Святые Флор и Лавр – покровители лошадей. Это знают все православные христиане. Но так ли прост смысл иконы святых? Икона рассказывает нам много больше…
Божественное домостроительство. Дом – весь наш мир. Этот Дом сотворён любовью Бога. Несмотря на грехопадение и тленность мира, мир по-прежнему един. Передача Божественной благодати идёт через ангелов.
Мы видим, что икона выполнена в золотых тонах. Золотой цвет – цвет Невечернего Света. В самом верхнем ярусе иконы – архангел Михаил – «кто как Бог». Что мы знаем об архангеле Михаиле? То, что он низверг гордого Денницу с Неба. Но предание рассказывает и о других заботах архангела. Человечество, изгнанное из Рая, оказалось беспомощным. Чтобы жить – надо трудиться. И труд этот не прекратится до тех пор, пока душа человека не уйдёт в вечность. По-иному на земле не выжить. Потому на архангела Михаила была наложена ещё одна обязанность: обучать людей ремеслу, скотоводству, земледелию. Архангел Михаил – покровитель всех трудящихся людей. Нуждаются в защите и заботе не только люди, но и пострадавшие после духовной катастрофы животные.
На иконе архангел обымает своими крылами людей и землю. Он принимает Божью благодать, живоносные Божьи энергии и посылает их на землю. От Божественной Силы питаются люди, растения, звери, птицы, рыбы…
Балканские святые Флор и Лавр расположены чуть ниже крыльев архангела. Они молятся за людей и землю. Святые первыми получают из ангельского мира Божьи энергии и спускают их ещё ниже. Руки архангела Михаила и руки святых, а, так же, расположенные чуть ниже кони – образуют как бы единый круг, чашу. На некоторых списках икон архангел вручает святым поводья от двух оседланных коней. Богу подчинено время на земле. А ангелы и святые могут по воле Божьей им управлять. Кони — символ времени. Время — драгоценный дар. Ведь благодаря времени мы можем меняться!
В среднем ярусе иконы располагаются другие святые. То есть, святые образуют как бы цепочку для передачи жизненных Божественных энергий людям и всем обитателям земли. Трое святых – Спевсипп, Елевсипп и Мелесипп. Это три брата-близнеца. Три мученика Христовых. Во время мучений они оставались невредимы и живы. Именно они исповедали людям тайну: им, как мученикам, дана от Бога власть перейти к Богу, когда захотят. Зачем они оставались и претерпевали мучения? Чтобы посмеяться над злодеяниями тленного мира. Эти злодеяния только кажущиеся. На самом деле зла нет, хотя оно так спесиво. Там, где присутствует Божья Благодать, зло абсолютно бессильно. Зло — битые черепки, воинствующая пустота, ничто… Трое святых не чувствовали боли и исцелялись сразу же или вовсе оставались невредимы. Наконец, святые решили сами уйти к Богу. И когда они пришли к такому решению, они помолились, и врагам удалось их видимо умертвить. Но тщетно торжество зла! Теперь святые обрели у Бога полную защиту от болезней, смерти и несчастья – они перешли в иной мир. Но они активно продолжают служить людям. На иконе их бичи простираются к ногам архангела Михаила и касаются его одеяний. Они принимают благодать для того, чтобы из горнего мира передать её в мир дольний – людям и прочим обитателям земли.
На некоторых иконах бичи изображены реально. Именно так выглядят бичи конюхов. Но данная икона, представленная в начале статьи, показывает саму суть, соль: бичи здесь – как тонкие световые белые лучи. Через эти тонкие лучи света изливается благодать Божья на Божье творение.
Кони всегда символизировали бег времени. Два верхних коня – золотой и белый. На некоторых иконах – чёрный и белый. Смысловое значение – бег времени, день и ночь. Полные сутки принимает земля из горнего мира благодать Божью. Но более верное и ёмкое изображение именно это: не чёрный, а золотой конь. Ведь у Бога нет ночи и тьмы.
Есть и другое изображение Флора и Лавра – со святыми Власием и Спиридоном. Это нижний ярус иконы. Спиридон – пастух. А Власий – пастух, а затем врач. Когда епископ Власий удалился в пещеру, к нему постоянно приходили самые разные звери для благословения и исцеления. Святой возлагал руки на зверей, и они выздоравливали.
Вообще все звери стараются держаться близко к святым. Они страдают от нехватки Божьей силы и черпают её у святых.
Человек обязан заботиться о братьях меньших. В Новгородской земле есть такое предание. Один человек сильно бил своих лошадей. Вдруг около него оказались двое путников (Флор и Лавр), которые строго сказали: для чего бьёшь скотину? А как за эти побои бессловесной твари будешь отвечать перед Богом? Ведь и лошади молятся Богу. И сейчас их страдания вопиют перед Создателем.
Мир един. Мир повреждён. Но он остался единым. И потому нуждается в помощи. Не только святые, но и простые христиане способны мир исправлять и делать добрее. Хоть на немного… Важно, чтобы движение было встречным – Господь к нам, а мы – к Нему.