Каин и Авель

Уроки веры №5 2012

Цитата!

Библейское повествование о Каине и Авеле – одно из самых тяжёлых для восприятия. Закономерен для простого смертного вопрос: для чего Бог ждал, пока Каин падёт так низко? Не лучше ли было остановить его вначале, помочь ему? Если вы займётесь чтением литературы по этому вопросу, то вспомните горькую шутку: понятно, что ничего не понятно. Сколько людей, столько и мнений. При этом не только мнения мирян, но даже мнения священников и маститых богословов могут быть абсолютно полярными. И всё же, можно выделить самое важное, что поможет нам хоть немного разобраться в столь сложном вопросе. Ведь не секрет, что, находясь в очень тяжёлой жизненной ситуации, мы вдруг начинаем вспоминать Каина: вот и опять Бог ждёт. Видит, как я надрываюсь душою, и не помогает… Как когда-то с Каином… Почему и зачем? Этот вопль не раз вырывался из уст надломленного человека. Но давайте разберёмся по порядку и остановимся на самом важном…
Итак… Первое. Закон содержал в себе обряд жертвоприношений. Приносились в жертву животные – существа безгрешные. На них как бы переносились грехи людей. Животные убивались, жертвенник окроплялся их кровью. Зачем это было нужно? Большинство исследователей склоняются к тому, что эта жертва являлась прообразом будущей Жертвы Христа. Человечество должно было помнить, что когда-то пророчества сбудутся. А пока они не сбылись – должна в народе жить мысль об этом событии. В противном случае – люди вообще обо всём позабудут, и когда придёт Мессия – даже не поймут, зачем Он пришёл (как, впрочем, и получилось, несмотря на эти заместительные жертвы: большинство людей привыкло к другой мысли – их грехи уже прощены кровью козлов или телят).
Тем не менее, обряд жертвоприношения в Ветхом Завете подробно расписан: что и как нужно приносить в жертву. Жертва должна быть кровавой. Перечислялись животные, которые могли быть принесены в жертву. Если кто-то желал принести хлебную жертву, он всё равно должен был добавить к этой жертве ягнёнка – жертвенный прообраз тела и крови. А если человек был очень беден, то мог обойтись только бескровной жертвой, но к хлебу или муке он должен был добавить масло, вино и ладан. Вот так по обряду должно выглядеть жертвоприношение.
Теперь обратимся к Каину и Авелю – детям Адама и Евы.
Вообще рождение Каина обросло легендами, которые придумали мы сами. Бытует среди верующих даже такая крамольная сказка, что Каин потому был Каином, что он – наполовину демон. Дескать, Ева изменила Адаму и родила Каина от змея со всеми вытекающими последствиями. Это греховная выдумка! Тексты Ветхого Завета скупы. Но это не значит, что мы имеем право придумывать своё и «дописывать» Библию. Бытует и другая легенда: Каин — сын не Евы, а Лилит. Потому и был зол изначально: его мать — «праматерь гордости».
Библия говорит абсолютно чётко: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». (Бытие; 4; 1-2) Никакого греха прелюбодеяния, да ещё и с демоном, не было. С нашей стороны – большой грех так оклеветать нашу праматерь. Более того, Ева знала: души детей дарует Господь Бог. Потому она приобрела «человека от Господа». Каин был самый обыкновенный ребёнок, законно рождённый от отца с матерью. Почему он стал убийцей? Потому что каждый из нас может упасть в грех.
Но что такое грех? Это уклонение от воли Божьей, самовольство. Грех начинается тогда, когда человек говорит: «А я всё равно сделаю по-своему, как мне хочется. И никто мне не указ». Такое состояние духа обычно приводит к беде. Что и случилось.
Теперь остановимся на жертвах, которые принесли Каин и Авель. Авель принёс первородных животных и тук – то есть жир. Действительно, приносилось в жертву именно первое потомство, а не последыши. И ещё внутренний жир, который сжигался. Как видим, Авель сделал всё так, как было принято, как требовалось. Что принёс Каин? Только плоды своего земледелия. Почему он так поступил – Библия не объясняет. Может, не захотел покупать или просить у брата ягнёнка; может, решил, что сойдёт и так, довольно Богу и пшеницы. А может, принципиально не захотел проливать кровь невинного существа: почему за его грехи должно пострадать беспомощное животное? Но кто теперь узнает? Додумывать мы не имеем права.
Напомним: жертва по закону не могла быть полностью бескровной. Она должна содержать хотя бы одного ягнёнка. А полностью бескровной она могла быть только у бедняков, которым Каин, имея много земли, скорее всего, не являлся. То есть, Каин поступил по-своему и принёс жертву не по обычаю. Каин совершил полностью самостоятельный поступок. Но за свою самостоятельность нужно отвечать: или доказать, что ты прав, или признать, что ты не прав.
Господь «не призрел» жертву Каина. Значит ли, что Господу нужна только кровь? Вовсе нет. В одном из псалмов господь вопрошает нас: не думаете ли вы, что Я пью кровь ваших козлов или ем их мясо»? (Пс. 49) Конечно, ни еда, ни кровь Богу не нужны. И Господь даже и не прогневался на Каина, как можно сделать вывод из текста Бытия. Господь просто решил выяснить: почему так поступил Каин? Важен мотив. Человек принёс жертву по-своему. Почему? Какие мысли в его голове? Богу прежде всего нужна наша искренность. Хотя Господь и ведает наперёд все наши мысли и поступки, но нужно именно наше собственное искренне слово, произнесённое для Бога нашими устами! Помним, как Господь оправдал Иова и прогневался на его очень праведных друзей. А ведь Иов возмущался против решения Бога, а друзья Иова стыдили и говорили, что Иов должен смириться. Но слова друзей были ложны. Они говорили о том, чего сами не пережили. А Иов в своём возмущении был чистосердечен. Вот что нужно от нас Богу: правда. Открой своё сердце, поведай свои мысли, объясни мотивы своего поступка. Приди к Богу, как дитя к Отцу. Если ты считаешь, что так лучше – настаивай, доказывай. Господь первым вступает в диалог; при том, Он пытается вызвать Каина на откровенный разговор и интересуется мотивом его поступка: «Почему ты огорчился? и от чего поникло лицо твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лицо твоё? А если не делаешь доброго, то грех у дверей лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Бытие, 4; 6-7)
То есть, если ты уверен, что делаешь доброе, если ты уверен, что до тебя делали неверно, а ты поступаешь правильно – успокойся, подними лицо твоё, объясни свой поступок. Если уж ты так решил…
А если внутри ты не считаешь себя правым, если сердце лукаво и чувствует вину, но ты не хочешь в этом сознаться – то вот он, грех. Грех – это самовольство, ничем не оправданное.
Ответ Каина Богу не приведён в тексте. Скорее всего, его и не было. Каин не стал разговаривать с Богом. Собственно, здесь даже не столько зависть, обида. Здесь больше упрямство: я так решил… И если вы не хотите меня принимать таким, каков я есть, не желаете принимать мои поступки, то я буду мстить тому, кого вы любите. И Каин решил отплатить «любимцу» — он просто убил брата. Вот это поведение: раз меня не принимают таким, каков я есть, то я буду мстить тому, кто вам угоден – к сожалению, вовсе не редкость в нашей человеческой жизни. Не все, конечно, доходят до убийства (хотя и такое случалось не раз), однако крови не мало попортят тем, кто рядом.
Бог вновь обращается к Каину с вопросом: где же брат? На фреске, помещённой выше, мы видим Иисуса Христа, протягивающего Каину руку и вопрошающего: «Где брат твой?» В ответ Каин говорит ложь, да ещё и с большой долей дерзости: я ему не сторож. Господь даёт откровение Каину, что брат жив и имеет перед Богом свой голос, как и прежде. Убийство его тела не уничтожило Авеля, не в небытии он. Голос его крови вопиет. Авель разговаривал с Богом. Когда Каин выслушал своё наказание от Бога, он впал в уныние. Но не из-за брата, а из-за себя: наказание показалось Каину непомерно тяжёлым. И ещё он испугался, что ему теперь отомстят и убьют, как Авеля. Но кровавая месть – это то, что полностью лишает народ мира. Народ оказывается одолеваем только одной идеей злой мести. Потому Бог останавливает это движение зла и запрещает убивать Каина.
Текст Библии не говорит нам ничего о том, что происходило в душе Каина дальше. Но мы можем сделать выводы… Каин скорее всего всё же осознал свою вину и раскаялся. Ибо ему послал Господь детей. В честь своего первого сына Каин построил город и назвал этот город именем своего сына — Енох. Каин не пал духом. Земля, принявшая пролитую кровь, больше не давала Каину ни силы, ни урожая. Каин не сложил руки и стал думать, как жить дальше. Живёшь – значит надобно что-то делать. Делать что-то полезное. Из его потомков произошли музыканты, кузнецы. Посмотрите: даже имя Каин и слова «раскаяться», «каяться» имеют общий корень. Язык свидетельствует: Каином было принесено покаяние; тот, кто плачет о своём грехе – тот кается.
Теперь пройдём по тексту Библии и посмотрим потомков Каина: 1 – Каин, 2 – Енох (сын), затем 3 – Ирад, 4 – Мехиаель, 5 – Мафусал, 6 – Ламех, 7 – Ной…
Вот о Ное идёт спор – от какого колена Ной происходит. Одни исследователи ведут родоначалие Ноя от Каина. Другие же настаивают на том, что Ной был из потомков Сифовых. Дело в том, что текст Ветхого Завета повторяет уже известные события во второй раз — рассказывает родословие Адама. (Бытие, 5) Уже ничего не говорится о детях Адама – Каине и Авеле. Один – стал «ломоть отрезанный», другой же – убит. Род Адама Бытие начинает как бы заново: Бог дал Еве сына Сифа, взамен убитого Авеля. Перечисляются потомки Сифа. И вот тут идут опять имена: Енох, Мафусал, Ламех, Ной… То ли у детей Сифа были такие же имена, как у детей Каина, то ли здесь перечисляются вообще потомки Адама и говорится и о потомстве Каина тоже – из текста не вполне ясно. Дело ещё осложняется тем, что в Бытии упоминаются не все имена рождённых детей, а лишь тех, которые оставили свой след в истории. Люди жили подолгу, и детей у них было много – всех не перечислить. Например, указывается конкретно, что Сиф родил Еноса, а потом говорится о том, что у Сифа детей было много: «и родил сынов и дочерей». То же мы видим и далее. Ламех «родил сынов и дочерей» — это вообще обо всех… «и родил сына, и нарёк ему имя Ной» — это имя уже обозначено конкретно, поскольку оно имело большую значимость в истории.
Так что, чей же потомок Ной – Каина или Сифа – не вполне ясно. Если Каина – то мы видим, что Каин духовно не погиб. Его потомки смогли уберечь чистоту души, несмотря на падение их предка. Если же Ной – потомок Сифа… В конце концов, и Сиф – дитя Адама… Адама, который ещё в раю согрешил и вовлёк весь мир в катастрофу: нарушены были порядок и гармония всего Божьего творения, в мир пришли болезни и смерть. Погиб не один человек — Авель, но попало под проклятие всё человечество. Так что не столь важно, чей же потомок Ной: Каина или Сифа. Всё равно он – Адамова ветвь. Все мы – люди, мы можем вставать и падать. Наши дети могут усугублять наследственный грех, а могут возрасти на спасение, как своих предков, так и своего будущего рода. Нет ничего постоянного: ни греха, ни праведности, приобретённых навсегда, навечно, — у людей при земной жизни нет.
Какие выводы мы можем сделать? Ну, первый и основной: не нужно додумывать Вечный Завет, «дописывать» его… Даже если нам кажется, что там «не всё гладко» и мы никак не можем привязать тексты Библии к своей идее.
Второе. Бог от каждого из нас ждёт правды, искренности. Господь не стоит сторожем над нами. Мы делаем дела, совершаем поступки так, как решили сами. Но Бог хочет от нас одного: если ты считаешь, что прав – то честно скажи свои мысли Богу. И если ты уверен, что прав – будь спокоен. Не надо допускать, чтобы тебя грызли сомнения, обиды, чтобы ты мучился от неизвестности и зависти. Мысли: «Я прав, а меня не ценят по достоинству», — до добра не доведут. Чисто твоё сердце перед Богом, нет в нём коварства или лукавства – подними своё лицо. Умолчи! Подожди немного! Успокойся! Божья милость к тебе придёт. Не допускай, чтобы твоё сердце накрыла волна злости. Не затаивай зависть и месть в своём сердце. Бог прострёт тебе Свою руку и заговорит с тобой. Даже если и грешен – покайся, искренне восплачь о своём грехе. И если грехи багряны, как кровь – их убелит Господь белее снега. Так обещал Бог… если честное раскаяние, а не лукавство будет в человеческом сердце.
И третье… Если согрешил – исправляйся и думай, как жить дальше. Делай какое-то полезное дело, расти детей, уберегая их от греха. И возможно, будет у тебя радость: твои потомки спасут мир.