863 г. происходит изменение титула Кавказского епископа на «Кавказский и Екатеринодарский». К началу XX в. Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии, 220 — в Кубанской области, 77 — в Терской области, 15 — в Черноморском округе.
В 1885 г. Кавказская епархия разделяется на Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую епархии. Первым епископом Ставропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров, 1886-1889 гг.). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовных училищ епархии.

Среди христианских памятников домонгольского завоевания на Кубани занимает особое место Белореченская церковь двенадцатого века, развалины которой обнаружил в июле 1869 года Иван Середа. К сведению: станица Белореченская была основана в 1862 году и станичники использовали камни с реки Белой для домашних построек. Наказному атаману Кубанского войска было отправлено донесение следующего содержания: «Описание развалин церкви Святого Георгия, отрытой в Кубанской области между Белореченской и Ханской станицами:
Развалины церкви Святого Георгия представляли груду обтёсанных камней, покрытых мусором и поросших травой. Они едва заметно возвышались над поверхностью земли. Иван Середа был первый, увидевший из-под земли обтёсанный угол камня, годного к постройке и с этой целью начал раскопки. В числе многих камней, уже выкопанных и подготовленных к перевозке в Майкоп, он вдруг заметил камень с крестом и надписью и третий- с изображением Святого великомученика Георгия. Иван Середа прекратил работу и донёс о находке Белореченскому станичному правлению, вследствие чего и последовало безотлагательное распоряжение наказного атамана «Об исследовании означенных развалин».
16 июля 1879 года рабочие приступили к раскопкам. К вечеру следующего дня отрыли фундамент церкви, сложенный из крупного булыжника. В правом углу от входа обнаружили плиту, которая при постукивании издавала глухой звук. Исследователи предположили, что под ней находится склеп. Между обломками нашли обломки капителей колонн, поддерживающих свод алтарных дверей и обломки дверных и оконных наличников, имевших стрельчатую форму. 18 июля была откопана и отодвинута треснувшая часть плиты, под ней оказался склеп, в котором обнаружили костяк, золотые и серебряные вещи и остатки парчи. В склепе находилось 19 пуговиц из дутого золота филигранной работы, весом в 14 золотников (золотник-4 266г.), серебряный поясной прибор с рельефными вызолоченными украшениями в количестве 47 штук и весом в 75 золотников, золотой перстень с негранёным яхонтом(рубином), размером с небольшую фасоль, золотой браслет весом в 4.5 золотника, серебряная чернильца, дно которой было покрыто хлопком, который пропитывал чернила, 4 жемчужины, а также кожаный бумажник, вышитый шёлком, в котором находился деревянный гребень ажурной работы и другие предметы».
Рядом с церковью находился курган, который дал исследователям много интересных предметов раннего средневековья: в нём, в деревянном кипарисовом гробу находился костяк, лежащий на глубине 7 аршин, по направлению с запада на восток. Здесь же были найдены остатки одежды из шёлка, тканного золотыми нитями, кривой меч, наконечники стрел, прямой нож и многое другое. Сами по себе эти находки имели большую историческую ценность, но для нас важно другое- в развалинах белореченской церкви двенадцатого века были найдены три плиты с надписями, их отправили на хранение в Кавказский музей в Тифлис. На одной из них надпись: церковь построена каменщиком …. В 620 году армянской эры, что соответствует 1171 году нашей эры от Рождества Христова.( Армения приняла христианство в 301 году нашей эры, Киевской Руси тогда ещё не существовало). На другой плите двустрочная надпись переводится как «Святой Георгий».Частично сохранившаяся надпись в левом углу плиты не переводится, а между ними находилось рельефное изображение Святого Георгия Победоносца на коне, попирающего дракона-змия. На третьей плите тоже греко-язычная надпись в сиянии или струе пламени. Исследователь Каменев перевёл: «В память раба Божия Георгия (Пеитперти) — Владетеля отца) Манилии Святому славному Великомученику Георгию в церкви». Исследовав другие надписи, установили, что храм построил в честь Святого Георгия своему покровителю местный христианин Георгий Пауперти, который для этого пригласил армянского зодчего. О судьбе церкви в дальнейшем ничего не известно, поэтому можно сделать предположение, что её разрушили крымские ханы, выполнявшие волю турецкого султана в начале восемнадцатого века или немного раньше. Турки распространяли своё влияние и насильно насаждали ислам на Северном Кавказе.
Я долго искала место нахождения этой церкви, исследовала византийские карты того периода, но пока ничего не нашла. На мои обращения в Министерство культуры Грузии никто не ответил — в письмах я просила сделать фотографии плит с христианскими записями, просила сделать фото найденных реликвий для музея.
В настоящее время, когда позиции русской православной церкви укрепились во всём мире, я надеюсь найти единомышленников в этих поисках у краевого руководства русской Церкви..
Ученые считают, что Кавказ- один из путей распространения христианства, и памятников христианской эпохи в горах Кавказе очень много. Они частично разрушены, частично заброшены, некоторые возродились и в них проходят службы.
Так получилось, что среди народов Адыгеи христианство не утвердилось,
Особенно много христиан перебрались на юг в семнадцатом веке в связи с церковным расколом. Раскольники бежали на Дон и Кубань и группами, и в одиночку.
Много старообрядцев пришли на Кубань после разгрома восстания Кондрата Булавина. Сторонник Кондратия Булавина (Булавина казнили) Игнат Некрасов привёл на Лабу несколько тысяч участников восстания, спасая их от гибели, а себя от возмездия царя. «Некрасовцы основали на Кубани несколько поселений, но их и здесь достали царские слуги. «Некрасовцы» вынуждены были уйти в Турцию. ИСТОРИЯ КАЗАКОВ — «НЕКРАСОВЦЕВ» — ЭТО ПРИМЕР СОХРАНЕНИЯ В НЕВОЛЕ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И СВОЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ. ИМ БУДЕТ ПОСВЯЩЕНА СТАТЬЯ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ.
В междуречье Белой и Лабы христианство пришло с казаками- переселенцами с Дона, с территории нынешней Украины, Урала, Терека. Сюда же переселялись государственные крестьяне (по особому царскому Указу), с центральных губерний России. Переселенцы исповедовали старую и новую православную веру. Старообрядцы становились полноправными членами Казачьей общины, т.к. принимали на себя обязанности защитника южной границы Кубани. Им выделялись наделы земли в зависимости от количества мужских душ в семье; они получали оружие и несли все тяготы охранной службы наравне с казаками-переселенцами . Название большой старообрядческой общины сохранилось до сих пор в названии части города, которую так и зовут — «Староверщина».
Вернёмся к тому, что в настоящее время сохранил Архив Ставропольской Епархии. До 1919года станица Белореченская находилась под её юрисдикцией.
Станица Белореченская
В 1863 году тщанием прихожан построен молитвенный дом. Здание деревянное, крытое камышом. Колокола размещены на деревянных столбах. В 1881 году на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан построена деревянная на каменном фундаменте церковь с такой же колокольней. Освящена 20 сентября 1881года.
1 июля 1863г. В станицу назначен священник.
В Клировой ведомости 8-й бригады. ст.Белореченской Покровского молитвенного дома за 1863 год содержится такая информация:
1. Сведения: молитвенный дом во имя Покровской Пресвятой Богородицы построен в 1863 году. Здание деревянное. Утварь достаточная, причт — один священник, два причетчика
Земли, отведенной для священнослужителей, нет. Дом у священнослужителей собственный, на общественной земле.
Л.756. О первом священнике станице Белореченской:
Священник Петр Тимофеев Кубанский по окончании курса богословских наук в Казанской духовной семинарии в 1863 г. июня 30 дня выпущен в ведомство господина Главного Священника со степенью студента. В 1863 г. июня 7 дня по определению Иммеретинской конторы определен штатным священником в станицу Белореченскую 8 бригады ККВ и Преосвященным Фиофилактом Епископом Кавказским рукоположен оным в сан. В семействе у него: жена Наталья Ильина и сын Адриан.
Причетчик Георгий Васильев Федотов, дьяческий сын, В 1863г. декабря 2 дня Преосвещенным Афанасием архиепископом Новочеркасским определён в Рождество-Богородицкую церковь. В 1863году по собственной просьбе 15 февраля господином Главным священником Кавказской армии перемещен на такую же должность в станицу Белореченскую 8 бригады ККВ. Двоеженец. Причетчик читает хорошо посты, Устав церковный знает. Поведения очень хорошего.
В семье у него жена Ирина Алексеева, дети Дмитрий, Елизавета , Татьяна, Александр, Терентий. Документ подписал Петр Кубанский.
Причетчик Михаил Никитич Квитковский -дьячий сын. Обучался в Ставропольском духовном училище. Начал служить причетчиком в 1864году в станице Ширванской 24 полка Кубанского казачьего войска.

Следует обратить внимание на число жителей станицы Белореченской: всего 1438, старообрядцев — 80 человек (3-мужчин, 37-женщин). А число дворов, в которых проживали старообрядцы — 103, больше половины дворов в станице Белореченской. Этот факт объясняется тем, что казачьи семьи были очень многочисленными, переселялись на новое место вместе с родителями, близкими родственниками, детьми. Старообрядцы на новом месте имели небольшие семьи, выбирать жен было не из кого- сыновей женили только на своих единоверцах. Служба у всех переселенцев была единая — все несли равные военные повинности, а жизненный уклад был разным, в быту казаки и старообрядцы практически не общались.
В семьях священников не всегда было всё по родительской воле. Так, сын Дмитрий причетчика Георгия Федотова обучался в Ставропольской Духовнй семинарии. За вольнодумство был из семинарии уволен и отправлен в армию.