Люди, живущие на белореченскй земле, очень разные. Есть такие, кому абсолютно всё равно, какие времена, какие события пролетают над нами. Есть и такие, кто стремятся понять, из чего складывается человеческая память, из которой вырастает любовь к родной земле. Вот для тех, неравнодушных, по крупицам собирающих и хранящих зерна исторической памяти, эта серия публикаций.
Историческая справка.
Возрождение духовных традиций русского народа сегодня связывают, прежде всего, с возрождением православной культуры.
Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно церковному преданию, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.
Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.
В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса «Великого шелкового пути». В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои епископские кафедры.
В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители — братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Итак, согласно письменным и археологическим источником уже с IV в. после легализации христианства в Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно проникать в среду горных народов Северного Кавказа.
Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в духовном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархия), Зихополисе и Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора встречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процесс христианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия, которой удалось в церковном отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (849-911 гг.) говорится о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий и упоминается Аланская митрополия.
Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется влиянием Русской Православной Церкви, просветительская деятельность которой началась сразу после крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского пролива объединились в союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром на Таманском полуострове. К концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав в 1022 г. сооружает здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над косожским князем. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе возникла первая русская епархия, просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 г. назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерской обители, в Тмутаракани основывает монастырь, в котором провел 10 лет своей жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено у аланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе Константинопольского Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедник находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход в XIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению Аланской митрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско — Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В XIII в. на Северном Кавказе появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется Зихийская католическая епархия и назначается епископ — францисканец Иоанн. Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об этом периоде, Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру». Еще в 1396 г. митрополит Зихийско — Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом на Кавказ турков в XV в. среди кавказских народов огнем и мечом насаждается мусульманство. С укреплением русского государства в Москву неоднократно являются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают желание восстановить в своем народе христианство, но трагические события смутного времени в Российском государстве помешали оказать помощь горским народам.
В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгое время распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый Астраханский епископ Феодосий имел титул «Астраханский и Терский» по имени двух главных городов епархии. С середины XVII в. Терки является главным центром православия на Северном Кавказе. В 1664 г. здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 г. в титул Астраханских преосвященных вносится наименование «Ставропольский». В 1745 г. в Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской деятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была организована Моздокско — Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовная комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили — Токаова), который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладе Святейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и 73 молитвенных домов, в ее штате было 160 священников. С 1792 г. черноморские казаки переселяются на Кубань. Их духовное окормление поручается епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В 1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 г. состоялось открытие духовное училища в Ставрополе.
В 1829 г. была образована Донская епархия. Первый епископ Афанасий получил титул «Новочеркасского и Георгиевского». Все православные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донской епархии.
4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемая Кавказской и Черноморской, кафедральным городом которой определяется Ставрополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.), отличавшийся глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная семинария.
За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия стоял во главе Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и все последующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенному епископом Иеремией. С 1863 г. происходит изменение титула Кавказского епископа на «Кавказский и Екатеринодарский». К началу XX в. Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии, 220 — в Кубанской области, 77 — в Терской области, 15 — в Черноморском округе.
В 1885 г. Кавказская епархия разделяется на Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую епархии. Первым епископом Ставропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров, 1886-1889 гг.). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовных училищ епархии.
Среди христианских памятников домонгольского завоевания на Кубани занимает особое место Белореченская церковь двенадцатого века, развалины которой обнаружил в июле 1869 года Иван Середа. К сведению: станица Белореченская была основана в 1862 году и станичники использовали камни с реки Белой для домашних построек. Наказному атаману Кубанского войска было отправлено донесение следующего содержания: «Описание развалин церкви Святого Георгия, отрытой в Кубанской области между Белореченской и Ханской станицами:
Развалины церкви Святого Георгия представляли груду обтёсанных камней, покрытых мусором и поросших травой. Они едва заметно возвышались над поверхностью земли. Иван Середа был первый, увидевший из-под земли обтёсанный угол камня, годного к постройке и с этой целью начал раскопки. В числе многих камней, уже выкопанных и подготовленных к перевозке в Майкоп, он вдруг заметил камень с крестом и надписью и третий- с изображением Святого великомученика Георгия. Иван Середа прекратил работу и донёс о находке Белореченскому станичному правлению, вследствие чего и последовало безотлагательное распоряжение наказного атамана «Об исследовании означенных развалин».
16 июля 1879 года рабочие приступили к раскопкам. К вечеру следующего дня отрыли фундамент церкви, сложенный из крупного булыжника. В правом углу от входа обнаружили плиту, которая при постукивании издавала глухой звук. Исследователи предположили, что под ней находится склеп. Между обломками нашли обломки капителей колонн, поддерживающих свод алтарных дверей и обломки дверных и оконных наличников, имевших стрельчатую форму. 18 июля была откопана и отодвинута треснувшая часть плиты, под ней оказался склеп, в котором обнаружили костяк, золотые и серебряные вещи и остатки парчи. В склепе находилось 19 пуговиц из дутого золота филигранной работы, весом в 14 золотников (золотник-4 266г.), серебряный поясной прибор с рельефными вызолоченными украшениями в количестве 47 штук и весом в 75 золотников, золотой перстень с негранёным яхонтом(рубином), размером с небольшую фасоль, золотой браслет весом в 4.5 золотника, серебряная чернильца, дно которой было покрыто хлопком, который пропитывал чернила, 4 жемчужины, а также кожаный бумажник, вышитый шёлком, в котором находился деревянный гребень ажурной работы и другие предметы».
Рядом с церковью находился курган, который дал исследователям много интересных предметов раннего средневековья: в нём, в деревянном кипарисовом гробу находился костяк, лежащий на глубине 7 аршин, по направлению с запада на восток. Здесь же были найдены остатки одежды из шёлка, тканного золотыми нитями, кривой меч, наконечники стрел, прямой нож и многое другое. Сами по себе эти находки имели большую историческую ценность, но для нас важно другое- в развалинах белореченской церкви двенадцатого века были найдены три плиты с надписями, их отправили на хранение в Кавказский музей в Тифлис. На одной из них надпись: церковь построена каменщиком …. В 620 году армянской эры, что соответствует 1171 году нашей эры от Рождества Христова.( Армения приняла христианство в 301 году нашей эры, Киевской Руси тогда ещё не существовало). На другой плите двустрочная надпись переводится как «Святой Георгий».Частично сохранившаяся надпись в левом углу плиты не переводится, а между ними находилось рельефное изображение Святого Георгия Победоносца на коне, попирающего дракона-змия. На третьей плите тоже греко-язычная надпись в сиянии или струе пламени. Исследователь Каменев перевёл: «В память раба Божия Георгия (Пеитперти) — Владетеля отца) Манилии Святому славному Великомученику Георгию в церкви». Исследовав другие надписи, установили, что храм построил в честь Святого Георгия своему покровителю местный христианин Георгий Пауперти, который для этого пригласил армянского зодчего. О судьбе церкви в дальнейшем ничего не известно, поэтому можно сделать предположение, что её разрушили крымские ханы, выполнявшие волю турецкого султана в начале восемнадцатого века или немного раньше. Турки распространяли своё влияние и насильно насаждали ислам на Северном Кавказе.
Я долго искала место нахождения этой церкви, исследовала византийские карты того периода, но пока ничего не нашла. На мои обращения в Министерство культуры Грузии никто не ответил — в письмах я просила сделать фотографии плит с христианскими записями, просила сделать фото найденных реликвий для музея.
В настоящее время, когда позиции русской православной церкви укрепились во всём мире, я надеюсь найти единомышленников в этих поисках у краевого руководства русской Церкви..
Ученые считают, что Кавказ- один из путей распространения христианства, и памятников христианской эпохи в горах Кавказе очень много. Они частично разрушены, частично заброшены, некоторые возродились и в них проходят службы.
Так получилось, что среди народов Адыгеи христианство не утвердилось,
Особенно много христиан перебрались на юг в семнадцатом веке в связи с церковным расколом. Раскольники бежали на Дон и Кубань и группами, и в одиночку.
Много старообрядцев пришли на Кубань после разгрома восстания Кондрата Булавина. Сторонник Кондратия Булавина (Булавина казнили) Игнат Некрасов привёл на Лабу несколько тысяч участников восстания, спасая их от гибели, а себя от возмездия царя. «Некрасовцы основали на Кубани несколько поселений, но их и здесь достали царские слуги. «Некрасовцы» вынуждены были уйти в Турцию. ИСТОРИЯ КАЗАКОВ — «НЕКРАСОВЦЕВ» — ЭТО ПРИМЕР СОХРАНЕНИЯ В НЕВОЛЕ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И СВОЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ. ИМ БУДЕТ ПОСВЯЩЕНА СТАТЬЯ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ.
В междуречье Белой и Лабы христианство пришло с казаками- переселенцами с Дона, с территории нынешней Украины, Урала, Терека. Сюда же переселялись государственные крестьяне (по особому царскому Указу), с центральных губерний России. Переселенцы исповедовали старую и новую православную веру. Старообрядцы становились полноправными членами Казачьей общины, т.к. принимали на себя обязанности защитника южной границы Кубани. Им выделялись наделы земли в зависимости от количества мужских душ в семье; они получали оружие и несли все тяготы охранной службы наравне с казаками-переселенцами . Название большой старообрядческой общины сохранилось до сих пор в названии части города, которую так и зовут — «Староверщина».
Вернёмся к тому, что в настоящее время сохранил Архив Ставропольской Епархии. До 1919года станица Белореченская находилась под её юрисдикцией.
Станица Белореченская
В 1863 году тщанием прихожан построен молитвенный дом. Здание деревянное, крытое камышом. Колокола размещены на деревянных столбах. В 1881 году на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан построена деревянная на каменном фундаменте церковь с такой же колокольней. Освящена 20 сентября 1881года.
1 июля 1863г. В станицу назначен священник.
В Клировой ведомости 8-й бригады. ст.Белореченской Покровского молитвенного дома за 1863 год содержится такая информация:
1. Сведения: молитвенный дом во имя Покровской Пресвятой Богородицы построен в 1863 году. Здание деревянное. Утварь достаточная, причт — один священник, два причетчика
Земли, отведенной для священнослужителей, нет. Дом у священнослужителей собственный, на общественной земле.
Л.756. О первом священнике станице Белореченской:
Священник Петр Тимофеев Кубанский по окончании курса богословских наук в Казанской духовной семинарии в 1863 г. июня 30 дня выпущен в ведомство господина Главного Священника со степенью студента. В 1863 г. июня 7 дня по определению Иммеретинской конторы определен штатным священником в станицу Белореченскую 8 бригады ККВ и Преосвященным Фиофилактом Епископом Кавказским рукоположен оным в сан. В семействе у него: жена Наталья Ильина и сын Адриан.
Причетчик Георгий Васильев Федотов, дьяческий сын, В 1863г. декабря 2 дня Преосвещенным Афанасием архиепископом Новочеркасским определён в Рождество-Богородицкую церковь. В 1863году по собственной просьбе 15 февраля господином Главным священником Кавказской армии перемещен на такую же должность в станицу Белореченскую 8 бригады ККВ. Двоеженец. Причетчик читает хорошо посты, Устав церковный знает. Поведения очень хорошего.
В семье у него жена Ирина Алексеева, дети Дмитрий, Елизавета , Татьяна, Александр, Терентий. Документ подписал Петр Кубанский.
Причетчик Михаил Никитич Квитковский -дьячий сын. Обучался в Ставропольском духовном училище. Начал служить причетчиком в 1864году в станице Ширванской 24 полка Кубанского казачьего войска.
Следует обратить внимание на число жителей станицы Белореченской: всего 1438, старообрядцев — 80 человек (3-мужчин, 37-женщин). А число дворов, в которых проживали старообрядцы — 103, больше половины дворов в станице Белореченской. Этот факт объясняется тем, что казачьи семьи были очень многочисленными, переселялись на новое место вместе с родителями, близкими родственниками, детьми. Старообрядцы на новом месте имели небольшие семьи, выбирать жен было не из кого- сыновей женили только на своих единоверцах. Служба у всех переселенцев была единая — все несли равные военные повинности, а жизненный уклад был разным, в быту казаки и старообрядцы практически не общались.
В семьях священников не всегда было всё по родительской воле. Так, сын Дмитрий причетчика Георгия Федотова обучался в Ставропольской Духовнй семинарии. За вольнодумство был из семинарии уволен и отправлен в армию.