О единоверческих церквях

Уроки веры №6 2012г

В августе 2012 года редакцией журнала «Уроки веры» был выпущен юбилейный буклет в празднование 120-летия нашей Свято-Успенской церкви. Неожиданно выяснился большой пробел в знании истории Отечества и Отечественной Церкви. Некоторые прихожане недоумевали, а некоторые возмущались: дескать, староверы – неправославные, а поскольку единоверческие церкви – староверские – то и выходит, что мы отмечаем юбилей неправославной церкви. Чтобы помочь людям разобраться в неясном для них вопросе, коллектив авторов журнала согласился проделать совместную работу и подготовить небольшой материал по истории Православия в России. Эту работу мы и предлагаем нашим читателям в нынешнем номере журнала.

Рубрику «Единоверческие церкви» подготовили: Глеб Бережков, Марина Попова, Алексей Цыцевич, Маргарита Кравченко.

† Историческое положение России до раскола церкви

     17 век был очень тяжёлым для Руси. Более 15 лет военного Смутного времени истощили силы народа. Кроме того, что поляки вошли в Москву, сердце России – Троице-Сергиева Лавра подверглась осаде. 23 сентября 1608 г. Сапега вышел из Тушино и обложил монастырь. Его войско насчитывало почти 30 тысяч воинов. Защитников Лавры не набиралось и 3 тысяч. К маю 1609 года в монастыре осталось около 1 тысячи бойцов, едва держащихся на ногах от голода. Сражались не только мужчины, но женщины и дети. Только 12 января 1610 года Скопин-Шуйский заставил Сапегу снять осаду и отойти от монастыря. Можно сказать одно: игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский с сонмом русских святых отстояли, отмолили Русь. Была ли эта Русь неправославной? Святая православная Русь спасла Россию.
     Алексей Михайлович Романов был очень молод. Он вступил на престол Российский в возрасте 16 лет и был вторым царём из рода Романовых. Его душа жаждала помощника и советчика. Конечно, этот советчик должен быть лицом духовным. Со времён Ивана Калиты на Руси правила так называемая «симфония власти» — совместные власть и управление духовного лица (патриарха, митрополита) и светская власть (княжеская. царская). Такого рода благодатного советчика молодой царь увидел в лице седьмого русского Патриарха Никона.

† Никон

Никон

      Никон Минов или Минин. Фамилия образована от имени отца. Его родители – простые крестьяне Мина и Мариама. Мать умерла рано. Когда Никон вырос – он женился. Был белым священником в селе. Но нежданно умерли один за другим трое его детей. Никон очень тяжело пережил смерть детей. Уговорил жену уйти в монастырь. Жена постриглась в Алексеевском монастыре. Никон же принял постриг на Соловках. Характер Никона был далёк от монастырского смирения – властный, гордый, наделённый крестьянской хозяйственной хваткой, очень практичный. Никон был умён и образован. Рассорившись с братией, строптивый монах бежал с острова ночью в бурю. Укрылся в Новгороде. Сами далёкие от смирения, хозяйственные новгородцы быстро оценили личность Никона. Новгороду Никон пришёлся, что называется, «ко двору». По монастырским делам его послали в Москву. Вот там-то Никон и приглянулся молодому царю. И был оставлен в Москве.
     Никон совершенно отважно решился склонить на публичное покаяние царя: он привёз в Москву мощи митрополита Филиппа, замученного в тюрьме при Иване Грозном. Царская власть до сих пор покаяние за это не приносила. Мощи Никон привёз всё с тех же Соловок.
     Никоном начато обширное строение монастырей. Как хозяйственный крестьянин, он сумел настолько умножить церковные и монастырские богатства, что его прозвали Скопидом. Монастыри и церкви приобрели при Никоне обширные угодья – поля, леса, места рыбной ловли. Был выстроен немецкими мастерами великолепный патриарший дворец. Что, кстати, вызвало немало нареканий в его адрес среди православных. Сложно было представить, что в этом патриаршем дворце живёт смиренный Божий слуга и слуга народа. Меж тем, во время голода Никон кормил нищих, раздавал беднякам церковные продукты и деньги. Он же начал борьбу за трезвую Россию, ибо считал пьянство – одним из опаснейших для русского народа грехов, который начисто может разрушить и народ, и государство, и Православие. По его указу резко сократилось количество питейных заведений, ограничена продажа алкоголя в одни руки. Продавцам было категорически запрещено продавать алкогольные напитки священству, монахам, церковным служащим.
     Он же начал борьбу за чистоту православного населения. Дабы не происходило смешения православного населения с иноверцами и с целью ограничения смешанных браков, были выделены земли для проживания инославных. Так, например, появилась в Москве «никоновская» Немецкая слобода.

† Аввакум

Аввакум

     В Москве был создан «Кружок ревнителей благочестия», куда входили два земляка и два соратника, а впоследствии – два врага, проклявших друг друга: Никон и Аввакум. Вообще почти все деятели кружка – выходцы из Нижегородского уезда. Эта сильная духом земля рождала и людей сильных по складу ума и характера – иногда даже чрезмерно.
     Аввакум – личность, как и его земляк Никон, неординарная. Оценить такие личности словами «хороший – плохой» — совершенно невозможно. Скажем, в стремлении объяснить русичам библейскую историю Аввакум усердствовал так, что читать его пояснения можно было с незаурядным опасением: не совершаю ли я грех? Мало того, что римские легионеры назывались в его произведениях «стрельцами», вонзающими копьё в ребро Господа. Но и Сам Господь Саваоф сравнивался с великим князем всея Руси. Кроме того, эти поучения, вероятно, для большей «простоты и народности», пересыпались самой откровенной бранью. По характеру Аввакум был зело крут и строг, не терпел никакой праздности и развлечений и того же требовал безоговорочно от своей паствы. Кто знает, чем ему не приглянулись бродячие актёры с дрессированным медведем. Может, они и впрямь вели себя непристойно, что было не редкость. А может и нет… Но Аввакум разогнал всех с народного гулянья – и актёров, и мишку, и свою грешную паству. Терпение прихожан на этом лопнуло, и они изгнали излишне сурового протопопа с прихода, изрядно его избив. Остановился Аввакум в Москве – он очень приглянулся Никону. У них и впрямь были в чём-то родственные души. В «Кружке ревнителей благочестия» шла серьёзная реформаторская работа. Протопоп Аввакум начал борьбу с хамовым пением, которое существовало на Руси и очень мешало службам. Смысл его был в том, что по закону открытого слога после каждой согласной должна добавляться гласная. Гласные добавлялись произвольно. Понять, что поёт хор, порою, было невозможно. Была и другая, весьма вредная русская традиция – петь во время чтения Евангелия. В книгах были ошибки… В общем, церковное служение действительно, объективно нуждалось в реформе.

† Раскол

     Неожиданно деятельность «ревнителей благочестия» омрачилась расколом среди членов кружка. Никон действовал властно, по праву патриарха. Он перестал советоваться со своими соратниками.
     Двуперстное и троеперстное крестное знамение существовали в православии давно и параллельно. Двуперстное знамение – византийская традиция. По преданию, монахи, научившие князя Владимира креститься, были именно византийскими. Троеперстное крестное знамение было в основном греческим. Постепенно оно вытеснило византийское знамение. Двуперстие осталось лишь в России и Сербии. Двуперстие и троеперстие не вызывало никаких нареканий и возмущений в православном мире. И тот, и другой вид креста считался верным.
     Византия пала. Греция была слаба. Из православных государств сильной была только Россия. Главы православных церквей других государств часто просили у России помощи, в том числе и финансовой. Подобное положение в мире навело Никона и царя Алексея Михайловича на мысль о создании единого общеправославного государства, объединяющего все православные земли. Может, эта идея и была хороша. Но со времён Вавилонской башни глобальные проекты обычно заканчивались плохо. Не явилось исключения и на сей раз. Никон, скорее всего, помышлял общеправославным государем себя. Царь очень доверял Никону. Отлучаясь в военные походы, Алексей Михайлович оставлял фактическим правителем Никона. Разрешал подписываться словом «государь». Однако, теперь властность Никона перешла допустимые пределы, и царь решил принять меры к ограничению деятельности своего наставника. Он перестал посещать службы в Успенском соборе, где служил патриарх. Запретил Никону подписываться словом «государь».
     Меж тем, Россия присоединила к себе Украину, где службы тоже служились в церквях по местному обычаю. Получалось, что даже не в воображаемом общеправославном государстве, а и в реальном государстве Россия нет единого образца служб. Требовалось подвести службы к единому канону. И вот тут и случилась беда: патриарх единолично выбрал за образец не византийскую традицию, а греческую. В православном мире к Греции давно относились с подозрением. Греция приняла Флорентийскую Унию. Согласилась на уступки католикам, исправив Символ веры. В Греции по этому поводу начались восстания православных. Кстати, и сейчас Греческая церковь — новостильная и служит лишь Пасху по Юлианскому календарю. На Руси не любили греков за стяжательство. По мнению россиян, греки сами давно потеряли чистоту православия и не могли служить образцом. Ещё Иоанн Грозный на попытки (они были и тогда) унифицировать службы и обряды сурово заметил: «Греки нам – не Евангелие». Хорват Юрий Крижанич писал: «…В настоящее время греки не занимаются ни искусством, ни науками, так что сами они – слепые вожди слепых…» Москвич Арсений Суханов, посетивший Грецию, писал: «…греки…если и были источником, то ныне он пересох». Тем не менее, во главе переписывания русских служебных книг стояли именно греки. Никон утверждал, что он взял образцы с Афона, который всегда был оплотом православия и вся остальная Греция Афону не указ. Это земля Богородицы. С Афона были переписчики или нет, но греческая редакция книг вызвала в России гнев у православных. Вообще, большинство историков сходятся в одном: клевета и правда во время Раскола так переплелись, что уже, видимо, никогда не удастся восстановить истину.

† Духовная беда россии

     Историк Л. Тихомиров: «Мы…русские…сами не знаем, во что веруем, и чтя одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую церковь – считаем друг друга погибшими, отлучёнными, преданными анафеме или антихристу».
Реформа через каких-то 40 лет после Смуты была явно не ко времени. Во время Смуты русские отстояли Троице-Сергиеву Лавру. Их помощниками и ходатаями пред Господом были русские святые. Соборное моление спасло народ. И вот теперь эта вся прошлая жизнь объявлена ересью. А как же святые – Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Александр Невский. Дмитрий Донской?.. Достоевский писал: «Всякому обществу, чтобы держаться и жить, надо кого-нибудь и что-нибудь уважать непременно и, главное, всем обществом, а не то, чтобы каждому как он хочет про себя» (Дневник писателя за 1876 год.) Главная беда: вопрос в умах людей: где же церковь? Тут же стали активны католики. В то время, как старообрядцам рубили головы, католикам разрешено было проповедовать в Москве. В недалёком будущем – в 1685 году иезуиты откроют в Москве свою школу. Старые книги велели отбирать и уничтожать. Никон допускал кощунства по отношению к иконам старого письма. А ведь на Руси Андрей Рублёв почитался, как святой. Теперь же иконам старого письма не только не оказывали почитание, не только запрещали – их разбивали на глазах у верующих, сжигали, выкалывали на ликах глаза.
     Русь отличалась высокой грамотностью. Учились дети по трём книгам – Азбука, Псалтирь, Часослов. По ним же учились и церковному письму. Обучение так же совершалось и по летописям. Обязательные для изучения предметы – чтение, письмо, арифметика, знаменное пение и крюковая грамота, история. Не редкостью было обучение иконописи, хотя бы её азам. Теперь же образовательный процесс был на целые столетия серьёзно подорван: к новым книгам доверия нет, а старые почти не сохранились, их сожгли.
     Говорили, что Никон толкнул камень, а этот камень вызвал лавину. Добавилась и политическая беда: Соборное уложение, свод законов, окончательно закрепило крепостное право в России. Начались крестьянские восстания. Государство становилось неправославным по своей структуре: помня, как Никон пытался узурпировать власть, царь стал править самодержавно. А ведь Русь поднялась именно тогда, когда духовная и княжеская власть правили государством совместно. До этого законодателем государства был Бог, и Русь вручали Заступнице – Богородице. Теперь законодателем государства стал человек, т.е. сама природа царской власти изменилась. При Петре Первом церковь будет полностью подчинена светскому государству. Такая ломка сознания была бы не под силу даже Петру, если бы церковная смута не подготовила почву.
     Соловецкий монастырь восстал. Монахи Соловков написали царю письмо: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежное и вечное житие». Исполнение просьбы не заставило себя ждать. Соловецкое сидение длилось восемь лет. Поначалу монастырь просто подвергли блокаде. Потом, когда узнали, что на Соловках нашли приют беглецы из армии Степана Разина, государевым войскам разрешили вести обстрел монастыря. Монахи приняли решение больше не молиться за царя и не поминать его о здравии. Кто знает, долго ли продолжалось это противостояние монастыря государству, но судьбу Соловков решило предательство: чернец Феоктист показал стрельцам потайной вход в монастырь. Монастырь пал.

† Единоверие

     Удивительно, но основоположником Единоверия был всё тот же патриарх Никон Минин. Совершенно очевидно, что сам Никон не придавал церковной реформе именно того значения, которое ей придало светское государство в попытке освободиться от власти церкви, настойчиво пробуждавшей во власть предержащих совесть.
     Протопоп Иоанн Неронов дерзнул испросить у Никона разрешения служить по старым служебникам и не пользоваться новыми. Это было в 1656 году. Ответ Никона поразителен: «Обои-де добры, — всё равно, по коим хочешь, по тем и служишь». В типографии Валдайского Святоозёрского монастыря по указу патриарха было налажено печатание дораскольного Часослова, а Символ веры в молитвословах печатали здесь в старой редакции. Собор 1666 года не вынес приговор приверженцам древлеправославного обычая. Оба течения – русско-греческое и древлеправославное, наследованное, как святыня, от Византии, существовали вместе. Так русская православная церковь стала единоверческой. Оба обряда признавались равноспасительными. Никон понимал, что в основе реформы не лежит расхождение в догматах. А раз так – оба течения находятся в лоне Апостольской церкви.
      Впрочем, осознание этой истины не мешало Никону расправиться с особо несмиренными противниками. С теми, кто не признал никоновскую хиротонию, кто называл никоновское священство безблагодатным, расправлялись сурово. Обосновано это было, скорее всего, личными амбициями, поскольку Никон отдавал себе отчёт в равноценности византийского и греческого обрядов. Так Никон избил епископа Павла Коломенского на Соборе 1654 года, сорвал с него мантию и сослал в монастырь. Павел ушёл из монастыря, взяв на себя подвиг юродства и обличая власть. Погиб мученической кончиной – его заперли в деревянный сруб и сожгли заживо. Поговаривали, что это дело рук Никона – это он подослал убийц с конкретным заданием: убить епископа Павла.

† Дальнейшая судьба патриарха

     Никон окончательно своею властностью восстановил против себя и царя, и священство. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не гордыня – самый главный враг патриарха — подписавшая ему приговор. Никон обиделся на царя и объявил, что он уже «не хочет быть патриархом». После размолвки с царём Никон самочинно сложил патриаршее одеяние, ушёл в ряске и уединился в монастыре. Всё русское общество восприняло самовольное оставление паствы, как бесчинство. Царь Алексей Михайлович предложил Никону взять церковную власть в свои руки. Но очевидно, что Алексей Михайлович знал, был уверен: гордыня не даст патриарху сразу же согласиться. Скорее всего, он заупрямится, будет ждать, когда его попросят ещё раз. Так и случилось. Никон отказал царю. А царь не стал настаивать. 12 декабря 1666 года Никона лишили сана и сослали в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
     Уже сын Алексея Михайловича, царь Фёдор Алексеевич, сочувствовавший Никону, приказал освободить бывшего патриарха и разрешил ему вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь в Москве, который сам Никон и построил ещё в начале своей деятельности. Но на пути в монастырь Никон скончался. Это случилось 17 августа 1681 года. Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона, как патриарха, несмотря на протесты патриарха Иоакима. Никона Минина похоронили в Ново-Иерусалимском монастыре. Царь сам со слезами читал над усопшим 17 кафизму и Апостол. А в 1682 году добился от восточных патриархов разрешительной грамоты: в ней Никона повелевали поминать, как патриарха. 5 августа 2006 года в Саранске был открыт памятник патриарху Никону и освящён Алексием Вторым.

† Усугубление раскола русской церкви

     Вся русская общественность надеялась, что после низложения Никона реформа будет отменена. Но этого-то как раз и не случилось. Реформа церкви и усугубление раскола русского общества и русского православия было, как ни парадоксально, на руку царской власти. Низложение Никона ничего не изменило в деле реформы в положительную сторону. Наоборот – ситуация накалилась до предела. Собор 1667 года, состоявшийся уже после Никона, анафематствовал старые обряды. С восставшими старцами поступили жестоко. Всех, кто не признал нового обряда, подвергли репрессиям. Были замучены голодом сёстры-боярыни Морозова и Урусова. А старцам, заключённым в Пустозёрске – Аввакуму, Епифанию, Лазарю и Фёдору были урезаны языки и персты, дабы священники не могли славить Бога и креститься по-старому.
     Протопоп Аввакум был сослан в ссылку со всею семьёй. Его самого, детей и только родившую жену с новорождённым сыном бросили в телегу и увезли. Двое младших сыновей умерли. Старшие дети, босые, скитались, выпрашивая подаяние. Известен диалог Аввакума со своею женою:
     — Долго ли муки сея, протопоп, будут?
     — До самыя смерти, Марковна.
     — Добре, Петрович, ино ещё побредём.
     14 апреля 1686 года старцы, заключённые в Пустозёрске, были сожжены заживо на костре: Аввакум, Епифаний, Лазарь, Фёдор. По другим данным – это случилось раньше: по указу Фёдора Алексеевича Аввакум был сожжён в 1682 году.
     В 1916 году на Освящённом соборе Аввакум был канонизирован.
После Фёдора Алексеевича старообрядцы были особо гонимы при Анне Иоановне, царевне Софье и Петре Первом. В ответ на сожжения, старообрядцы стали отвечать самосожжением – «гарями».

† Судьба старообрядчества

     Старообрядчество сразу же распалось на несколько течений. Из них главных – три: единоверие, поповцы и беспоповцы. Поповство и беспоповство имеют внутри себя, опять же, разные ответвления.
     Беспоповцы. Никон сразу же потребовал от епископов верности новым обрядам. Не подчинившиеся епископы были уничтожены в ходе никоновских и послениконовских репрессий. Таким образом, епископов, не принявших реформу, не осталось. Епископов, принявших реформу, старообрядцы посчитали безблагодатными, как и священников нового поставления. В результате, эта часть верующих решила, что лучше быть без священников вовсе, нежели иметь священников никоновских. Однако, без священников ряд таинств оказался невозможным. Без епископов священники не могли освящать храмы, готовить миро. Не могло совершаться таинство Евхаристии. Более того, беспоповцы кощунственно отзывались о таинстве Евхаристии, совершаемом священниками нового поставления. Центром беспоповцев стала Выговская пустынь.
     В так называемой поповщине так же, как минимум, пять основных церквей, друг друга проклинающих. Это одно из самых широких течений. Здесь принимали во священники и священников нового поставления, после покаяния. Зачастую, это были священники беглые, недовольные существующей церковной властью. Потому их часто называли беглопоповцы. 
     Основным центром поповского старообрядчества стал остров Ветка, что на реке Сож, в Белоруссии, в Гомельской области. Ветковская слобода дала название одному из самых обширных направлений старообрядчества. У нас в станицу Белореченскую прибыло на освоение новых земель большое поселение именно ветковских старообрядцев. Ветковцев пыталась уничтожить Анна Иоановна, но Ветка выжила. Белокриницкий монастырь – так же центр поповцев.
     При Екатерине Второй под надзором Священного Синода было разрешено служить по старым книгам. В 1763 году Синод объявил, что двуперстие не есть признак раскола. В марте следующего года Екатерина издала Манифест в защиту старообрядцев. В 1783 году иноком Никодимом при поддержке графа П.А. Румянцева в Святейший Синод было подано прошение о воссоединении старообрядцев с официальной российской церковью. Екатерина Вторая разрешила князю Г. А. Потёмкину расселить старообрядцев в Новороссии. Однако, Екатерина разрешила иметь старообрядцам только священников, но не епископов. При Павле Первом были признаны равноспасительными старые и новые обряды: «Бысть по сему». То есть, единоверие, благословлённое ещё патриархом Никоном, вновь обрело себя в лоне единой русской православной церкви.
     Единоверческая церковь – это церковь, входящая в Русскую Православную церковь, но совершающая службы по старому обряду и по старым Богослужебным книгам с официального благословения и разрешения. Год, когда Павел начертал «бысть посему», считается вторым рождением единоверческих церквей – это год 1800. В Казани в 1885 году состоялось собрание епископов, где было принято: «Православие и Единоверие составляют одну Церковь…Пребывающие в Единоверии – истинно православные…сыны Святой Церкви». При Николае Первом отношение к старообрядчеству стало недобрым, а вот Единоверие укрепилось. В единоверческих церквях службы совершались по иноческому чину, без опущений, на семи просфорах, со знаменным распевом.
     И всё же, официально клятвы собора 1667 года были сняты церковной властью со старых обрядов лишь в 1929 году при Сергии Страгородском, а затем в 1971 году.
     Первым единоверческим епископом стал Симон Шлеев. Сам патриарх Тихон возглавил хиротонию Симона во епископы. Это был первый единоверческий иерарх, рукоположенный по старому дораскольному канону. Патриарх Тихон послал Симона в Уфу для управления православной епархией. Это было фактическим подтверждением равноправности и равночестности обоих течений. До революции единоверцы не могли об этом даже мечтать. Единоверческие епископы официально имели право служить службы и по древлеправославному, и по греко-русскому, новому обряду, т. е. по старому и новому чину. Жизнь епископа Симона трагически оборвалась 18 августа 1921 года – он был расстрелян в Уфе, как и многие в те годы. Так же погибли в годы революции единоверческие епископы Амвросий (Андрей Иванович Сосновский), архиепископ Куйбышевский Ириней…
     Святейший патриарх Алексий Второй сказал: « Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить, как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». ( 27 ноября 2000 года на торжественном собрании по случаю 200-летия со дня основания единоверческих церквей по указу Павла Первого).