Удивительно, но очень мало литературы, посвящённой Господу Святому Духу. Господа Святаго Духа изображают на иконах в виде белой голубицы. Именуют Параклитом. Кто же такой Параклит?
Перевод этого слова сложен. Само слово «параклит» состоит из двух греческих слов. На русский можно перевести имя Параклит так: Тот, кто приходит, когда позовут и кто бывает бок о бок. Христос называет Духа Святаго Утешителем. Утешитель – тот, кто приходит по призыву, просьбе и остаётся бок о бок для помощи.
Христиане имеют источник радости по имени Параклит.
После прихода Господа Христа на землю сатана утратил власть над миром. Миром стал править Параклит. Он – Господин Церкви и главный её служитель. Ведь службы в церкви служит не священник, не епископ или патриарх. Службы совершает Святый Дух. А священнослужители – его первые помощники.
Дух Святый приносит истину и способность её познать. Он – Личность. И помогает нам стать Личностями. Личность имеет волю, чувства, знания, разум. Это то неистребимое, что останется при нас навсегда. Даже когда мы временно потеряем тело. Но личностью мы быть не перестанем.
От Личности неотемлема свобода. Вообще свобода и личность – это величайшие Божьи дары людям. Свободу Бог никогда не отнимает от своего любимого творенья. Люди, получившие энергии Духа Святаго, Его благодать и силу, не обязаны делать то, что им не нравится и неприемлемо для их личности. Человек остаётся свободным. Святый Дух, окормляя наши разум, волю, чувства, лишь помогает нам направить их в Божественное русло. Мы перестаём противоречить Богу. Иное действие у сатаны. Люди, одержимые демонами, полностью теряют свой рассудок, память, волю, чувства. Они делают то, чего никогда бы не сделали по своей воле. Святый Дух обожествляет человека. Злые духи унижают и низводят до уровня животного – не редкость, когда бесноватые люди начинают кукарекать, мяукать, гавкать, теряя дар человеческой речи.
Святый Дух спасает нас от одиночества. Когда мы попадаем в среду, которая нам чужда, без Святаго Духа мы оставались бы одни. Те, в ком Святый Дух сотворил себе обитель, именно потому, что не бывают одиноки, — всегда радостны. Совет апостолов «всегда радуйтесь» сложно исполним для того, кто мало общается со Святым Духом. Общение с Ним даёт истинную, непрестанную радость. Кроме этой радости мы мало имеем в жизни того, что вызывает у нас всегда и непременно радостные чувства.
Дух Святый может в одночасье изменить человека, сделать трусливого — храбрым, унылого – уверенным, скорбного – радостным. Так он изменил апостолов, которые были потеряны и не имели никаких душевных сил после того, как утратили общение с Господом. Святый Дух одарил их таким разумом, знанием истины, такою смелостью и уверенностью, бесстрашием и свободой, что 12 человек смогли изменить весь земной мир. Святый Дух никого не различает. Потому есть святые равноапостольные жены, которые так же бесстрашно и искренне шли на проповедь и изменяли мир. Как яйцо в человеческих руках непостижимым образом стало из обычного красным, так изменился мир по проповеди апостолов и равноапостольных.
Именно Святый Дух делает человека способным к несению царского сана, несению бремени главы государства. Без благодати Святаго Духа удел человечества — иметь только плохих правителей: человеческий ум несовершенен.
Святый Дух каждому из нас даёт наше сердце! Человек, принявший в себя благодать Духа Святаго, становится подобен музыкальному инструменту с хорошо настроенными струнами. На таком инструменте может играть Сам Бог.
Проявление Святого Духа никогда не бывает бессмыссленным, бесполезным, а тем паче – вредным. Ведь Бог – не есть Бог неустройства, как говорит ап. Павел в 1 Послании к коринфянам (гл.14, 33).
Дух Святый приносит господство, но не рабство. Это очень важно! Рабство – полное подчинение чужой воли при полном подавлении своей собственной. А господство есть ограничение воли в рамках разумного и воспитание чувства свободы, чтобы оно не было противоположно Божьему пониманию свободы. При этом человек действует сам и по своей разумной воле, при полной памяти, в полном сознании, согласно со своим сердцем. У Бога нет деспотизма. И богохульны слова верующих о том, что Бог насилует человеческую природу и посылает нам то, что мы не хотим. Об этом прекрасно сказано в работе Вл. Лосского « По образу и подобию» (гл. 12), которую легко можно отыскать в интернете в Православной библиотеке. Именно поэтому для православного человека должна быть очень дорога ветхозаветная Книга Иова. И особенно обидно, что именно эта книга, так ярко раскрывающая сыновне-отцовские отношения человека с Богом, понимается православными зачастую, как книга, поднимающая, как знамя, отношения рабски-подчинённые. Друзья Иова, пытавшиеся оправдать любую несправедливость и назвать её «волей Божией», вызвали Гнев Творца. Для Бога оскорбительно такое наше представление о Нём. Иов, человек дерзнувший спорить с Богом, оказался Богом любим! Любим именно за веру, что Бог выслушает его, как Отец сына. Бог – не деспот.
Вл. Лосский говорит так же о том, что Бог пошёл на определённый риск: Он сотворил Вселенную , образ которой и совершенство напрямую зависят от свободы и разума человека! Но тот, кто не любит, никогда не пойдёт на такой риск! Тот, кто не любит других, никогда не даст им свободы и никогда не позволит этим другим самим что-то решать в обустроенном Богом мире! Именно любящий Бог разрешил каждому человеку быть самим собой и лишь призывает нас быть созвучными Богу и идти навстречу к своему совершенству и обожению, слиянию с Божественной природой. Мы же вообразили себе Бога стариком, который готов ударить каждого из нас по голове в любой момент нашего непослушания. И мы просим Бога бить по голове всех тех, кто нам в данный момент мешает! А Он ждёт каждого из нас, как жаждал на Кресте покаяния Иуды: «Жажду!» Жажду увидеть тебя, падшего человека, добровольно припавшего к подножию Креста и орошающего это подножие искренними слезами добровольного раскаяния – не из-за страха, что Бог превратит тебя в пыль, а из Любви к Нему! Тот, кто любуется своим самосовершенством, говорит Лосский, никогда не позволит нарушить обустроенный им порядок. Бог не любуется Своим самосовершенством. Потому он пошёл на риск дозволить человеку вести к совершенству Вселенную. Мир земной и человеческий должен усовершенствоваться человеческими разумом и волей, ведомыми Святым Духом. В конечном результате мир человеческий должен слиться с миром Божьим.
Христане очень слабо осознают свою свободу. А собственную лень, нерадивость мы готовы богохульно списать на «промысл Божий», на «волю Божию». Именно потому, что мы не осознаём своей личной свободы, мы стараемся подавить её и в других людях. Но где Господь – там свобода! Мы не чувствуем Бога ни в душе, ни в разуме. Потому тиранически относимся к своим ближним – детям, жёнам или мужьям, к престарелым родителям, к сотрудникам по работе, к тем, кто беднее нас и ниже по социальной лестнице. Но Бог не есть Бог неустройства, но мира – вновь повторим слова апостола! Бог никого не лишает самобытности, личных желаний, личного видения окружающего его мира. Потому каждый человек имеет право быть самобытной личностью – в семье, на работе, в церкви.
Бог друзей Иова, говорит Лосский, угнетает человека своим господством, что есть искажение царственности Бога! По сути, речи друзей Иова – это речи защитников сатаны, который мечтает о неограниченном господстве над личностью, о неограниченной власти и тиранстве, о безраздельном влиянии на человека и человеческий мир: всё только по чужой воле; сам человек « не смеет пикнуть»: чужая сила в любой момент готова раздавить человека, унизить его, показать человеку «его место»: кал, раб, пыль, гной…
Вера подчинения есть и у бесов. Бес боится Бога. Боюсь, потому слушаюсь. И бегу от Бога. Но вера православного человека, вера христианина должна быть отличной от веры бесов!
Дух Святый не вырабатывается и не тренируется. Дух Святый нисходит, изливается на того, кто готов добровольно Его принять, кто жаждет «воды живой». Дух Святый Сам – Личность, потому Он не отменяет наш разум, но просвещает его и делает глубже. Дух Святый не отменяет нашу волю, но делает её полезной и разумной. Дух Святый не упраздняет наши чувства, но облагораживает их. Дух Святый предлагает, но позволяет нам принять или не принять. Дух Святый дарит каждому из нас свои дары. Дары мы получаем даром! А от нашей воли зависит развить их или не развить, воспользоваться Божьим подарком или нет, стать Божьим сыном или дочерью или отказаться от своего Верховного Отца. И вот парадокс: господство и подчинение, воля и подчинение не есть нечто противоположное у божьего человека. Потому у Божьих людей нет анархии, дерзости, непослушания, хотя и нет обязанности думать и поступать одинаково.
Бог доверил нам так много – совершенство мира. Мы же не приложили никакого труда для усовершенствования мира. А всю разруху, которую сами творим в мире ежедневно, списали на Бога: так дал Бог! А Бог нам дал быть личностью, от которой зависит бытие. Личность первична по отношению к земной материи.
Пора нам осознать своё безответственное отношение к Божьему мирозданию, которое Господь доверил нам. Святый Дух, очисти нас от всякой скверны и спаси души наши!
Послание к Римлянам ап. Павла, гл 8; 14-17: «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии; Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва! Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи. А если дети, то и сонаследники, наследники Божии, сонеследники же Христу, если только с ним страдаем, чтобы с ним и прославиться».